search
main
Топ 10
Возвращение к традициям отечественного высшего образования поддержали в Правительстве России ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Факторы готовности к управленческой деятельности. Подходы к оценке педагогических компетенций в системе дополнительного профессионального образования

​Центр оценки компетенций педагогических работников был создан в Московском институте открытого образования в октябре 2016 года. Его руководитель кандидат психологических наук Светлана СУХАНОВА отвечает на вопросы «Учительской газеты-Москва».

– Светлана Валерьевна, какие цели и задачи стоят перед Центром оценки компетенций педагогических работников?  – Мы работаем над созданием надежного диагностического инструментария для оценки уровня сформированности компетенций педагогических и управленческих кадровк. Задачи организации тестирования, обработки результатов, составления отчетов по результатам тестирования также решаются сотрудниками нашего центра.  Одна из ключевых задач – оценка эффективности реализации программ ДПО. Сейчас в Москве создается единая система оценки эффективности повышения квалификации работников образования, которая позволит контролировать результаты обучения педагогов, а также качество реализации программ ДПО. Одним из автоматизированных инструментов контроля является тестирование педагогов с целью определения их готовности к освоению программ ДПО. Центр помогает разрабатывать контрольно-измерительные материалы, оценивающие образовательный прирост в процессе освоения программ дополнительного профессионального образования. – Чем обеспечивается надежность диагностических методик для оценки результатов обучения?- Подготовленные тесты являются методически точными измерительными инструментами, которые проходят содержательную, тестологическую экспертизу и пригодны для объективной оценки результатов обучения. В разработке тестов участвуют авторы программ ДПО, тестологи, а также эксперты, оценивающие соответствие тестовых заданий содержанию программы и планируемым результатам обучения. Каждый тест, прошедший экспертизу, участвует в апробации. Для авторов – разработчиков тестов (авторов программ ДПО) участие в этом проекте очень трудоемкая задача, которая предъявляет высокие требования к уровню профессиональной квалификации. Опытный разработчик, чтобы получить 20 хороших заданий, должен создать 40 заданий, половина из которых будет отбракована в ходе экспертизы и апробации. Для начинающих разработчиков соотношение качественных и некачественных тестовых заданий составляет 1/5. Таким образом, качественный тест предполагает слаженную работу разработчиков теста, экспертов и тестологов.  В настоящее время на тестологическую экспертизу в наш центр поступило 68 тестов, разработанных преподавателями нашего института, из которых 48 прошли экспертизу и находятся на апробации. – Какова степень участия сотрудников вашего центра в разработке тестов контроля качества реализации программ ДПО?- Мы омогаем преподавателям подобрать формат задания, его сложность. Ищем способы измерить различные образовательные результаты. Преподаватели, участвующие в разработке контрольно-измерительных материалов, реально повышают уровень своей профессиональной квалификации в процессе разработки тестов к своим программам, и качество программ улучшается. При таком подходе происходит конкретизация требований к результатам обучения, которых мы хотим добиться, и акцент смещается от оценки уровня профессиональной квалификации слушателя на оценку качества работы института. Таким образом, оценивание становится инструментом профессионального развития преподавателей и сотрудников.Результаты такой оценки будут полезны всем участникам, вовлеченным в процесс: педагогам и руководителям, проходящим повышение квалификации, преподавателям, участвующим в разработке и реализации программ ДПО.  – Участвует ли центр в оценке качества обучения управленческих кадров?- Центр участвует в нескольких программах ДПО для руководящих работников. Это программы «Эффективный руководитель», «Эффективный заместитель руководителя», а также это программы «Хочу быть директором» и «Рядом с директором». Участники всех этих программ проходят тестирование и получают обратную связь. Разработка диагностического инструментария для оценки эффективности реализации данных программ сложная и интересная профессиональная задача. На основе разработанной нами модели компетенций мы подготовили методики, позволяющие оценить несколько факторов готовности к управленческой деятельности.  Мы оцениваем мотивационную направленность руководителей, знания основ менеджмента и психологии управления, способность к принятию управленческих решений, стрессоустойчивость, уровень развития эмоционального интеллекта.  Каждая методика прошла процедуру апробации и верификации и является авторским профессиональным инструментом, созданным в МИОО.  Процедура тестирования в нашем центре автоматизирована, участники заполняют тесты централизованно, в компьютерных классах МИОО, или в качестве исключения дистанционно, из любой точки мира.  Программное обеспечение позволяет нам автоматически обрабатывать групповые результаты, формировать групповые отчеты. Анализ индивидуальных результатов и другую сложную аналитическую работу выполняют наши аналитики и эксперты, пристально изучая все нюансы.- Чем центр может быть полезен педагогам?- Обратная связь, которую мы даем педагогам и управленцам по результатам тестирования, помогает им более точно расставить акценты в повышении квалификации и в своей профессиональной деятельности. Многие педагоги отмечают важность такой обратной связи, она помогает им увидеть себя со стороны, критично отнестись к уровню своей квалификации, увидеть новые горизонты профессионального роста и личностного развития. Мы готовы помогать разрабатывать тесты и измерительные материалы не только вузам, но и школам.  Специалисты нашего центра – тестологи, методисты, аналитики – готовы консультировать педагогов по вопросам подготовки тестов к внедрению и использованию в Московской электронной школе. Полученный опыт внедряется в систему дополнительного профессионального образования города Москвы.  Профессиональному сообществу представлены принципы и технологии формирования инструментов входного и выходного тестирования. В ближайшее время стартует программа повышения квалификации для преподавателей системы ДПО Москвы, образовательным продуктом которой станут тесты как инструменты оценки достижения планируемых результатов повышения квалификации. – Светлана Валерьевна, в состав центра входит кафедра развития компетенций педагога. Расскажите, пожалуйста, о роли кафедры в реализации задач центра. – Задача кафедры –  обучение педагогов профессиональному   поведению через тренинги профессионального роста. При создании программ повышения квалификации мы используем разработки нашего   центра –    модели компетенций, в которых описаны их основные свойства, ведущие к эффективности, образцы поведения и индикаторы развития для каждой компетенции. Таким образом, методы измерения индикаторов профессиональных компетенций становятся методологической и инструментальной основой наших программ. Кафедра развития компетенций педагога является преемницей кафедры психологии образования. Мы бережно сохраняем приобретенные ранее опыт и традиции, специализируемся на вопросах формирования психолого-педагогической компетентности педагога.   Мы обучаем педагогов не только психологическим принципам обучения и воспитания, но в первую очередь решаем задачи формирования эмоционально-ценностного отношения педагога к профессиональной деятельности через тренинги профессионального роста. Наши программы направлены на то, чтобы научить педагога добиваться динамики образовательных результатов для каждого ребенка в соответствии с его способностями и возможностями. Именно так мы понимаем задачу психологического сопровождения образовательного процесса. Поэтому все программы, которые реализует кафедра в этом году, объединены в направление «Психологическая готовность педагога к работе с обучающимися, имеющими трудности в освоении общеобразовательных программ». Эти программы посвящены практическим технологиям работы педагога с различными категориями детей: социально уязвимыми, девиантными, детьми с ОВЗ, с эмоционально-личностными нарушениями, с трудностями в развитии познавательных процессов. – Какие из этих программ наиболее востребованы педагогами? – Наибольший интерес у педагогов вызывают наши программы по работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Мы обучаем педагогов работе с детьми, имеющими сенсорные нарушения, нарушения речи, двигательного аппарата, задержку психического развития, интеллектуальные нарушения легкой и средней степени тяжести, расстройства аутистического спектра. Уникальность данного образовательного продукта в том, что к преподаванию привлечены врачи, которые помогают учителям понять специфику и особенности здоровья детей, разработать и реализовать адаптивные образовательные программы, учитывающие реальные возможности ребенка. Также очень востребованы программы, посвященные работе с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения, и с «трудными» детьми. За четыре месяца на нашей кафедре по этим программам прошли обучение 750 человек.- Какая профессиональная задача является для вас ключевой?- Мой профессиональный интерес лежит в первую очередь в области создания психологически безопасной образовательной среды, в которой естественным образом должны происходить становление индивидуальности и поддержка уникального развития каждого ребенка.  Мы регулярно в течение нескольких лет реализуем авторские программы повышения квалификации в этом направлении, проводим семинары, тренинги, конференции, в которых раскрываются не только наши профессиональные, но и личностные смыслы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте