Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Финансовая самостоятельность обходится дорого, но крайне необходима

Учительская газета, №22 от 27 мая 2008. Читать номер
Автор:

На очередном заседании коллегии Департамент образования рассмотрел вопрос «О результатах перехода учреждений системы Департамента образования на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета в условиях нормативного финансирования и казначейского метода исполнения бюджета».

Елена НИКОНЕНКО, заместитель руководителя Департамента образования, доктор экономических наук:

– Одним из основных условий участия регионов РФ в конкурсном отборе в рамках национального проекта «Образование» был перевод образовательных учреждений на финансовые нормативы и вывод учреждений на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета. Нормативное финансирование, как известно,- основной механизм, позволяющий уйти от затратности бюджетных расходов в образовании и повысить их эффективность. Переход от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательной услуги – краеугольный камень реформ экономики образования. Расчет бюджета с применением подушевого бюджетного норматива на учащегося с использованием индивидуальных коэффициентов, применяемых при расчете расходов на содержание государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы к подушевым нормативам исходя из особенностей образовательного процесса в Москве, позволяет сформировать бюджеты исходя из прозрачных критериев, произвести выравнивание бюджетной обеспеченности образовательных учреждений. Кроме того, применение норматива непосредственно связано с концепцией бюджетирования, ориентированного на результат.

Информация к сведению

С 1 января 2006 года перешли на нормативное финансирование московские школы, с 1 января 2007 года – учреждения среднего профессионального образования и детские сады, с 1 января 2008 года – детские дома и школы-интернаты. В настоящее время пока не перешли на нормативное финансирование высшие учебные заведения и учреждения дополнительного образования.

Основные мероприятия внедрения нормативного финансирования – это прежде всего открытие лицевых счетов в каждом образовательном учреждении, издание нормативно-правовых актов о переходе на нормативное финансирование, подготовка статистической базы и учебно-методических материалов для проведения обучения административно-управленческого, экономического и финансового персонала.

Процесс выхода на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета в учреждениях системы Департамента образования начался в конце 2005 года. По состоянию на 1 января 2006 года в систему входили 3854 учреждения, из них 959 (25% от общего количества) самостоятельно вели бухгалтерский и налоговый учет, а 2895 учреждений находились на обслуживании в централизованных бухгалтериях. Количество учреждений на 1 января 2008 года составляет 3946 учреждений, из них 1556 учреждений (39,4% от общего количества) самостоятельно ведут бухгалтерский и налоговый учет. В этих учебных заведениях работают согласно штатным расписаниям 4988 сотрудников бухгалтерий, из них 68% имеют высшее образование, у 27% стаж работы от года до 5 лет, у 28% стаж работы свыше 15 лет. Средняя заработная плата бухгалтера в учреждении составляет 15 тысяч рублей.

В настоящее время в централизованных бухгалтериях на обслуживании находятся 2401 учреждение. При полном выходе на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета потребуется дополнительно 7683 бухгалтерских работника с фондом зарплаты 1,4 миллиарда рублей в год. При этом необходимо будет дополнительно оборудовать 7683 рабочих места в учебных заведениях, закупив офисную мебель, компьютерную технику, программное обеспечение и многое другое, что необходимо для работы бухгалтерий. Все это потребует дополнительно (из расчета 70 тысяч рублей на одно рабочее место) 537,8 миллиона рублей. К сожалению, нельзя взять компьютер, предназначенный для обучения школьника, в связи с тем, что мощность и программное обеспечение компьютерной техники не соответствуют требованиям бухгалтерских программ.

Кроме того, к сожалению, до сих пор не удалось внедрить в работу бухгалтерий единую бухгалтерскую программу. Нельзя не учитывать то, что централизованные бухгалтерии в округах используют разные программы. В централизованных бухгалтериях Юго-Восточного, Западного, Центрального округов работают по программе «Финпроммаркет», Северо-Восточный округ работает по программе «Аверс», Южный округ – по программе «МСС Бюджетный учет», Восточный округ – по программе «Эпсилон», Зеленоградский округ – по программе «1С», Северный – в двух программах: «Финпроммаркет» и «1С», Северо-Западный – в программах «Аверс» и «Парс», Юго-Западный – в трех программах: «Аверс», «Эпсилон» и «1С».

При выходе учреждений на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета Восточный, Юго-Западный, Северный, Южный, Юго-Восточный, Зеленоградский учебные округа открыли лицевые счета всем учреждениям, и в каждом учреждении была создана бухгалтерская служба. Однако в Северо-Восточном округе при выходе на самостоятельность 107 школ и в Центральном округе при выходе на самостоятельность 67 школ, которым были открыты лицевые счета, ассигнования по заработной плате остались на обслуживании в централизованных бухгалтериях, что не соответствует условиям самостоятельного ведения бухгалтерского и налогового учета. В 22 школах Западного округа и в 180 школах Северо-Западного округа также открыты лицевые счета, но централизованная бухгалтерия переводит заработную плату сотрудникам на пластиковые карточки.

При выходе учреждений на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета усиливаются финансово-экономическая и учебно-методическая службы. Основными функциями централизованных бухгалтерий при этом станут текущее и перспективное планирование, составление и анализ сводной бухгалтерской и статистической отчетности. Из обслуживания бухгалтерским учетом остаются отделы сводов балансов и отчетности, налогового и статистического учета. В централизованных бухгалтериях уже сегодня появились новые направления деятельности: реализация национального проекта «Образование», регистрация государственных контрактов в Автоматизированной системе ведения Единого реестра контрактов и торгов (АИС ЕРКТ), внесение государственными заказчиками сведений об исполнении государственных контрактов в АИС ЕРКТ.

Процесс перехода учреждений на самостоятельность не прекращается. До 1 января 2009 года планируется перевести на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета 56% всех учреждений системы, а число образовательных школ довести до 75%.

Положительными моментами перехода учреждений на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета можно считать:

– реализацию принципа экономической автономии образовательных учреждений и распоряжения собственными средствами, при этом разумно наличие собственной бухгалтерии в учреждениях при больших объемах внебюджетных средств, когда появляется необходимость оперативного и точного ведения налогового учета;

– создание атмосферы заинтересованности администрации учреждения в дальнейшем совершенствовании организационно-финансовых механизмов деятельности образовательного учреждения, в эффективном расходовании выделяемых бюджетных средств;

– создание благоприятных условий для привлечения в образовательные учреждения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов;

– оперативное реагирование администрации учреждения на возникающие непредвиденные ситуации, требующие принятия незамедлительных эффективных, экономически обоснованных решений.

При переходе на трехлетнее планирование бюджета такие учреждения определяют самостоятельную политику формирования и обновления своей учебной и материально-технической базы, получают возможность накапливать опыт стратегического планирования.

Для подготовки кадров для образовательных учреждений Москвы на базе Института подготовки руководящих педагогических кадров (ИПРК) Московского городского педагогического университета внедрены специальные учебные программы, в том числе для профессиональной подготовки заместителей директоров общеобразовательных учреждений по финансово-экономической деятельности (программа «Организация финансово-экономической деятельности в общеобразовательном учреждении»), для профессиональной подготовки бухгалтеров (главных бухгалтеров) и экономистов образовательных учреждений, для повышения экономической квалификации администраторов («Основы финансового менеджмента в образовательном учреждении»). За последние два года прошли обучение 103 директора школ и 236 заведующих ДОУ, 472 бухгалтерских работника, 83 заместителя директоров по экономике, 127 человек для резерва руководящих должностей. В настоящее время проводится комплектование группы в 110 слушателей из числа работников бухгалтерских служб. В каждом окружном управлении образования организованы центры обучения для бухгалтерских работников учреждений, самостоятельно ведущих бюджетный и налоговый учет.

Однако есть и отрицательные моменты перехода учреждений на финансовую самостоятельность. Это:

– неготовность руководителей образовательных учреждений к выходу на самостоятельное ведение бюджетного и налогового учета;

– трудности в подборе достаточного количества квалифицированных кадров для обеспечения ими всей сети образовательных учреждений в условиях усложненного бюджетного и пенсионного законодательства, технологии ведения бюджетного учета и формирования отчетности, а также динамично изменяющегося налогового законодательства. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству Российской Федерации. Таким образом, главный бухгалтер должен владеть основами юридических знаний и хорошо знать помимо бухгалтерского и налогового учета бюджетной сферы основы экономической деятельности образовательного учреждения;

– низкий профессиональный уровень бухгалтеров в бюджетной сфере влечет за собой искажение бухгалтерской отчетности;

– текучесть кадров – главных бухгалтеров, бухгалтеров – из-за низкой заработной платы в бюджетных учреждениях по сравнению с другими отраслями хозяйства, отсутствие взаимозаменяемости бухгалтерских работников;

– требуются большие бюджетные вложения средств в оснащение материально-технической базы;

– увеличивается временной период и возрастают трудозатраты при своде и сдаче бюджетной и налоговой отчетности;

– увеличивается документооборот при работе с финансово-казначейскими управлениями (присвоение бюджетных обязательств, увеличение количества платежных документов, составление реестров движения ассигнований по лицевым счетам);

– проведение конкурсов на работы, услуги, закупки товаров по регламенту, установленному Департаментом образования, осуществляется централизованно, соответственно оплату производит централизованная бухгалтерия как для учреждений, находящихся в составе ЦБ, так и для учреждений, находящихся на финансовой самостоятельности. Это влечет за собой увеличение объема работы централизованной бухгалтерии.

Однако в целом переход образовательных учреждений – процесс позитивный, актуальный, соответствующий требованиям настоящего времени. Кроме того, этот процесс способствует выравниванию бюджетной обеспеченности образовательных учреждений.

Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования:

– Я считаю, что проблемы перехода образовательных учреждений на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет не нужно накапливать, нам нужно постепенно решать их. Тогда потребуются не такие большие средства: если мы разбросаем по годам потребные средства, все окажется не так уж и неподъемно. Не надо заставлять всех разом переходить на самостоятельность, этот процесс должен быть постепенным, плавным, мы в рамках собственного бюджета, не обращаясь за дополнительными средствами, можем делать многое, если все правильно посчитаем. Не нужно рисовать «страшилки», нужно решать проблему постепенно, меняя подходы к этому. Нам нужно искать формы организации работы бухгалтерских служб, предлагать различные возможные пути. Один путь – интенсификация работы централизованных бухгалтерий или расширение штатов этих бухгалтерий, другой путь может быть совершенно иным, нам нужно ко всему этому подходить творчески. Решение всех этих задач необходимо для достижения цели, которая перед нами поставлена.

Евгений БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии по науке и образованию Московской городской Думы:

– Мы говорим о текучести бухгалтерских кадров из-за невысокой зарплаты. Но в коммерческой части у нас есть много предприятий, которые обслуживает одна и та же бухгалтерская служба, а не централизованная бухгалтерия. В этой бухгалтерской службе есть три-четыре-пять структур, она их обслуживает, ей это выгодно, и учреждениям это тоже выгодно. Мы же почему-то предполагаем, что в каждой школе будет сидеть своя бухгалтерская служба. Но ведь есть школы продвинутые, с большим количеством учеников и большой внебюджетной деятельностью, которые уже перешли на самостоятельность, там, видимо, есть смысл иметь свою бухгалтерскую службу. Но есть и такие школы, у которых небольшая внебюджетная деятельность, почему нельзя сделать так, чтобы была одна бухгалтерская служба на три-четыре-пять таких небольших школ, с тем чтобы и ей было выгодно, и школам не так накладно. Я посмотрел на график перехода московских школ на финансовую самостоятельность и понял: с такой скоростью мы не скоро перейдем на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет. Сегодня норматив дают такой, какой дает бюджет. Если исходить из реального стандарта, то сегодня школа получает 87% того, что ей нужно. Кроме зарплаты в нормативе, практически ничего нет, и пока финансовая самостоятельность школ условна. Мы сейчас готовим закон о нормативном финансировании и надеемся решить проблемы размера норматива.

Виктор КРУГЛЯКОВ, начальник Восточного окружного управления образования:

– По плану Восточный и Северо-Западный округа должны в 2009 году перевести все наши учреждения на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет. Не приведет ли это к тому, что мы окажемся в той ситуации, в какой находимся сегодня? То есть у нас мало того что разные бухгалтерские программы, так еще мы не имеем реальной структуры централизованной бухгалтерии, не понимаем, каким образом в 2009 году после перехода на самостоятельность наших учреждений должны выглядеть ЦБ. Не пора ли нам унифицировать процесс: пусть в одном году (даже в 2010-м) все закончить, подготовив нормальную структуру ЦБ, и сделать все единообразно, чтобы мы чувствовали себя действительно единой образовательной системой и в финансовом плане?

Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования:

– Думаю, необходимо подготовить для директоров и бухгалтерских служб какие-то учебники, методические пособия, то, что им пригодится в каждодневной практической работе. Директоров мы учим, но потом они уходят и могут забыть то, что им прочитали. А тут было бы нечто в руках, чем можно было бы руководствоваться постоянно, где будут не только теоретические знания, но и примеры из реальной жизни, какие-то практические занятия. Сегодня есть учебник, но, честно говоря, учиться директору по нему тяжело. Давайте закажем такой учебник, если его нет и трудно сделать, давайте подготовим практическое пособие.

Михаил ТИХОНОВ, начальник Юго-Западного окружного управления образования:

– Вопрос о финансовой самостоятельности образовательных учреждений находится в логике вопроса о том, удастся ли нам увязать экономику и содержание образования. Как мы видим систему московского образования к 2010 году? Что это – конкурентная и рыночная структура или это нерыночная структура, которая берет на себя все больше работы по социальной защите и соответственно дает всем одинаковое по качеству образование? Возникает вопрос об экономической целесообразности перехода на самостоятельность. Если я правильно запомнил, финансисты посчитали два года назад, что примерно миллиард стоит перевод образовательных учреждений на самостоятельность в том режиме, в котором мы пытаемся их переводить.

Следующий вопрос: почему при переходе мы действуем внерыночными механизмами принуждения, почему у нас не возникает сюжета, когда переход на экономическую самостоятельность выгоден школе и выгоден директору? Такие вопросы можно продолжать задавать, и, на мой взгляд, беда заключается в том, что за два года работы нам не удалось выработать одинаково понимаемой модели экономической самостоятельности образовательного учреждения. Мы всякий раз говорим о способах ведения бухгалтерского учета. Давайте посчитаем, что лучше: десять квалифицированных бухгалтеров, получающих сто тысяч рублей в месяц за обслуживание пятидесяти учреждений, или пятьдесят не очень квалифицированных бухгалтеров, получающих по двадцать тысяч рублей в месяц и обслуживащих те же самые пятьдесят учреждений? Здравый смысл совершенно определенно выбирает первый вариант, но мы получаем вопрос: как же так, коммерческой структуре отдадим бюджетные деньги для того, чтобы она и считала бюджетные деньги? Вроде бы получается, что мы при этом что-то радикально нарушаем. Естественный путь, на мой взгляд, таков: у нас в Юго-Западном округе получается перевести на самостоятельность 22 учреждения в год. Это тот уровень рисков, которые может переварить централизованная бухгалтерия и система управления.

У нас есть еще 94-й Федеральный закон. Наш округ имеет 3500 контрактов, которые заключены в результате проведения торгов. Легко посчитать, как это число увеличится при возникновении сотен самостоятельных учреждений. Но Федеральный закон предполагает (и московские законы, соответственно, это положение дублируют), что на единой торговой площадке округа – техобслуживание, текущий ремонт, услуги по поставке канцтоваров, на единой торговой площадке Департамента образования – капитальный ремонт, целевые средства, в частности, ДОУ, на единой торговой площадке города – мебель, торгово-технологическое оборудование, компьютеры и так далее. Где здесь есть место самостоятельной школе?

Вопрос о самостоятельности тоже, на мой взгляд, должен быть унифицирован. Модель финансово самостоятельной школы или детского садика должна быть, вне сомнения, одинакова для всех округов. Мы посчитали: 92 учреждения в существующий норматив не вписываются, и мы начинаем хитрить с коэффициентами, чтобы сильные поддерживали слабых, но если бы мы отдали школе все, что ей положено, у нас бы только 7 совершенно особенных учреждений не вписались в норматив, так как им требуются либо большие затраты на содержание бассейна, либо есть какая-то очень сложная педагогика и медицина, либо еще что-то. Есть ли в Москве опыт деятельности в полном объеме самостоятельного образовательного учреждения? Конечно, есть, это аккредитованная негосударственная школа, получающая нормативное финансирование. Мы не имеем от такой школы ни одного заявления о незаконных поборах. Вот рыночная модель, которая вполне может быть (если мы принимаем ее за базу) главной. В противном случае мы должны совершенно четко сказать, что соблюдать соответствующий темп перевода образовательных учреждений на экономическую самостоятельность мы сможем только одним способом – договорившись о том, что мы вкладываем в понятие «самостоятельность», и действуя в соответствии с этой договоренностью.

Елена САВИНА, главный бухгалтер централизованной бухгалтерии №2 Северо-Восточного управления образования:

– Инновационные процессы, происходящие в российском обществе, отражаются на системе российского образования. Оно становится более динамичным, то есть возникает возможность получения образовательных услуг представителями различных групп общества. Значительным итогом на пути реформирования бюджетного процесса в Москве стало утверждение столичным правительством Положения о порядке разработки, утверждения и мониторинга перспектив финансового плана и составления проекта бюджета на очередной финансовый год. Проведение этой работы предполагает усиление взаимосвязи и согласованности финансово-бюджетной политики с экономической, инвестиционной и социальной политикой, осуществляемой в Москве, обеспечение стабильности и преемственности бюджетного процесса, усиление прозрачности и эффективности механизма формирования и распределения финансовых ресурсов, а также создания условий для поэтапного перехода к программно-целевому бюджетированию, под которым планируется составление и исполнение бюджета. Основное направление изменений системы школьного управления образованием – автономность образовательных учреждений. Необходимо признать, что финансовая самостоятельность образовательных учреждений позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность, ориентироваться на нужды потребителей, проводить мониторинг, адекватный специфике работы той или иной школы. Вместе с тем возникают новые специфические для директора ОУ функции, продуктивное осуществление которых требует определенных знаний и способностей. Следует отметить, что изменилась функциональная направленность бухгалтерского учета – из преимущественно фиксирующего инструмента он превратился в инструмент анализа и совершенствования хозяйственной политики каждого ОУ, что, несомненно, должно способствовать развитию у бухгалтера чувства профессиональной ответственности за установление совершенных правил бухгалтерского учета и грамотное раскрытие информации бухгалтерской отчетности. Очень важным становится решение проблемы достаточного финансирования образования и рационального распределения финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении ОУ. Поэтому бесспорна актуальность программы модернизации механизмов формирования бюджета московского образования в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности. Мы можем говорить о том, что очень сильно набирает обороты направление национального проекта «Образование», в реализации этого проекта главная роль отводится двум, казалось бы, абсолютно экономическим механизмам: подушевому финансированию и финансовой самостоятельности. Но их нельзя рассматривать как чисто экономические, ведь тут главное не констатация факта: есть он или отсутствует, а использование этих очень важных экономических механизмов для достижения абсолютно педагогических целей – создания необходимых условий для получения каждым ребенком качественного образования. Ожидания, которые имеются у московских образовательных учреждений, связаны с возможностью их перехода на финансово-хозяйственную самостоятельность, причем полную. В основном эти ожидания были связаны с преобразованием схемы финансирования ОУ. Введение подушевого финансирования не оправдало долгих ожиданий руководителей образовательных учреждений, так как в полном объеме не обеспечивает затраты на содержание одного учащегося. В норматив не включены расходы на приобретение мебели и оборудования, проведение текущего ремонта, не учтены системы материального стимулирования педагогов и учащихся, отсутствует возможность приобретения компьютерной техники не как средства программы «Электронная Москва», а как средства учебного пособия – неотъемлемой части учебного процесса. Кроме этого, требуются иные организационно-правовые формы, которые позволят руководителям ОУ взять на себя всю полноту ответственности и участвовать в конкурсах по распределению бюджетных средств, привлекать внебюджетные средства и самостоятельно планировать реальную реализацию этих и других программ с точки зрения повышения качества образовательных услуг. Решение всех поставленных задач связано с некоторыми проблемами, влияющими на решение руководителей ОУ по переходу на полную финансовую самостоятельность. Это проблемы кадрового обеспечения, то есть привлечения квалифицированных специалистов бухгалтерских служб, обеспечение рабочих мест в создаваемых бухгалтериях ОУ, выбор организаций, обеспечивающих бесперебойный образовательный процесс, умение принимать грамотные, эффективные и своевременные управленческие решения. В нашем округе ведется систематическая целенаправленная работа по переходу ОУ на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета. По состоянию на 1 января 2008 года из 432 ОУ ведут учет самостоятельно 125 образовательных учреждений, составлен график перевода всех ОУ на финансовую самостоятельность. За прошедший период 2008 года из 306 ОУ, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, планируется перевод на полную финансовую самостоятельность 175 ОУ, 131 учреждение начнет самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета в 2009 году. Однако, учитывая все положительные критерии оценки такого перехода, нельзя не сказать о том, что остается проблема с переводом других ОУ, связанная со снабжением рабочих мест бухгалтерских служб компьютерной техникой и программным обеспечением. Причем следует учитывать, что необходимо устанавливать бухгалтерские программы и правовую базу, адаптированные с программами и базами централизованной бухгалтерии, так как сводная отчетность остается за централизованной бухгалтерией.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту