О том, что учителя в России получают достаточно низкую заработную плату, сказано уже немало. При обсуждении этой проблемы в нашей стране часто на контрасте отмечается высокий уровень благосостояния преподавателей в развитых странах. Попробуем провести небольшое исследование сложившейся ситуации.
Во-первых, не стоит думать, что работники сферы образования – самые высокооплачиваемые специалисты в развитых странах. Педагоги там, как правило, относятся к категории людей со средним достатком. Например, учитель в США в среднем получает около 45000 долларов в год, что примерно равно среднегодовому доходу гражданина страны. Во-вторых, не стоит думать, что уважение к профессии учителя в обществе снижается только в России. В любой стране, вставшей на путь серьезных перемен, такие профессии, как учитель, врач, тренер, становятся менее престижными, чем в странах с развитым и стабильным обществом. Но при всем этом даже в благополучных странах педагоги часто чувствуют себя ущемленными в своих правах. Например, в тех же США все меньше молодых людей стремятся выбрать профессию учителя, а разница в доходах между учителями и представителями других профессий неизменно растет.
Рынок труда характерен тем, что на нем существует конкуренция между разными видами деятельности, и человек выбирает ту профессию, которая более подходит ему по ряду критериев (уровень оплаты труда, условия труда, сложность работы и т.д.). Теперь проведем небольшой экономический анализ, который вполне нагляден и будет понятен всем. Результат работы учителя проявится лишь через много лет, когда дети вырастут и смогут проявить полученные знания. Есть много других видов деятельности, которые дают более «быстрый» результат. Например, строительство, предпринимательство, менеджмент. Позволить себе отдавать приоритет тем профессиям, которые нацелены на далекую перспективу, могут лишь ведущие мировые державы. Страны, которые только хотят попасть в число развитых, должны ускоренно развивать свою экономику. Поэтому в них основной упор делается на краткосрочном аспекте, они не могут позволить себе держать наиболее квалифицированных специалистов в тех сферах жизни, результат которых проявится через много лет.
Что же мы наблюдаем в России? Так как наша страна стремится как можно быстрее попасть в число развитых стран, то более квалифицированных специалистов государство направляет именно в сферы с наиболее быстрой «отдачей». Поэтому самый высокий уровень оплаты труда наблюдается в газовой, нефтяной и финансовой сферах. Именно они дают быстрый и сильный импульс развитию экономики страны. Логично? Вполне.
Приведенная экономическая логика верна в случае, если государство действительно стремится добиться существенного роста экономики. Ведь есть мнение, что в России сегодня вообще не существует четкой и проработанной экономической политики. Но надо признать, что в любом случае учителям не стоит рассчитывать на серьезный рост оплаты труда в ближайшие годы. Если государство не собирается (или не может) ничего кардинально менять в стране, то учителя останутся в своем нынешнем положении. А если государство ставит задачу значительного роста экономики, то педагогам и в этом случае не стоит ожидать существенного изменения своего материального положения. Потому что в этом случае будет сделана ставка на «локомотивы» экономики, дающие «быстрый» результат.
Несмотря на все вышесказанное, надо отметить, что качественное улучшение положения учителей возможно. Но лишь после того, как Россия войдет в число развитых стран и сможет ставить задачи на «далекую перспективу». А вот когда это произойдет? И произойдет ли вообще? Наверное, в том числе и об этом надо беседовать преподавателям со школьниками, будущими нефтяниками и банкирами, от которых зависит, попадет ли Россия в число ведущих мировых держав.
Комментарии