search
main
0

Факультатив Демократия – учет интересов большинства

Хотелось бы, чтобы дети видели мир вокруг себя глазами гражданина. На основе гражданского видения мира строится все моральное воспитание. Воспитание доброго сердца – это основа взаимоотношений между людьми. Прискорбно, если подросток считает унизительным для себя заботиться о цветах, птицах, матери, бабушке, а таких примеров, к сожалению, сегодня немало.
Переживание собственной вины – важный источник нетерпимости к плохим поступкам других. Основой нравственного, гражданского воспитания является моральная убежденность. Свою задачу мы, педагоги, должны видеть в том, чтобы в каждом ребенке поддерживать душу человека совестливого.
Сегодня наши дети живут среди негативных раздражителей: агрессивные “тусовки”, наркотики, ранняя половая жизнь, пьющие родители, а может, и очень обеспеченная в материальном (но не в духовном) отношении семья. Они нуждаются в деятельности, в активном движении энергии. Они пытаются понять себя, других, найти ответы на многие вопросы. Нам нужны думающие граждане, умеющие анализировать нынешнее состояние.
Подросток – “человек своего времени”, а потому все изменения, которые происходят в обществе, находят свое отражение в содержании его ценностных ориентаций, идеалах взрослости. Очевидно, что подростки 1996 г. не похожи на подростков 2000 г., тем более не похожи они на подростков 80-70-60-х и др. годов.
Только 2-3 процента девятиклассников при ответе на вопросы анкеты изъявили желание “вернуться в прошлое”, о котором им рассказывают родители. И хотя школьники испытывают такие чувства, как страх, неуверенность, тревога, стыд и т.п., однако 40 процентов ребят предпочитают жить в “настоящем” для них времени. На другой вопрос: “Гордитесь ли вы “настоящим” нашей страны?” – только от 10 до 16 процентов учеников ответили положительно, от 58 до 74 процентов учеников ответили категоричным “нет”.
Практика показывает, для того чтобы подросток приобрел навыки гражданской позиции, взросления, ему надо начать жить в системе норм и требований, которые существуют в мире взрослых. Ему важно видеть “образец” для сравнения и оценки своих действий и поведения в целом, а потому так необходимо его общее с взрослым. В 14 лет человек сегодня получает паспорт, а в 18 лет – избирательное право, становится ответственным за свои поступки по некоторым статьям Уголовного кодекса – для человека эти действия рассматриваются как акты гражданского признания.
Процессы эмансипации в развитии личности юношеского возраста становятся доминирующими, в этот период она стремится к автономии от взрослого.
Сейчас перед юным человеком стоит задача социального и личностного определения своего места во взрослой жизни. От того, насколько он заинтересован в решении этих проблем и как они решаются, зависят процесс самоопределения и показатели сформированности социальной зрелости. У каждой личности свое восприятие будущего: одни проявляют беспокойство; другие беспечны, полагаясь на поддержку родителей; третьи считают, что могут сами решить все вопросы; четвертые проявляют тревогу и растерянность – все это определяет формирование ценностных ориентаций и форм гражданского отношения и поведения юношей и девушек в данный период их жизни.
Данные анкетирования школьников 9-11-х классов школ города Кемерова позволяют сделать вывод, что в классах с углубленной гуманитарной подготовкой в ответах ребят меньше наивности и доверчивости, социальной скованности. Социальная активность проявляется в обдумывании жизненных планов (моральные отношения, стиль и образ жизни, уровень притязаний и их соотношение с возможностями и способностями, выбор профессии и т.п.).
Юноша или девушка из существа, приспосабливающегося к среде, в этот период становится гражданином с активной гражданской позицией, который сам создает среду и активно ее преобразует. И в этом ему помогает образование. Живя в условиях переоценки жизненных ориентиров, перехода к новому образу жизни, связанному с рыночной экономикой и отношениями, к сожалению, многие школьники не имеют собственных взглядов, убеждений, не умеют осмысливать те процессы, которые происходят в стране.
А наши дети – это будущее страны. И тогда появляется очень много возможностей для манипулирования общественным сознанием, даже возможностей для того, чтобы возродить тоталитаризм. Главное в человеке – это гражданин, а все остальное – дополнение. И вот от того, какие гражданские чувства будет каждый из нас иметь, как он будет реализовывать свои права, насколько он будет ответственным перед собой, перед семьей, перед страной, зависят наше будущее, формирование гражданского общества.
Какова роль школы в этом процессе? Она является действующей моделью демократического общества. Но законы не могут писаться только для детей. Они обязательны для всех.
Известным педагогом Т. Конниковой было доказано, что участие детей в выработке норм и правил общей жизни делает их активными носителями и защитниками их. Это всецело относится к законотворческой деятельности в школе.
Конечно, невозможно всем вместе на общем собрании писать закон. Его проект готовит какая-то группа, но к обсуждению надо постараться привлекать как можно больше детей и взрослых. Отсюда и непременное условие опубликования принятых законов, фиксации внимания на их содержании, помощь в том, чтобы научить детей пользоваться ими при возникновении проблем и конфликтов.
Известно, что общество тем стабильнее, чем стабильнее действующие в нем законы.
Действительно, жизнь по закону, принятому давно, может переходить в привычку. Однако по отношению к коллективу школы это не совсем так. Его особенность – в постоянном изменении его состава. Приходят новые ученики, взрослеют те, кто в силу возраста не участвовал в законотворчестве, а чувство причастности должно быть присуще всем. Возможно, поэтому регулярное обсуждение уже принятых законов, внесение дополнений не столько ведет к совершенству самого закона, сколько рождает ощущение своего авторства.
Главная проблема для учителя – преодолеть взгляд на ребенка, принять его как равного гражданина в детско-взрослом сообществе (на сегодня пока школа остается авторитарной, к сожалению). Отсюда вытекает необходимость создания таких органов управления, которые бы признавались детьми и взрослыми как полномочные и референтные для всех.
В некоторых школах на Западе (школа Самархилл в Англии; Садбери Валей скул в Массачусетс; “открытые школы” в Калифорнии, США; Хедера-школа в Израиле и др.) такие собрания ежедневно проводятся для выслушивания претензий о нарушении прав ученика или учителя, каждый может высказаться о том, что ему понравилось или чем был недоволен за прошедший день. По каждому поднятому вопросу немедленно принимается решение большинством голосов. Общие сборы не должны превращаться в памятные многим линейки, когда директор или завуч распекают нерадивых учеников или нарушителей дисциплины. При всем равенстве прав взрослых и детей нельзя допускать, чтобы большинство выступающих были взрослые, превращать собрания в подобие педсовета, когда говорят учителя, а дети лишь присутствуют при этом.
Уместно помнить слова, приписываемые У. Черчиллю: “Только идиоты полагают, что демократия – это власть большинства. На самом же деле демократия – это учет интересов меньшинства”. На сборе могут быть приятны различные процедуры учета мнения меньшинства. К примеру, после выслушивания мнений всех желающих, выдвижения различных вариантов решения и голосования возможно вновь выслушать аргументы тех, кто оказался в меньшинстве, т.е. дать им еще одну попытку убедить присутствующих в правильности своего предложения. И если меньшинство настаивает на повторном голосовании, необходимо провести его. Важно добиться консенсуса, что, особенно в большом коллективе, непросто.
Наибольшее распространение в последнее время получили такие важные органы самоуправления, как совет школы. Их состав, функции и полномочия бывают весьма различными. Это связано с тем, как конкретная школа видит свою миссию. Если она заключена в трансляции знаний, то функции совета невелики, хорошие учителя и без совета могут научить. Если совет – совещательный орган при сильном директоре, его права ограничены решением только текущих вопросов… Если школа видит свою важнейшую роль как институт гражданского общества, то совет – один из уважаемых его элементов, обеспечивающий соблюдение прав человека, организующий опыт демократического поведения. Функции такого совета весьма обширны. Он готовит проекты школьных норм и правил, разрабатывает устав школы, ее конституцию, готовит проекты поправок.
Использование возможностей родительской общественности должно быть одной из забот совета. Организовать силами учителей, школьных психологов и самих родителей, определить основные направления совместной работы школы и семьи может совет. В школах с развитым внутришкольным законодательством одной из задач совета является обеспечение выполнения школьных законов. Через 2-3 месяца после введения в действие нового закона членам совета полезно проверить, как он начал действовать, и принять соответствующие меры по устранению причин, если он не соблюдается.
Эффективность совета как важнейшего элемента системы правового пространства школы во многом обеспечивается его составом. Представителей родителей имеет смысл избирать не тайным голосованием, а на общешкольном родительском собрании – 5-6 человек. Возможно участие в совете представителей классов (1-2 человека от класса), которые становятся членами совета по решению классного собрания на один-два месяца. Такая сменяемость позволяет расширить число учеников, непосредственно принимающих участие в управлении школой.
Важным условием, определяемым Положением о выборах в школьный совет или парламент, является запрет в ходе агитации на унижение чести и достоинства других кандидатов. За соблюдением равных прав и возможностей следит избирательная комиссия. Избранными в совет считаются те, кто получил относительное большинство голосов при соблюдении определенного законом количества членов совета и обязательного превышения на одного человека количества учеников.
Сегодня идет много споров о необходимости в школе специальной правозащитной организации. Известен опыт Я. Корчака в варшавском Доме ребенка по действию детского суда и разработке кодекса проступков и наказаний за них. Во многих школах России в 20-е годы такие суды также существовали. Во время сталинского режима и позже они считались вредными.
Причина в том, что в самом Советском государстве не соблюдался принцип четкого разделения властей. Законодательная власть (Верховный Совет) брала на себя часть судебной власти (например, выносила решение о лишении гражданства), исполнительная власть (Совет Министров) издавала постановления, нарушающие Конституцию (введение института прописки), суды всех рангов хоть и действовали по закону, однако нарушали процессуальные нормы.
Функцию судов брали не только известные “тройки” (представитель МВД, прокурор, партийный чиновник), но и партийные и даже комсомольские органы (исключение из партии или комсомола до вынесения приговора о виновности). В этих условиях даже игра в суд воспринималась как опасность для существующего строя.
Школьный орган правосудия работает открыто, если только потерпевшая сторона не попросит закрытого разбирательства.
В любом случае решение суда доводится до всех членов школьного сообщества. Демократия суда проявляется и в порядке его избирания. Каждый может выдвигаться в члены такого суда путем прямого, равного и тайного голосования при получении большинства голосов. В его состав могут входить и взрослые, и дети, но последних должно быть хотя бы на одного человека больше.
Деятельность суда можно начинать с права рассматривать какой-либо один вид проступков, к примеру, оскорбления чести и достоинства личности. Особенно важно следить за тем, чтобы такой правозащитный орган не становился дубиной в руках педагогов и был подлинно независим не только от учителей, но и всех органов коллектива. Решения суда могут быть обжалованы только на общем собрании, а не в кабинете директора или завуча, или на совете школы.
При достаточно развитом внутришкольном законодательстве важную роль в правовом пространстве школы может играть юридическая консультация. В нее по желанию объединяются старшеклассники и учителя.
Закон РФ “Об образовании” определяет основные права участников образовательного процесса. Однако в школе эти права могут быть конкретизированы и расширены. Кроме того, само обсуждение различных вариантов этих прав и обязанностей имеет большое значение для гражданского образования и становления гражданского опыта. Школьный закон должен предполагать право создавать и участвовать в работе любых неполитических и религиозных объединений в школе. Он может иметь и отдельные части, касающиеся прав и обязанностей учителей и учеников. Необходимость такого разделения не касается общих гражданских прав, а исходит из разных позиций, занимаемых в школе учителями и учениками.
Школа ХХI века должна стать и уже нередко становится ячейкой демократического общества.
Ее следует оценивать как учреждение, где начинает формироваться человек. Поэтому очень важно гражданское образование и воспитание, которое направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины.
Ключевым аспектом школы ХХI века должно быть “живое” общение между учителями и учениками, осуществляющееся на подлинных принципах духовного равенства. Именно энергичные, справедливые, добрые, не останавливающиеся на достигнутом, высокие профессионалы, учителя ХХI века создадут атмосферу теплого, уютного гнезда знаний в школе.
Первая роль учителя в гражданском образовании – мотивировать вовлечение школьников в исследование социальной ситуации. При решении этой задачи учителя можно назвать организатором, помощником, коллегой.
От преподавателя граждановедения требуется также умение употреблять и строить различные схемы, карты, диаграммы, рисунки, таблицы, структурно-функциональные схемы.
Компонентами гражданского образования являются:
признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к суверенной;
соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыбленность демократических прав и свобод;
законопочитание и законопослушание, охранительное отношение к закону;
бережливое отношение к природе, активная экологическая деятельность;
постоянное стремление к овладению социально-политическими знаниями, укрепление своих умений в их разумном и взвешенном применении;
развитое критическое мышление;
целеустремленность в своем личностном самоутверждении, вера в себя и в людей, в идеалы демократического общества, жизненный оптимизм.
И как результат – вовлеченность школьников, особенно старшеклассников, в процесс становления демократического гражданского общества в нашей стране.
Многие виды социальной деятельности носят групповой, коллективный характер. Это является дополнительным основанием для широкого использования учебного сотрудничества (различные формы).
Результатом деятельности учителя граждановедения является формирование дееспособного гражданина – творца правового государства и гражданского общества.
Надо иметь в виду, что демократия у нас в стране не имеет устойчивых позиций – мы говорим только о демократизации сторон жизни общества. Учитель не учит, за кого голосовать, и не объясняет, чьи политические взгляды являются правильными, а чьи нет. Он учит детей размышлять, задавать вопросы, критически смотреть на проблемы со всех сторон и делать собственные выводы с помощью дебатов, моделирования, дискуссии.
Одну и ту же тему, посвященную, к примеру, проблемам демократии, преподаватели разных взглядов и ценностных установок прочитают по-разному. Во всем мире так, наверное, и происходит. Но за рубежом если и есть разброс мнений, то в рамках некоторого общего консенсуса по основным ценностям. У нас пока этого нет даже на уровне школы, поэтому на учителе граждановедения лежит большая ответственность в плане его политических пристрастий.
На первый взгляд кажется, что американская система образования деполитизирована. Но на самом деле ничего подобного. В США политическая система заинтересована в том, чтобы новое поколение усваивало те ценности и нормы, на которых она базируется.
Только сейчас постепенно такое понимание начинает возникать и в России, но по крайней мере только на уровне школы. Учителю граждановедения, истории, политологии сегодня непросто работается, т.к. надеяться на успешное гражданско-правовое образование – в какой-то мере утопия: то, что объясняется детям в школе, легко нейтрализуется отрицательными воздействиями дома.
Есть мнение, что россияне (уже русские) совершенно незаконопослушны, нецивилизованны, дики и т.д. На самом деле более законопослушного населения, чем наше, трудно себе представить. Правопорядок существует. Он существует для 95-97 процентов граждан России. Возьмите случай с невыплатой зарплат. Люди месяцами не получают за работу. Это яркий пример социальной дисциплинированности граждан, которые способны не только лелеять свои права, но и “входить” в положение государства.
К 60-80-м годам все большее количество педагогов склонялось к тому, что “гражданственность” – весьма почтенная цель воспитания советского человека. Никто не знает, сколько времени пройдет, пока не только педагоги поймут, что гражданское образование и система воспитания и есть тот самый гвоздь, на котором держится вся конституция российской государственности, наши традиции, национальная самобытность и в конечном счете будет развиваться история России ХХI века.
Участие в движении “Новая цивилизация” ставит задачу, чтобы личность выросла ответственным человеком, самостоятельным, компетентным специалистом с активной гражданской позицией.
Крепкий дом, стабильный достаток, здоровье, образованные дети, защищенность от лихих людей, как говорили в старину, уважение к старикам, доброе отношение к соседям, поддержание семейных позиций – так кратко можно сформулировать главный воспитательный ориентир “Новой цивилизации”.
Гражданское образование уже вышло за рамки определенного урока. Школа становится правовым пространством.

Галина ДОВГАЛЬ,
преподаватель правовых дисциплин Кемеровского горнотехнического колледжа
Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте