search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Fensterplatz

Это немецкое слово означает “место у окна”. В Европе у окошка садится не тот, кто первый вошел в вагон, а тот, кто приобрел специальный билет. Если вы сэкономили, но посягнули на удобное местечко, придется рано или поздно уступить его законному хозяину. Игорь Смирнов, учитель года России-2002, преподаватель немецкого языка СШ N 9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Гатчины Ленинградской области, имеет все права на свое “Fensterplatz” в жизни. Он его заработал.

Зеленая лампа
Отмеченные “Оскаром” режиссеры и киноактеры произносят сквозь слезы несвязные слова благодарности. Речь обладателя Хрустального пеликана можно назвать последним конкурсным испытанием. Своего рода тест: о ком вспоминает педагог, получив одну из самых престижных наград? Учитель года России-2002 Игорь Смирнов на сцене Государственного Кремлевского Дворца сказал: “Каждый из нас помнит своего первого учителя. И сегодня в этом замечательном зале я называю имя Осиповой Нины Витальевны, которая 1 сентября 1959 года приняла меня в первый класс, и я стараюсь всю свою жизнь быть достойным этого святого образа русского учителя”.
С любимой первой учительницы для Игоря Борисовича началась педагогика. Благодаря маме, которая блестяще владеет немецким, Игорь Смирнов полюбил язык. Родители Игоря Смирнова учились в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. Отец закончил исторический факультет, мать – факультет химии и биологии. Студенческой семье было не с кем оставить маленького сына, и четырехлетнего Игоря брали с собой в институтскую библиотеку. Зеленые лампы на столах, фикусы, тяжелые толстые книги навсегда вошли в круг привычных вещей. В школе немецкий давался легко, опять-таки благодаря преподавательнице. Евгения Васильевна рассказывала ребятам о Дрезденской галерее, о том, как после войны картины спасали московские реставраторы. Она сама бывала в Дрездене – такая редкость в 60-е невыездные годы.
После школы у Игоря Смирнова не было никаких сомнений – конечно, институт Герцена, конечно, факультет иностранных языков. Игорь Смирнов: “Я благодарен своим вузовским преподавателям, которые фактически меня воспитали и подготовили для школы. За все годы обучения у меня была всего одна четверка, по политэкономии социализма. Получил знак от ЦК ВЛКСМ за отличную учебу. Так как я учился хорошо, мне разрешали работать переводчиком. За три года я получил солидный опыт общения с носителями языка. Очень хотелось знать еще больше. Год я изучал историю русского искусства в Русском музее. Два года – историю западноевропейского искусства в Эрмитаже. Я в этих музеях чувствую себя как рыба в воде. Меня до сих пор приглашают проводить экскурсии, я люблю это. Мне нравится изучать связь культур. Хорошо знаю историю и культуру Германии, Австрии”.
После окончания института молодого “немца” распределили в сельскую школу поселка Мшинская Лужского района Ленинградской области. Горожанину пришлось нелегко в деревне, но все искупал искренний интерес детей к предмету, их благодарность. Год Игорь Смирнов преподавал немецкий и английский языки, на следующий год к учительским обязанностям добавилась должность организатора внеклассной работы. А потом Игоря Борисовича назначили директором. Ему было 24 года. С тех пор руководство школьным коллективом – тяжкий крест, святая обязанность┘ После Лужского района была Луга, средняя школа N 1. Потом средняя школа N 36 станции Гатчина Октябрьской железной дороги. А с 1986 года и по сегодняшний день – средняя школа N 9 города Гатчины с углубленным изучением отдельных предметов. Однако во всех анкетах на первое место Игорь Борисович ставит должность: “учитель немецкого языка”. “Я до сих пор веду язык. И для меня это основная работа. В нашем отделе образования бывают в связи с этим недовольны. У меня уроки в понедельник и в среду. И если какое-то совещание в гороно, я не иду, потому что у меня уроки. Как я могу бросить детей? За ними никто смотреть не будет. Я должен работать в этом классе с этими детьми. Они пришли ко мне. Так что нашим управленцам приходится терпеть”.
Свои перемещения из школы в школу Игорь Смирнов всегда воспринимал болезненно. “Я очень привязываюсь не только к детям, но и к учителям. Я их очень люблю. Это самый мой большой недостаток. Я понимаю, что нельзя воспринимать окружающую тебя педагогическую среду как свою собственную. Уходит учитель работать в милицию, а мне это кажется личным оскорблением. Я его так люблю, а он уходит туда, где ему предлагают семь тысяч. Когда ты много лет работаешь с людьми, стараешься, чтобы каждый на своем месте раскрылся, уход даже одного педагога становится трагедией”.

Большой выбор в маленьком городке
– Как вы построили работу, когда пришли в гатчинскую школу?
– Мы уже 16 лет назад создали свою модель профильной школы, той самой, которая провозглашена одной из целей модернизации. В первую очередь я хотел, чтобы каждому учителю было комфортно, чтобы он раскрылся и не было ему альтернативы. Модель такова. Мы стараемся в нашем маленьком городке на базе одной школы дать большой выбор каждому ребенку. Кажется, сложная задача. А я думаю, все просто, если сначала определить потенциальные возможности педколлектива и выяснить социальный запрос родителей и детей. Одна учительница говорит: “Игорь Борисович, я до сих пор помню, как 12 лет назад вы провели анкетирование: какой предмет вы бы хотели вести в школе? Я написала – этику и психологию общения. Если бы не эта анкета, во мне бы все это так и уснуло, я бы никогда не поехала на курсы”. Она ведет этот предмет в нашей школе уже 10 лет.
– Что показали опросы родителей? Каков социальный заказ?
– На первом месте всегда физика, математика, информатика. На втором – химия, биология, экология. На третьем – иностранные языки и литература, гуманитарное направление. На четвертом месте экономика. Эти направления у нас существуют до сих пор, в каждой параллели с 8-го по 11-й класс.
Знаете, чем мы завоевали родителей? В начале 90-х годов была установка – в 10-е классы берем по конкурсу. А мы сказали: все, кто у нас учится, дойдут до 11-го класса. Все желающие. Тогда на нас все лицеи и гимназии, которые существуют в Гатчине, смотрели как на идиотов. Зачем? Когда можно набрать “сливки” со всего района. Они набирают. А мы не набирали тогда, не делаем этого и сейчас.
В 1987 году мы ввели углубленное изучение предметов с 9-10-х классов. А потом все учителя сказали – это поздно. Давайте начинать с 8-го класса.
У нас есть учителя, которые говорят: “Игорь Борисович, такой-то ученик не тянет в специализированном классе”. Я понимаю, что сегодня он не тянет. Но давайте дадим ребенку шанс. Я говорю: “Первый год не трогайте ребенка. Не ставьте ему оценки. Я директор, я вам разрешаю. На этом промежуточном этапе он должен работать не за оценку, а за результат”. Сначала нужно узнать незнакомого человека, его способности, его склонности.
Но и этого мало. Некоторые учителя говорят – давайте с
5-го класса вводить профилизацию. Если родители хотят, чтобы дети занимались ранним изучением иностранного языка или других предметов, давайте это сделаем. В этом году у нас два специализированных пятых класса – гуманитарный и биологический. Математику и физику не захотели родители.
Жаль, что здание у нас довольно старое, кабинетов не хватает. За 42 года в школе не было ни одного капитального ремонта. Содержим здание фактически сами – учителя, родители и дети. Работаем полностью в две смены – с 7.50 до 19 часов.
Профилизация – это очень большая проблема. Проблема выбора. Проблема кадров. Проблема материального обеспечения. Связь с вузами. Химия – это Химико-технологический университет им. Менделеева, один день ребята занимаются там. Биология – кафедра биологии РГПУ им. Герцена. Информатика у нас на базе кафедры компьютерной графики РГПУ им. Герцена.

“Немецким говорит Смирнов”
Так случилось, что я увидела урок Игоря Смирнова задолго до финала Всероссийского конкурса, на региональном этапе в Сестрорецке Ленинградской области. Было это в апреле. Не знаю ни слова по-немецки, воспринимаю этот иностранный язык как музыкальный фон. Вот и урок Игоря Борисовича приготовилась не слушать, а смотреть. Урок шел, дети отвечали бойко и весело. И вдруг я осознала, что понимаю, о чем идет речь. Помогла мне единственная русская фраза в начале урока: “Владимир Владимирович Путин во время пребывания на конференции в Веймаре в своем заключительном слове сказал: “Наши страны должны перейти от торговых отношений к отношениям инвестиционным”. А больше всего – сценарий урока. Ученики сидели на стульях в кругу, каждый выступал, судя по всему, с какими-то предложениями, а потом все живо обсуждали… Что? Звучали имена собственные – Петербург, Гатчина, Ломоносов, Петрозаводск. Конечно, речь шла об инвестициях, которые деловые люди из разных стран мира вкладывают в экономику Ленинградской области! Я убедилась в своей правоте, когда “комиссия” из юноши и девушки выбрала лучший проект. Стороны подписали бумаги и пожали друг другу руки. Сидящие рядом со мной англоговорящие члены жюри тоже напряженно наблюдали за игрой и, видимо, поняли не хуже владеющих немецким суть урока.
Еще раз коммуникативную методику в действии я увидела на втором этапе Всероссийского финала конкурса. Урок был для начинающих. Иным он и не мог быть. Ведь вместе с Игорем Смирновым в полуфинал вышли еще два учителя немецкого языка. Они тоже давали мастер-классы и, значит, ничем не могли помочь своему коллеге. Оставалась одна “немка”, не прошедшая во второй этап, и┘ множество желающих помочь. Увы, добровольцы либо не владели языком вообще, либо учили его в детстве. Что делать в такой ситуации? Перейти на русский язык? Игорь Смирнов остался верен себе и своей методике. На уроке звучала немецкая речь, немецкая песня, были написаны фразы на немецком. Но все прекрасно поняли, о чем идет речь. Вот карта, учитель показывает на ней страны, где говорят по-немецки. Цифра – 120 миллионов. Потом Игорь Борисович поворачивается к своим ученикам и охватывает группу одним широким жестом. Ясно: “120 миллионов в мире говорят по-немецки, и к ним сегодня прибавится еще 6 человек”.
Уже после урока Игорь Смирнов объяснил: “Ученик активен. Он работает. И педагогу нужно быть все время в движении. Процесс общения настолько захватывает┘ Дети, которым трудно дается язык, в любом случае повторяют несколько раз за другими детьми. Они слышат других. Ситуативная наглядность дает возможность отойти от русского языка и мыслить на иностранном”.
Конечно, чтобы использовать коммуникативную методику, нужно в совершенстве владеть языком. Игорь Борисович знает немецкий настолько хорошо, что не только печатается в немецкой прессе, но даже пишет стихи по-немецки. На региональном конкурсе “Учитель года Ленинградской области-2000” Евгений Травин посвятил коллеге такую эпиграмму:
Действительность достойна снов:
Немецким говорит Смирнов.
Игорь Борисович уточняет: “Я ни в коем случае не противник привлечения родного языка для объяснения каких-то явлений. Но это играет второстепенную и даже третьестепенную роль. Потому что научить языку можно только в общении. Я никогда не вел уроки по-русски. Для общения важны модели, которые употребляются в тех или иных речевых ситуациях. Мы прекрасно знаем: это путь изучения родного языка. Ребенку маленькому никто не объясняет, где подлежащее, где сказуемое, какие грамматические категории имеет глагол или существительное. Он вычленяет на слух грамматические модели и свободно ими оперирует. Вот этот принцип и лежит в основе коммуникативной методики”.

Игорь Смирнов – заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук. Состоявшийся педагог, директор, ученый. Кажется, такой человек не нуждается в экспертизе своих профессиональных способностей. Участие в конкурсе – самопроверка? Сам Игорь Борисович объясняет свое участие в “Учителе года” так: “Это конкурс профессионального мастерства. Нужно, чтобы в нем участвовало как можно больше мастеров своего дела. Размышления об этом подвигли меня показать, что я могу. И я не пожалел. Хотя конкурс стоил мне многих седых волос. Публичные выступления даются тяжело даже учителю”.
После мастер-класса кто-то из членов Большого жюри спросил Игоря Смирнова: “Что вы считаете самым замечательным в своей работе?” “Неожиданность”, – ответил педагог и лукаво улыбнулся.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте