search
main
0

Это труд, а не игра

Все о школьных олимпиадах по робототехнике

Робототехника все быстрее спускается из научной фантастики в реальный, каждодневный мир. Это заметно и в школе: в Москве растет количество профильных кружков и олимпиад по робототехнике. Одним из таких мест, где увлеченные ребята могут попробовать себя, стал Центр педагогического мастерства. Он проводит для столичных школьников занятия по электронике, моделированию и программированию, а также обеспечивает их подготовку к различным робототехническим соревнованиям. Все, чтобы сделать такое перспективное направление более привычным и доступным для детей.

Сейчас робототехникой многие занимаются с детского сада и сравнивают ее с игрой в конструктор. Однако эксперты настаивают, что на деле это комплексная наука, которая объединяет компетенции по математике, физике, информатике, технологии и даже химии и биологии.

– Важно понимать, что это труд, а не игра, – предостерегает заместитель директора ЦПМ Наталья Петровская.

– Робототехника стала мировым трендом буквально 15-20 лет назад. Теперь возможности автоматизировать простейшие устройства появились даже у школьников, – рассказал тренер ЦПМ по робототехнике Сергей Мустафин.

По его словам, видя мировой тренд, ЦПМ также стал вводить новое направление в соревновательные мероприятия. Таким образом организация поддерживает популяризацию робототехники в школьных кругах уже около 10 лет. ЦПМ продолжает развитие множества профильных олимпиад. Все началось с Московской олимпиады школьников по робототехнике. Еще в самом начале в ней принимали участие не более 20 человек, а теперь – около 3000 ежегодно. Сейчас эта олимпиада стала одной из ключевых по своему направлению.

– МОШ – это одно из самых массовых мероприятий. В теоретическом туре участвуют 1500 человек, а в практическом – 750. Это большие цифры по меркам олимпиад, – поделился Сергей Мустафин.

На МОШ школьники самостоятельно собирают и программируют роботов, вместе с которыми примут участие в соревновании. Фантазия не ограничена: можно использовать любые предметы и детали. Затем учащиеся соревнуются в выполнении технических заданий. Например, в одном из них в прошлом учебном году роботам необходимо было расположить на поле выигрышную стратегию игры «Крестики-нолики», предотвратив победу соперника.

Для участия в этом соревновании приглашаются ученики 5-11‑х классов. Однако, по словам экспертов, уже нередко в него вовлекаются даже учащиеся начальной школы. Например, ученики третьего класса выступают за пятый. МОШ – рейтинговая олимпиада, которая уже не первый год входит в перечень Минобрнауки и дает преференции при поступлении в вузы. В частности, благодаря этому она пользуется таким спросом среди учащихся.

Кроме того, ЦПМ самостоятельно разработал свою олимпиаду по робототехнике. Ее система выстроена особым образом. Она имеет три уровня – для младших, средних и старших школьников. Подраздел олимпиады Робоstep предназначен для начинающих. По словам Натальи Петровской, он предполагает знание элементарных шагов в программировании, электронике и механике. Освоив их, ученики могут двигаться дальше, решая все более сложные задачи.

– Независимо от возраста в олимпиаде Робоsteр участвуют школьники и 3‑х, и 10‑х классов. Это значит, что включаться в инженерную историю никогда не поздно и, как теперь показывает практика, никогда не рано. Робототехника уже спустилась в начальную школу, – подчеркнул Сергей Мустафин.

Для тех, кто не любит индивидуальные соревнования, ЦПМ создал Московскую командную олимпиаду по робототехнике. От остальных она отличается тем, что в ней школьники соревнуются в группах. Эта олимпиада является отборочным турниром для Всероссийской робототехнической олимпиады. Там ребята соревнуются на более высоком уровне, а также имеют возможность принять участие в международном турнире.

Для участия в командной олимпиаде школьники работают сообща. Пока одни подготавливают детали, другие занимаются механикой или электрикой. Перед самим соревнованием ребята проводят первые опыты на роботах, проверяя тем самым результативность и качество выполнения своей работы. Благодаря таким тестам и замерам команда сможет более успешно выступить на самой олимпиаде с первой попытки.

Однако одним из наиболее полюбившихся школьникам соревнований стал Турнир двух столиц, который сейчас преобразовался в Турнир технологических сборных.

– Это настоящий праздник! Все участники и тренеры всегда ждут его с нетерпением, – так описала соревнование Наталья Петровская.

На этом турнире-фестивале участники в формате эстафеты создают роботов и ищут интересные инженерно-технологические решения. Для этого школьники могут использовать, например, 3D-принтеры или лазерные станки – все, чтобы проявить смекалку и навыки.

Многие ошибочно считают, что для участия во всех перечисленных и многих других робототехнических олимпиадах необходимы особые знания и практика. Однако эксперты с этим не согласны.

– Практически все олимпиады, которые проводит ЦПМ, носят образовательный характер. Они доступны любому – не только в Москве, но и за ее пределами. Вместе с педагогами ребята могут начать готовиться к любому из профильных соревнований и, решая практические задачи, освоить все необходимые компетенции, – отметила Наталья Петровская.

Так, робототехника оказывается ближе, чем мы думали. Она внедряется не только в нашу повседневную жизнь в период глобальной автоматизации, но и в базовую школьную программу.

– Создание роботов – это инструмент, который становится естественной мотивацией для учащихся узнавать новое и создавать. Все что нужно – это желание и горящие глаза. Возможностей сейчас более чем достаточно, – заключил Сергей Мустафин.

Анна СОКОЛОВА, Анастасия КОТИК (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте