search
main
0

Фактор риска. Что дают ежегодные профилактические медицинские осмотры школьников

​В свое время Всемирная организация здравоохранения распространила доклад «Предотвращение хронических болезней – жизненно важное вложение средств», где говорится, что ответственность за нездоровый образ жизни лежит на личности. На самом деле, о последствиях безответственного отношения к своему здоровью в полной мере можно говорить лишь тогда, когда граждане располагают объективным доступом к здоровому образу жизни и имеют поддержку государства для его соблюдения.

Но об ответственности детей за свое здоровье говорить не приходится, поэтому Российское законодательство обязывает граждан заботиться о здоровье своих детей, гигиеническом воспитании и их обучении.Не снимает федеральное законодательство ответственности за здоровье детей и с образовательных организаций. Так, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 41 указывается, что для охраны здоровья обучающихся школы создают соответствующие условия, обязаны обеспечивать наблюдение за состоянием их здоровья и создавать особые условия нуждающимся в длительном лечении, а также для детей-инвалидов.В свою очередь охрана здоровья включает в себя прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров, порядок проведения которых регламентируется приказами Минздрава России. Но что интересно, до января 2018 года по приказу 2012 года №1346н целью таких осмотров являлось динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, своевременное выявление начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и опасных факторов учебного процесса на состояние их здоровья и выявление медицинских противопоказаний к продолжению учебы. С выходом в 2017 году нового приказа «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» №514н меняется сама их суть. Сегодня целью профилактических медицинских осмотров становится «раннее (своевременное) выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также определение групп здоровья и выработка рекомендаций для несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей». При этом Минздрав ссылается на статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Однако в законе нет слова «патологических», и это кардинально меняет направленность медицинских осмотров. Потому что выявление патологии – это уже не профилактика, основа которой заключается в предупреждении болезней, а не в констатации свершившегося факта заболевания.По новому приказу ответственность за организацию и проведение профилактических медицинских осмотров, составление календарных планов и обеспечение явки в лечебное учреждение учащихся возлагается на медицинскую службу. На основании результатов профилактического осмотра врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет группу здоровья и медицинскую группу для занятий физической культурой и, что очень важно, направляет информацию о результатах профилактического осмотра медицинским работникам медицинского блока данной образовательной организации. Однако в школах нет постоянных медицинских работников, следовательно, школы не располагают результатами профилактического осмотра (даже в виде статистической формы). В действительности детские поликлиники сведения о результатах профилактических медицинских осмотров представляют вышестоящей медицинской организации по форме №030‑ПО/о-17 в объеме всего города. И тут воп­рос: каким образом школа обеспечит обязательное требование закона по наблюдению за состоянием здоровья обучающихся и откуда она будет знать, кто нуждается в длительном лечении и для кого необходимо создавать особые условия?В структуре выявленных в ходе проведения профилактических медицинских осмотров заболеваний (состояний) у детей школьного возраста, по данным официальной медицинской статистики (форма №030‑ПО/о-17), за 2017 год первые 4 места занимают болезни органов дыхания, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни костно-мышечной системы и болезни нервной системы. У детей от 5 до 9 лет включительно первое ранговое место занимают болезни органов дыхания (22%), второе – болезни костно-мышечной системы (19%), на третьем месте – болезни глаза и его придаточного аппарата (16%). У школьников от 10 до 17 лет на первом месте – болезни глаза и его придаточного аппарата (28‑29%). Из общего числа зеленоградских школьников 33189, прошедших в 2017 году профилактические медицинские осмотры, выявлено 6678 человек с патологией глаз, или 20%. В 2015 году было выявлено при осмотрах с понижением зрения 3344 школьника (по данным формы 31), или 8,7% от числа осмотренных. С увеличением возраста укрепляется иммунная система, вероятно, поэтому болезни органов дыхания с первого рангового места у детей раннего школьного возраста к подростковому возрасту перемещаются на третье место. Второе место в раннем школьном и подростковом возрасте занимают болезни костно-мышечной системы. Всего же у школьников в 2017 году было выявлено по этому классу болезней 4135 случаев, или 12,4% от числа обследованных, в 2015‑м их процент составлял 6,8. Это цифры должны заставить всех нас серьезно задуматься о мерах профилактики, так как нелеченые случаи нарушения осанки неизбежно приводят к патологиям позвоночника, именуемым кифозом, лордозом и сколиозом. (См. схему.)Не случайно своим приказом за №58 в январе 2018 года столичный Департамент здравоохранения определил критерии для поликлиник с лучшей организацией медицинской помощи в образовательной организации, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детскому населению, где приоритет отдается выявлению патологии органов зрения и опорно-двигательного аппарата и своевременному проведению лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий по этим патологиям у детей в возрасте от 5 до 18 лет.Результаты медицинских осмотров школьников должны быть использованы в деле профилактики хронических заболеваний, а не становиться достоянием родителей, да и медицинской статистики, подтверждающей год от года ухудшение детского здоровья, о чем свидетельствуют данные приведенного графика.Конечно, в школах города много делается в плане профилактики заболеваний зрительного и опорно-двигательного аппарата – это постоянно проводимая работа по обеспечению достаточной освещенности рабочих мест у обучающихся детей, и обеспечение учебной мебели соответственно росту ребенка; и воспитание правильной рабочей позы у детей с первых дней посещения занятий; и проведение физкульт­минуток в ходе занятий, и многое другое, что рекомендуют санитарные правила. Но этого явно недостаточно. Необходимо и школам заботиться о здоровье детей, не наблюдая со стороны за их здоровьем, а внедрять в практику работы школ новые технологии контроля над состоянием здоровья еще на стадии предболезни (донозологический контроль). Не бояться осуществлять профилактическую деятельность на принципах государственно-частного партнерства, приближая к школам такие методы исправления нарушения осанки, как кинезотерапию – лечение движением и прочее. Активно внедрять мощнейшее средство, препятствующее развитию близорукости, – лечебную гимнастику, освоить которую необходимо всем детям школьного возраста.Повышенная школьная нагрузка, низкая физическая активность, нарушения режима дня, проведение досуга у экрана телевизора или различных гаджетов приводят современных детей к срыву адаптационных возможностей и, как следствие, к развитию различных хронических заболеваний. Вот почему вопросы формирования здорового образа жизни с раннего возраста становятся задачей первостепенной важности. Неспроста же этот вопрос звучал и на встрече Президента Российской Федерации В.В.Путина с руководством Российской академии наук и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в апреле этого года. Тогда академик В.П.Чехонин в своем выступлении отметил, что в области здравоохранения сегодня необходимо обратить особое внимание на здоровье мужчин и детей до 14 лет. Он подчеркнул, что благодаря инициативе президента в предыдущие 8 лет в аспекте формирования здорового образа жизни было многое достигнуто. Однако для прорыва в этом направлении потребуется формирование межведомственного совета, возглавляемого одним из вице-премьеров. По мнению академика, министр здравоохранения и РАН должны ежеквартально отчитываться перед президентом, перед его администрацией во всех аспектах, которые касаются программ и достижений целевых показателей.Совершить такой «прорыв» в деле профилактики заболеваний и увеличения продолжительности жизни населения невозможно, создав только межведомственный совет. Для этого надо еще вовлечь в образовательный процесс все субъекты профилактики (здравоохранение, культурные и спортивные организации, предпринимательство, общественность и местные органы власти – в качестве координатора совместных действий); создавать новые условия, возможности и технологии, разрабатывать программы, направленные на профилактику и формирование мотивации к здоровому образу жизни. В чем прав академик В.П.Чехонин, так это в том, что, действительно, такой механизм надо создавать при активном общественном контроле.Леонид ДЕНИСОВ, член Общественного совета при Департаменте образования города Москвы, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте