Как известно, XXI век – век компьютеризации и инноваций, век новых технологий. Это важно и современно. Уровень технического прогресса, конечно, многое говорит об уровне развития общества. Но это не единственный и, вероятно, не самый главный показатель.
Для меня как для учителя и гражданина основным показателем развития общества является уровень культуры общества, а неотъемлемой составляющей культуры является качество воспитания обществом подрастающего поколения. Воспитание детей, а именно воспитание в них гражданских и патриотических чувств, – это одна из актуальных и серьезных задач общества. На мой взгляд, развивать в детях чувства гражданственности и патриотизма невозможно без изучения истории страны, края, города, в котором дети родились и живут. Безусловно, они получают такие знания на уроках истории. Но в школьных учебниках длительное время доминировала традиционная установка на политическую историю, что приводило к тому, что роль личности, общественных институтов, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходили в тень. Изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР способствует формированию у школьников представлений об исторической судьбе нашей Родины.
Традиционный школьный фестиваль «Мы дети твои, Земля!» позволяет усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Принимая участие в подготовке к фестивалю, дети осознают, что сохранение культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности.
Расскажу подробнее о нашей школьной традиции. Когда возникла идея проведения фестиваля, все мы жили в стране под названием СССР. И назывался он «Фестиваль дружбы народов». Я как ученица нашей школы принимала в нем участие в 80‑х годах. Фестиваль был самым ярким мероприятием каждого учебного года, мы его ждали и готовились, держа в тайне от других классов свои режиссерские задумки и сценические приемы. До сих пор в моем школьном альбоме на почетном месте фотографии наших выступлений, а во время встреч одноклассников мы всегда вспоминаем наш первый сценический опыт.
Шли годы, и вот я пришла в свою школу учителем. Как классный руководитель я со своим классом окунулась в подготовку этого ежегодного мероприятия. Фестиваль состоит из двух этапов. Первый этап проходит в течение трех лет. Ребята готовят выступления, представляющие культуру и традиции субъектов Российской Федерации, сопредельных государств и стран мира. На втором этапе (его продолжительность пять лет) ребята изучают песенное наследие нашей страны разных исторических периодов, начиная с песен военных лет и заканчивая песнями начала нынешнего века. Каждый год второго этапа фестиваля посвящен определенной эпохе.
Через песенное наследие ребята узнают историю своей страны, ее обычаи и традиции. Такой вид деятельности развивает у них уважение к родному языку, гордость за свою страну и ее достижения, чувство ответственности за дальнейшую судьбу народа и страны в целом, гуманизм и милосердие по отношению ко всем ближним.
Содержание материала для постановок может подбираться в соответствии с конкретными воспитательными задачами, которые должны быть решены на каждом этапе в определенной возрастной группе школьников. Творческими руководителями ученических коллективов выступают классные руководители. Сразу скажу, что это очень трудозатратный процесс. Но какой блестящий результат: одна театрализованная постановка с проработкой темы и погружением в сценарный материал, в атмосферу эпохи дает воспитательный эффект больший, чем все классные часы учебного года вместе взятые! Помимо воспитательных решаются также и образовательные задачи. Ребята узнают многое из того, что не написано в учебниках по истории. Они учатся работать с различными источниками информации, анализируют и сопоставляют факты, изучают быт народов и народностей, их костюмы, фольклор, кухню.
Когда в среднюю школу, в 5‑й класс, приходят маленькие детки, им необходимо адаптироваться на следующей ступени образования. Классный руководитель может и должен помочь им в этом. Подготовка к фестивалю дает такие возможности. Это хороший способ для классного руководителя узнать детей, а детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности. Преподаватели, приглашенные на выступление, могут посмотреть на своих учеников во внеурочной деятельности и увидеть в них качества, которые не всегда разглядишь на уроке.
К участию в нашем фестивале мы привлекаем родителей. Так, например, при постановке композиции по мотивам повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» на роль старшины Васкова мы приглашали папу ученицы, сыгравшей роль Гали Четвертак, эта роль была бы сложна для ученика 7‑го класса.
Фестиваль сближает всех участников творческого процесса. У родителей, принимающих участие в общих делах класса, складываются более доверительные отношения с детьми, и период подросткового возраста такие семьи проходят менее болезненно.
Становясь старше, дети самостоятельно выбирают литературные произведения, музыку, песни, соответствующие выбранным эпохам. Так, на одном из конкурсов театрализованных песен XX века мой 10‑й класс исполнял песню Игоря Талькова «Россия». Исполнению песни предшествовала большая литературно-музыкальная композиция, где понятие Родины раскрывалось в женских образах.
«Россия-Родина – мать – эти слова неразрывно связаны в нашем сознании…»
В постановке соединялись особенности разных временных эпох: XIX век – на примере судеб жен декабристов, начало XX века – на примере судьбы Елены Турбиной, героини романа Михаила Булгакова «Белая гвардия», время ВОВ – на примере переживаний героинь стихотворений Юлии Друниной. Весь литературный и музыкальный материал подбирался детьми, они вживались в образы выбранных ими героев, изучая исторический контекст литературных произведений.
Как известно, именно в школьном возрасте детям важно определить для себя жизненные ориентиры. Наш традиционный фестиваль способствует этому процессу. Особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка в художественный мир литературного или музыкального произведения. Объектом идентификации в этом случае являются персонажи. Отождествление себя с такими персонажами рассматривается как один из социально-психологических механизмов воздействия театрального искусства на личность. Его следствием является рождение у воспитанников новых чувств, подобных чувствам любимых героев.
Екатерина КУЗНЕЦОВА, учитель физики, классный руководитель 10‑го класса школы №1582
Комментарии