Мы привыкли, что учёба – полуформальность. А безответственность – привычка не учить уроки – уже закрепилась в сознании большинства школьников. Как два столетия назад писал поэт: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…»
Три года назад в ярославском аэропорту разбился Як-42. Погибла вся хоккейная команда «Локомотива», летевшая на игру в Минск. Россия вздрогнула.
И вот следственные процедуры завершены, начался суд. По предварительным данным, катастрофа произошла вследствие того, что второй пилот во время стартового разгона непреднамеренно нажимал педаль тормоза, так как имел малый опыт управления данной моделью самолёта. Первый пилот не разобрался в ситуации, и не прореагировал адекватно, хотя время у него, как говорят специалисты, было. Самолёт выскочил за границы взлётной полосы так и не взлетев толком, и разбился.
Погибших лётчиков уже не о чём не спросишь, поэтому на скамье подсудимых всего один человек – представитель руководства авиакомпании, который отвечал за подготовку лётного состава, а также обладал правом допуска экипажей к полетам и правом их отстранения в случае ненадлежащей квалификации. Обвинение настаивает, что свои обязанности ответчик должным образом не выполнял. Как оказалось, погибшие пилоты имели частые пропуски занятий по теоретической и практической подготовке, не обладали достаточными навыками пилотирования этого типа самолета, ни разу не проходили совместную тренировку на тренажере, второй пилот на момент полёта вообще не закончил переобучение на ЯК-42, и не имел права выполнения полетов, а с командиром судна ещё хуже – его допуск ответчик оформил на основании сфальсифицированных документов.
Так как суд не закончен и приговор не вынесен, мы с вами рассуждаем о причинах трагедии гипотетически – допустим, всё так и было в какой-то безымянной авиакомпании. Вас что-то удивило? Вряд ли. Мы к этому привыкли. Мы видим это каждый день. Наши школьники тоже любят прогуливать уроки, самое большое наказание им за это – звонок родителям. Наши ученики не усваивают учебную программу, но получают удовлетворительные отметки по всем предметам, так как оставить на второй год школа может одного, ну двоих. Трёх – уже нонсенс и «оргвыводы» вышестоящего начальства. Ладно – двойки! Но учитель ощутит давление администрации, рискнув не поставить «4» за четверть кому-то из категории «хорошистов». В Вологде существует негласный «муниципальный заказ» – определённый процент учащихся на «4-5» от всего количества учеников. Если меньше – школа или директор, в данном случае, это одно и то же, – лишаются каких-то льгот или благ.
Но разве это не такая же «фальсификация документов», о чём упоминал прокурор на суде по делу погибшего «Локомотива»?
Однако руководителей образования за подобное не призвал ещё к ответу ни один суд в мире. Видимо, недоученные выпускники школ, а точнее, выученные относиться пренебрежительно к собственному образованию, не сразу гробят самолёты, пускают под откос поезда, устраивают аварии на дорогах, производстве, в быту и на отдыхе, а то и на пустом месте. Не сразу. Но убеждённые в том, что учёба – полуформальность, привыкшие полагаться на русское «авось», с дремучей самоуверенностью, взращённой «добрыми» педагогами, эти интеллектуальные «полуфабрикаты» когда-нибудь «выстрелят», так как безответственность – привычка не учить уроки – уже закрепилась в их сознании.
Если суд подтвердит выводы обвинения, то рядом с руководителем лётной подготовки, что посадил в кресла пилотов недоученных лётчиков, которые попросту не умели управлять данным типом самолёта, не обладали надёжным набором навыков, и порешили полусотню молодых жизней, включая собственные, так вот, рядом с ним на скамье подсудимых вполне можно усадить всё наше российское образование в лице «руководителей полётов». Так как начало пути к разбитому самолёту на ярославском аэродроме, первые шаги к этой нелепой и страшной драме, эти пилоты сделали когда-то давно в стенах своей обычной российской школы, с обычными российскими традициями, о которых ещё два столетия назад писал поэт: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…»
Комментарии