search
main
0

Евгений Ямбург: успех инклюзивного образования зависит от настроя учителей

Заслуженный учитель России, академик РАО и директор школы № 109 Евгений Ямбург поделился мнением об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Фото: пресс-служба главы и правительства Алтайского края

Евгений Ямбург в интервью 5-tv.ru отметил, что сегодня инклюзивное образование является мировым трендом. Именно на базе этой идеи он строит свою школу уже 46-й год. При этом стоит иметь в виду существование коррекционных школ для ребят с очень тяжелыми патологиями. С такими детьми нужно работать клиническим психологам – ведь ни учителя, ни другие школьники с такими учениками не справятся. Содержать ребенка в коррекционной школе финансово накладнее, чем в обычной. Поэтому такие организации стали закрывать, а детей с особенностями развития переводить в обычные классы. Однако, уверен педагог, экономить на содержании детей с ОВЗ нельзя.

В случае несущественных отклонений в здоровье опасаться нечего. Евгений Александрович высказал сожаление о наметившейся в последние десятилетия в России тенденции дискредитации инклюзивного образования. Оно необходимо, важно только воспитать профессиональных педагогов для качественного результата. Так, ученик с ДЦП при несложной форме болезни вполне может спокойно обучаться в обычном классе по стандартной программе. Однако педагогов надо готовить к работе с такими ребятами — успех значительно зависит от их настроя.

Для наглядности педагог представил ситуацию, когда слабовидящих детей объединили со зрячими. Один руководитель школы воспримет это в качестве обузы и во всеуслышание скажет, что теперь будет обустраивать пандусы вместо обещанного стадиона – понятно, как в школе встретят таких детей. А другой директор на общем собрании может предложить всем школьникам сыграть, например, в шахматы в темноте. Так не будет разделения школьников, и дети получат уникальный опыт.

В своей книге «Школа для всех» Евгений Ямбург рассказывает об адаптивной модели для детей. Она основана на трех тезисах. Согласно первому, никто не обладает абсолютным знанием о ребенке (ни педагог, ни дефектолог, ни психолог). Второй тезис гласит: «тест неидеален, диагноз — не приговор». Согласно третьему, каждый ребенок имеет право на чудо – он спровоцировал дискуссию среди педагогов и даже упреки в «ненаучности».

Однако Евгений Александрович привел в пример ситуацию, которая сложилась с одним из учеников в коррекционном классе, который влюбился в девочку из лицея. Сложно поспорить с тем, что любовь может сотворить чудо: на фоне чувств у мальчика стал развиваться интеллект. Поскольку у него еще были золотые руки, то он сделал на день рождения девочки кованую железную розу. Он хотел подарить цветок, забравшись на 22 этаж и педагоги-альпинисты подготовили снаряжение. Однако соседи донесли – и сотрудница отдела по работе с несовершеннолетними рекомендовала мне уволить учителей. Но Евгений Ямбург понимал, что влюбленного юношу все равно не отговорить, а без профессиональной поддержки он бы точно оказался в беде.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте