Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Федора-бессмертник

Учительская газета, №3 от 20 января 2009. Читать номер
Автор:

Ежегодно перед Новым годом мы проводим дома генеральную разборку всех шкафов. И только сейчас я обратил внимание на очень необычное полотенце длиной около 3 метров. Мама увидела мою заинтересованность и сказала, что этот рушник выткала моя двоюродная бабушка Федора.

Свою родную бабушку Таню, которая в последние годы своей жизни жила с нами в Нижнем Новгороде, я немного помню. А вот про бабушку Федору попросил маму рассказать. Оказывается, у бабушки Федоры со времен Великой Отечественной войны было интересное прозвище – Федора-бессмертник.

До начала войны бабушка Федора окончила педагогический техникум и работала в школе, которая располагалась на краю родной деревни. При всей строгости характера она очень любила школу и своих учеников.

Когда началась война и всех мужчин взяли на фронт, ее поставили бригадиром. Люди ее уважали, она сама старалась – и к приходу немцев только их бригада в колхозе успела убрать и надежно спрятать хлеб. Этим хлебом они потом крепко помогли в первую зиму партизанам. Федоре не раз предлагали уйти в лес (уже было несколько случаев расстрела немцами учителей), но она не могла бросить больную мать.

Летом 1942 года вся округа собирала для немцев бессмертник. За этот целебный цветок немцы платили солью. И вот по деревне прошел слух: в Хотимске задержали троих подростков – бывших учеников Федоры. Они якобы под видом сбора бессмертника держали связь с партизанами. Еще через день новость пострашнее: подростков собираются расстрелять.

Федора оделась в свое строгое выходное учительское платье и пошла за пятнадцать километров в Хотимск. В том самом здании, где до войны был отдел народного образования, расположилась комендатура. Ее провели к пожилому немецкому офицеру. Федора сразу узнала в аккуратном, чистеньком переводчике бывшего своего сокурсника Игоря Спиридонова. Он улыбнулся ей и громко поздоровался. Федора не глянула в его сторону и сразу заговорила по-немецки, обращаясь к офицеру (язык она знала хорошо). Тот удивленно вскинул рыжие брови, предложил ей сесть. Федора сказала:

– Задержанные вами подростки из Чагодаевки – мои ученики, они учились в школе семь лет, я их хорошо знаю. Это очень дисциплинированные и послушные ребята. Они не могут быть связаны с партизанами.

Немец с нескрываемым любопытством смотрел на нее. Молчал, ждал, что она скажет дальше.

– Я прошу вас отпустить их домой. Это невинные дети.

– Они не так невинны, как вам кажется, – мягко начал немец. – И потом если это ваши ученики, то они должны быть воспитаны в коммунистическом духе, нацелены на борьбу с нами. Иначе какая вы учительница? Ваш муж коммунист? – резко спросил он.

Федора не была готова к такому повороту дела. Ей впервые стало страшно: она поняла, что уйти отсюда будет нелегко. Между тем Спиридонов что-то услужливо стал шептать на ухо офицеру.

– Есть выход, Жанна д’Арк! Для вас и ваших учеников. Вы, при полной тайне разумеется, становитесь нашим агентом. Так, пустяковое дело – иногда кое-какие сведения. Если даете согласие, мы тут же отпускаем детей. Повторяю: тайна гарантирована, никто не узнает.

Федора почувствовала, как что-то тонко зазвенело у нее внутри, нарастая гулом, ударило в голову, глазам стало больно. Она встала, вцепившись пальцами в стол:

– Нет! Я не пойду на это.

Офицер с сожалением покачал головой, хладнокровно улыбнулся:

– Вы садитесь, садитесь, давайте пофилософствуем напоследок. О смерти, о бессмертии, о бессмертниках. Вы не думали, например, над таким вопросом: мы принесли на вашу землю смерть, а ваши люди нам несут бессмертники. Мешками несут. Не странно ли это для уважающего себя народа? Где ваша идейная стойкость? Вы плохая учительница, у вас в России плохие учителя. Знаете, Бисмарк сказал после победы в войне с французами: «Победил не я, победил немецкий учитель». Что на это скажете?

Но Федора молчала.

Наутро ее неожиданно отпустили. Федора в смятении вышла за ворота.

У городской площади ее догнала легковая машина. Приоткрыв дверцу, вчерашний гестаповец сказал ей:

– Сегодня ночью они расстреляны. Вам не страшно возвращаться?

В школу после войны Федора не пошла – не смогла.

Ее несколько раз вызывали в районный отдел народного образования, убеждали, предлагали хорошие места. Но решение свое она не изменила, так и не вошла больше в школьный класс.

Видя, как мама бережно и аккуратно складывает рушник, я понял, что этот рушник много значит для нашей семьи.

Бабушка Федора его соткала, отбелила и вышила долгими зимними вечерами в память о своих погибших учениках. Красный цвет символизирует пролитую кровь, а белый – чистоту дел и мыслей. Меня эта история заставила задуматься о том, что есть ценности вечные – честь, достоинство, патриотизм. И есть преходящие – удобства и удовольствия.

Односельчане оценили поступок бабушки, чистоту ее помыслов и стойкость характера. За что и прозвали ее Федора-бессмертник.

Борис ЧИРКОВ, ученик 9-го класса лицея №38, Нижний Новгород


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту