Провести бы эксперимент – одну неделю вся школа живет строго по уставу – главному документу, принятому ее советом. Вот как записано – так и работать. Соблюдая все пункты, даже те, которые никто никогда не думал выполнять.
В День защитника Отечества я вспоминаю свою далекую уже службу. В армию я пришел в начале восьмидесятых, и попал в роту охраны. За первые полгода я пересмотрел все свои прежние взгляды на жизнь, на людей, на себя, на родное государство, на дружбу народов СССР и на тех, кого оставил в родном городе на два года одинокими и безутешными (как я поначалу думал).
Моим первым командиром роты оказался капитан Захаров. Его главным достоинством была молодая жена-красотка, которая иногда проплывала мимо нашей казармы. В звонкой внезапной тишине. По слухам, жил он с ней плохо, грызлись. За что ее солдаты еще больше любили.
Потом Захарова перевели в штаб, и к нам пришел капитан Иванишин. И я вновь пересмотрел свои взгляды на жизнь, на людей, на родное государство… далее по списку. Для этого наш новый ротный всего-то и сделал – настоял, чтобы устав гарнизонной и караульной службы выполнялся. В частности, при нем мы стали спать днем перед караулом два часа, как и записано в данном документе. При старом ротном мы в это время работали на хоздворе. Он говорил: «Вам, ленивые хряки, лучшее место – с себе подобными». Юмор такой у него был. А мы действительно еле ноги передвигали, постоянно носом клевали, где садились, там и засыпали. Но, видимо, была у командира роты какая-то выгода отправлять нас на хоздвор.
А устав? Уставом нас только пугали: дескать, будете возникать, все будет строго по закону – взвоете! А мы верили. Все, кроме меня. Потому что я его прочитал. От корки до корки. Сначала один, потом второй, потом остальные (четыре их, основных). Там не только про обязанности солдат написано, но и офицеров, на которых возлагается главная ответственность за все, что происходит в армии.
И вот сменился командир – и все поменялось. Кто не служил, тому не понять, что для солдата значат эти сто двадцать минут полного покоя. Это были блаженные два часа! Они предвосхищали бессонную караульную ночь, как солнечное утро медового месяца опережает ненастье будущих семейных распрей. Командир Иванишин и его царский подарок вернули мне силу, надежду, любовь к Родине, к ее вооруженным силам и даже к жене капитана Захарова! Я уж не говорю про рост боеготовности в роте, подъем настроения и прекращение таких казусов, как сон на посту.
Прошло много лет. Я в школе. Иногда вижу, как некоторые из моих коллег задерживают учеников на уроке после звонка (надо полагать, по исключительно веским причинам) или придумывают для «ленивых хряков» другие способы воспитания и «дрессуры». И хотя сам небезгрешен, но невольно вспоминаю любимого ротного и его кредо: «Живи по уставу – завоюешь честь и славу!» А если попросту – уважай закон, береги солдата. Вдруг пригодится.
Провести бы такой эксперимент – одну неделю вся школа живет строго по уставу – главному документу, принятому советом школы. Вот как записано – так и работать. Соблюдая все пункты, даже те, которые никто никогда не думал выполнять (заодно все ляпы обнаружатся). Соблюдать всем – от директора до вахтера, от выпускника до первоклассника. А для этого на это время вывесить устав на всеобщее обозрение куда только можно и ввести внутренний контроль из администрации, учителей и особо одаренных и рьяных старшеклассников. Одаренных в смысле наглости – как сказать классному руководителю, что ее дамские сапожки или прекрасно сидящие джинсы не вполне вписываются в деловой стиль одежды, который она сама же и озвучила на классном часе в начале года? И если курение в общественных местах карается административными мерами, а школьное крыльцо – это общественное место, то почему не караете? Написали – исполняйте! Не можете – не пишите.
У преподавателей и администрации тоже будет что сказать друг другу. Это вечный конфликт. Но надо иногда «сверять часы».
Уважение к законам у нас настолько утеряно, что впору начинать с самого низа, буквально с первого класса. Это одна из самых больных тем российского общества. Негромкая «рутинная» школьная стратегия «живи по уставу» может через десяток лет дать отдачу не меньше, чем все вместе взятые митинги на Болотной или где-нибудь еще.
Утопия, конечно. Но, возможно, хоть кто-то разглядит в этом другую жизнь, незнакомую нам – защищенную правилами. И запомнит. Как я запомнил капитана Иванишина, не сделавшего себе карьеры, но ставшего отцом солдат – командира роты охраны гарнизона Долляр Кировобадского района Азербайджанской ССР в 1983 году.
Об авторе:
Евгений Вирячев, младший сержант запаса, а также лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда
Комментарии