Меня весьма заинтересовало письмо-размышление директора школы о том, как приучать сельских детей к труду. Вопрос не из легких, но я убеждена, что за ответом на него далеко ходить не надо.В этом году в Ставрополье праздновали 90-летие колхоза «Россия». Разве я могла усидеть дома? Нынешний председатель сельскохозяйственного племколхоза Сергей Викторович Пьянов, герой труда Ставрополья, да и почти весь актив колхоза – это же мои бывшие ученики. После окончания Ставропольского пединститута меня направили работать в родную школу. Пятнадцать лет отдано григориполисской школе №2.
…В 1955 году правлением колхоза (председатель Н.Ф.Лыскин) по предложению директора школы Г.А.Ладыгина была создана ученическая производственная бригада. Первая в стране! Колхоз выделил 22 га плодородной земли, технику, построил жилой дом, столовую… Нам учиться было не у кого, ведь мы были первыми. Мы пробовали, экспериментировали, собирали по частичкам опыт, которым потом щедро делились с гостями. В григориполисскую ехали делегации из Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Кубы, Монголии, США, Англии, Канады и ряда других государств. В нашей школе готовили механизаторов, животноводов, виноградарей, лаборантов-семеноводов, дояров. Почти все колхозники, труженики полей и ферм, прошли через ученическую бригаду. Сегодня наш колхоз «Россия» – одно из немногих процветающих хозяйств, в котором все 22 тысячи гектаров земли находятся в неделимой коллективной собственности.В 1966 году за успехи в обучении, воспитании подрастающего поколения и создание новых форм трудового обучения григориполисская средняя школа №2 была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В лихие девяностые годы по понятным причинам движение ученических бригад повсюду пошло на спад. Однако ученические производственные бригады Ставрополья доказали свою жизнеспособность. В 1988 году они обрели второе дыхание, когда руководством края (губернатор Александр Черногоров) было принято решение возродить давнюю трудовую традицию. Уже к июню 2004 года в крае стабильно работало около двухсот ученических бригад.Безусловно, есть определенные новшества в нынешней трудовой деятельности ученических бригад. Если раньше в бригаде за три потока проходили около 300 школьников, то теперь в основном здесь трудятся только дети колхозников, а это 50-60 человек в потоке. Ученики 7-8-х классов работают утром в поле по два часа, старшие – два часа утром и два часа после обеда. Трудятся на новейшем оборудовании на полях, животноводческих фермах и в лаборатории колхоза.Круглый год идет опытническая работа. Сельские ребята включаются в реальный процесс трудовой деятельности уже с первого класса. Они знакомятся с динамикой развития посеянных ими семян, различной технологией посадки овощных культур. Ученики 5 – 6-х классов в этом году занимались выращиванием сортовых семян пшеницы и определяли эффективность различных методов технологии на повышение урожайности. Новым в работе ученической бригады стало выращивание по заказу одного из НИИ учениками младших классов 12 гибридов (180 горшочков) узамбарской фиалки.Празднование 90-летия создания колхоза проходило в недавно построенном здании летнего театра на тысячу мест. В ходе торжества правлением колхоза бригадиру ученической бригады было передано знамя колхоза как символ эстафеты трудовых дел от поколения к поколению. Лилия ИВАНОВА, отличник народного просвещения, Москва
Комментарии