search
main
0

Евгений Вирячев, Вологда: «Метод фокуса», или Что общего у рекламы и школьного урока.

Однажды, в коридоре какой-то конференции, на одном из плакатов я увидел фотографию школьницы с широко застывшими глазами, не видящими ничего, кроме школьной доски. Хотели бы вы, чтобы каждый ваш ученик на уроке пребывал в таком состоянии?

Смешной вопрос. Но как этого добиться? И вот недавно я задумался: а кто ещё, кроме нас, преподавателей, ставит перед собой такую задачу: сконцентрировать внимание значительного количества людей (чаще – помимо их воли!) на определённый временной промежуток для передачи какой-то информации?

Я нашёл – кто. Это производители рекламы.

Тогда я решил повнимательней присмотреться к этой сфере.

За свою историю реклама прошла длительный путь от простого информирования людей до «увещевания», убеждения и подсознательного внушения.

И хотя мы чаще отмахиваемся от неё как от назойливой мухи, думаю, кое-чему у неё поучиться можно.

Например, с чего мы обычно начинаем урок? С проверки домашнего задания. Устный опрос. Жертва у доски. Остальные в спячке (в лучшем случае).

Общепринятая в рекламной практике формула AIDA расшифровывается: attention (внимание), interest (интерес), desire (желание), action (действие).

Мастера рекламы утверждают – эти звенья нельзя поменять местами. Следуя по этой цепочке, урок нужно начинать с того, что захватывает внимание большинства учеников. С загадки, фокуса, стойки на голове, взрыва шумовой гранаты, эвакуации через дымоход… а может со звуков старинного менуэта или загадочного танго…

Правда, та же наука о рекламе предостерегает: не заслоните выгоду постановочными эффектами. Многие рекламные материалы сами по себе более интересны, чем то, что они рекламируют. Наверное, многие ещё помнят великолепные видеоролики «Банка империал», которые шли в 90-х годах. Но они скорее сделали известность не банку, а режиссёру Тимуру Бекмамбетову, ныне, как я прочитал, самому высокооплачиваемому в России.

В этой связи, я сразу вспоминаю свой первый год работы в школе молодым учителем географии, когда я вызвал ученика к доске и …. Он рассказал всё: все анекдоты, интересные факты, примеры из жизни, приведённые мною на прошлом уроке в качестве иллюстраций к главной теме. Он даже мои жесты и интонацию скопировал от усердия! Не смог вспомнить только одного – названия темы и что мы вообще проходили.

Перефразируя известное выражение, я бы сказал: «Внимание – дело тонкое».

И польза его на уроке только тогда, когда оно переходит в интерес.

«Интерес» – читаю я в книге Шуванова В.И. «Психология рекламы» – «это эмоционально окрашенное фиксированное внимание на определённом предмете». То есть, это тоже внимание, но уже направленное и эмоциональное. Как к нему перейти?

Ответ я нашёл опять же в руководстве по рекламе: «Одно из важнейших правил – не столько предлагать публике хороший товар, сколько внушить с его помощью … хорошее настроение!»

Потому что при положительных эмоциях и ухо благосклоннее, и глаз острее. Получается, важная задача начальной стадии урока – создать хорошее настроение классу.

Видимо, есть много способов это сделать. Но когда на одной из встреч с учителями я попросил помочь мне с этим, у коллег возникли затруднения. Большинство почему-то считает, что настроение у школьника можно повысить исключительно оценкой, разумеется, высокой.

Вот вам одна из психологических, а может, более верно – методических проблем: у нас мало способов влиять на расположение духа ученика, настраивать на благожелательный лад в начале урока, где это особенно важно. Быть может, читатели-коллеги со мной не согласятся. Не поделитесь опытом?

А пока вы думаете, я вверну здесь анекдот, для поднятия настроения, которое и при чтении статьи существенно.

«Встретились как-то российский футбол с российским образованием. Посмотрели друг на друга и, не сказав ни слова, обнялись и заплакали».

Итак, настроение есть. Но подлинный интерес, переходящий в желание, возникает и поддерживается только неудовлетворённой потребностью.

Широко известная пирамида Маслоу утверждает, что потребности человека разделены по уровням. Последние исследования в европейских странах говорят, что физиологические потребности сегодня удовлетворены в среднем на 90 %, в безопасности на 70, а в уважении и самоактуализации всего на 15-30. Это не могло пройти мимо производителей рекламы.

Речь пойдёт об «имидже».

Пример одной из самых удачных в прошлом рекламных кампаний – «Страна Мальборо». Наверняка, многие из вас, её помнят. «Лицо» «Мальборо» – мужественный ковбой.

Этот имидж, то есть определенный образ, живущий в массовом сознании, намекает покупателю – если вы курите «Мальборо», вы – мужественный сильный свободный человек, настоящий мужчина, уважающий себя.

Можно сказать, наши подростки не столько покупают сигареты, сколько себе – немножко имиджа.

Может ли школа использовать эту закономерность? Кто создаёт «имидж» урока? Наверно, все присутствующие на нём, но «виноват» обычно учитель. И хотя нам нередко приходится загонять наши «табуны» в «стойло», вряд ли образ ковбоя подходит для педагога. Как же найти подходящий имидж? Какими отличительными чертами должен обладать школьный наставник, чтобы надёжно удерживать внимание учеников?

И на этот вопрос производителям рекламы есть, что нам посоветовать. Точнее, подсказать направление поиска.

В упомянутой мною «Психологии рекламы» описан так называемый «метод фокуса». Суть его состоит в перенесении случайно выбранного объекта на тот, что помещён в фокус нашего внимания.

Пришёл этот способ из кинематографа. При съёмках одного фильма актёр работал над образом ковбоя (ковбойская тема нас сегодня преследует). Джинсы, шляпа, пара пистолетов – стереотипный набор. А хочется чего-нибудь особенного. Взяли случайный объект – тигра. И принялись подбирать качества этого хищника, которые могли бы быть присущи персонажу актёра. Тигр какой? Полосатый! Но полосатых ковбоев не бывает. Отпадает. …Смелый! Банально, – все ковбои смелые…. Пластичный, ступает мягко, по-кошачьи, но сам словно стальная пружина. В точку! Так была найдена знаменитая походка ковбоя Криса из голливудского фильма «Великолепная семёрка», которой потом подражали миллионы мальчишек 60-70 годов.

Согласитесь, интересный приём. Собственно, его я использовал с самого начала: «объект» у меня – реклама, в «фокусе» – школьный урок.

Чуть ранее мы искали характерные качества учителя, которые сами по себе привлекают внимание учеников. Значит, пользуясь описанным способом, в фокусе нашего внимания в данном случае – педагог. Осталось выбрать «объект».

На встречах с учителями, когда я предлагал им это задание, чего только они не придумывали! – страус, автомобиль «Запорожец», «моя прекрасная няня», студент Раскольников, ксерокс, рабыня Изаура …

Один раз предложили «Винни-Пуха». Стали называть его черты: добрый, толстый, весёлый, любит покушать, любит друзей, целеустремлённый.… И вдруг одна из присутствующих в зале женщин говорит: «Он придумывает собственные «шумелки, кричалки, вопилки, сопелки, пыхтелки». Через несколько минут мы сообща вывели образ учителя, способного в любой момент восстановить утраченное внимание класса, потому что у него на вооружении всегда имеется насколько оригинальных, только ему присущих фраз, речёвок, команд, жестов, традиций, которые помогают выработать «условный рефлекс», переход от простого слушания к заострённому вниманию.

Разумеется, если учитель безразличен детям как личность, то заинтересованности не добиться никаким способом. С другой стороны, у скучных преподавателей и не может быть увлекательных «шумелок-вопилок». И главное, разбудив Желание, нужно подвести его к Действию, – организовать учебную работу, иначе всё бессмысленно.

Мне так понравился образ Винни-Пуха, что придя домой, я залез в Интернет и прочитал про него… а может и про себя, а может, и про многих из нас: «Винни постоянно наполнен какими-то грандиозными планами, слишком сложными и громоздкими для тех пустяковых дел, которые он собирается предпринимать, поэтому планы рушатся при соприкосновении с действительностью. Он неизменно попадает впросак, но не по глупости, а потому, что его мир не совпадает с реальностью. В этом комизм его характера и действия. Конечно, он любит пожрать, но не это главное…» (да-да, не главное!).

А что главное?

…Джеймс Янг, великий шотландский врач, изобретатель как-то сказал: «Идея – это новая комбинация мыслей». То есть, идея – мысль, возникшая из элементов, ранее не связанных друг с другом.

Я объединил сегодня рекламу и школьный урок. Вы завтра, возможно, в качестве объекта для школьного «фокуса» выберете театр, спорт, руководство по пчеловодству, устройство африканского термитника, или то, что мне даже не представить. А если кто-нибудь скажет, что вы занимаетесь чепухой, приведите слова Эйнштейна: «Воображение важнее знания, ибо знание ограничено».

Об авторе:

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте