search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Ушел, чтобы остаться навсегда: что значит Константин Ушинский для отечественной педагогики
0

Евгений Ямбург, директор Центра образования №109, Москва: Чтобы ребенок любил свою страну, научите его любить ее литературу.

Когда мы недавно отмечали юбилей нашей школы, то на праздник приехали выпускники, многие – из-за границы, где живут и работают. А у меня недавно был разговор с одним выпускником, который вернулся и живет в России. Он очень продвинутый программист, поработал в Италии, в других странах. Я говорю: «А почему ты вернулся?» Он отвечает: «Вы знаете, Евгений Александрович, у меня такое ощущение, что там не мое, я там хожу, как по музею». Иными словами, есть вещи иррациональные, которые, конечно, не просто «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».

Десять лет назад я оказался по случаю в Иерусалиме с делегацией деятелей культуры, писателей, большой группы православных священников на празднике суккот – празднике в честь исхода из плена египетского. По всему Иерусалиму стоят шалаши, в их пальмовые крыши видны небо, звезды. Смысл праздника: при всей благоустроенности в плену свобода и звезды дороже, чем материальное благосостояние. Ежедневно в эти дни (как раз был разгар интифады) над городом барражировали вертолеты, все делегации сконцентрировались на большом поле, вокруг – огромное количество войск – мальчики и девочки в форме. Как только на поле развернули российский трехцветный флаг, у меня в глазах ужас был, потому что сотни и даже, может быть, тысячи солдат побежали в эту сторону. Оказалось, это бывшие наши люди, они подходили к православным батюшкам за благословением. И это в Израиле-то! Кто-то мне тогда сказал: «Понимаете, Ямбург, что произошло? Они в Израиль приехали, а из России не уехали!» У нас в сердце есть два клапана, можно любить и доисторическую родину, и историческую. А можно любить будущую родину, как любят ее у нас многие люди. Сегодня происходит, мне кажется, явление очень сложное и плохо улавливаемое в социологических опросах. Идет формирование какого-то нового мировоззрения у людей, потому что мы (и дети, и взрослые) испытываем сегодня тройной кризис. Первый кризис – кризис мировоззренческий: какой бы плохой ни был советский проект, он давал какую-то картину светлого будущего, и она позволяла примиряться с жизнью. Второй кризис – моральный, поскольку столкнулись этические традиционные и либеральные ценности. Третий кризис – психологический. Всегда взрослые твердят: не те дети пошли. Да, мы, когда были пацанами, блестяще ориентировались в своем дворе, но наши ученики блестяще ориентируются теперь во всем мире, спокойно выходят в Интернет, заказывают билеты, то есть для них весь мир открыт. У них в школах есть грамотные нормальные учителя, которые говорят то, что думают. Но мне не так давно привели девочку из другой школы, ее родители хотели отдать ее к нам в третий класс. Мы обычно спрашиваем: «Какие стихи ты знаешь?» Она прочитала стихи Никитина: «Это ты, моя Русь державная, Русь державная, Православная… Ох, есть за что нам любить тебя, нам любить тебя, назвать матерью». Я не возражаю, все так, но почему можно любить только державу очень сильную? А больную мать любить не надо? Для меня патриотизм – действительно боль человека. Патриотизм имеет две части – гордость и стыд, причем в равных пропорциях. Любой стране, любой нации есть чем гордиться и чего стыдиться. Но если мы все коллективно начнем только самолюбоваться и раздувать щеки, то придем к саморазрушению. Чтобы ребенок любил свою страну, научите его любить ее литературу. Когда я в прошлом веке начинал преподавать, то в старших классах было 400 часов на русскую и зарубежную литературу, сейчас их ровно 200, то есть половина. Правда, при этом сокращается и естественно-научная компонента. Отдельная школа с риском для жизни, нарушая, сохраняет все эти вещи. Между тем самое главное патриотическое воспитание – это образование.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте