search
main
0

Философски и немного грустно

Джон Рэмбо - сильный снаружи и уязвимый внутри

Состоявшаяся 19 сентября премьера фильма «Рэмбо: Последняя кровь» по сюжету – продолжение четвертой части. Похоже, поклонников франшизы ждет сюрприз: фильм получился грамотным сплавом блокбастера и арт-хауса.

Одно время ходила такая шутка, в которой иронически обыгрывались Рэмбо и Рембо. Первый олицетворяет собой массовую культуру, второй – элитарную. Так вот, Джон Рэмбо (вымышленный персонаж, герой книг и серии боевиков. Впервые появляется в 1972 году в романе американского писателя Дэвида Моррелла «Первая кровь», по которому был снят фильм «Рэмбо: Первая кровь», вышедший в прокат в 1982 году, с Сильвестром Сталлоне в главной роли. – Прим. ред.) сделал семимильный шаг в сторону Артюра Рембо.
Фильм получился менее оптимистическим, чем предыдущие части, однако выиграл в глубине. Даже название немного ассоциируется с романом Хемингуэя «Прощай, оружие!». Видимо, десятилетняя разработка фильма положительно сказалась на качестве. Изначально Сильвестр Сталлоне хотел взять за основу сюжета научно-фантастический роман Джеймса Байрона Хаггинса «Охотник», где Джон Рэмбо должен был сражаться с неким монстром в районе Полярного круга. Хорошо, что он передумал, потому что есть полное ощущение, что Джон Карпентер в своем «Нечто» уже раскрыл тему, пусть там и коллективный герой, а не одиночка, как Рэмбо.
Нельзя сказать, что новый «Рэмбо» отличается большой оригинальностью, но он берет другим, как и 37 лет назад, когда вышла «Первая кровь».
Джон Рэмбо на пенсии, осел на отцовском ранчо и начал тренировать лошадей. Он безуспешно пытается забыть весь тот ужас, который он видел на войне. Ему помогает по хозяйству давняя его подруга Мария. У нее есть совершеннолетняя внучка, которой Джон Рэмбо заменил отца. В один момент хрупкое равновесие благополучия Джона рушится – девушку похищают и отправляют в бордель в качестве секс-рабыни. И тут наш герой берется за оружие. Первая реакция, которую может вызвать это описание: «Ну дальше все понятно. И вообще – сколько можно уже об этом снимать?» И тут как раз вся соль фильма – не столь важно «о чем», важно «как». А сделано это в духе фильмов Клинта Иствуда, а еще есть перекличка с «Тебя никогда здесь не было» режиссера Линн Рэмси. Там герой тоже пытается преодолеть посттравматический синдром и спасает девочек от сексуального рабства. Он тоже сильный снаружи и уязвимый внутри.
Мы живем в эпоху не то что размывания жанров, но появления гибридов: один из самых жизнеспособных – смешение блокбастера с авторским кино. Эта тенденция наметилась еще в 80‑х, когда вышла первая часть «Рэмбо», но в полной мере развилась уже в 2000‑х, после появления «Матрицы», «Эквилибриума» и других фильмов такого рода. Любопытно, что вторую часть «Рэмбо» снял Джордж П. Косматос, отец видного представителя современного авторского кинематографа Паноса Косматоса. Если отец всю жизнь снимал качественное развлекательное кино, то сын пошел по более экспериментальному пути.
Но вернемся к «Последней крови». Противники Джона Рэмбо – лидеры преступного картеля, которых в фильме столько, сколько голов у гидры. И самое главное – эти враги, к сожалению, бессмертны. Все, с кем он сражался раньше, имели какой-то кодекс чести. Но держатели борделя и наркотрафика не из тех людей, чем они и опасны. Они подлые, коварные, хитрые, злопамятные. Можно не перечислять все эти характеристики, достаточно того, что они втянули в свой грязный бизнес невинную девушку. И понятно, что герой пойдет напролом.
Создатели фильма постарались с жестокими сценами – на грани садизма. Но в том мире, который сконструировали режиссер Адриан Грюнберг и сценарист Сильвестр Сталлоне, все это выглядит органично. Кстати, по ритму фильм можно назвать шоковой терапией, где продолжительная экспозиция сменяется прыжком в тартарары сюжетных поворотов, твистов и ударных моментов. Даже те, кто скептически относится к самой идее сиквелов и эксплуатирования франшиз, могут пересмотреть свои взгляды после похода в кинотеатр.
Интересна география съемок: Болгария, Канарские острова и Великобритания. При этом отлично передан дух вестерна. Это напоминает опыты Серджио Леоне, снявшего самые ударные свои спагетти-вестерны в Италии. Как и в четвертой части, композитором ленты выступил Брайан Тайлер, работавший ранее с Сильвестром Сталлоне над серией «Неудержимые».
Ответим на вопрос: при чем здесь Артюр Рембо? Джон Рэмбо как никогда напоминает проклятого поэта. Кроме отчаяния и боли, у него ничего не осталось. Получилось философски и немного грустно. Любопытно, что Сталлоне как-то обмолвился, что если у него «выстрелит» пятая часть, то он и за шестую возьмется, «потому что очень любит это дело». Даже интересно, о чем будет эта шестая часть, потому что территория, на которую Джон Рэмбо вступил, за гранью отчаяния.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте