Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Опыт

Это про детей и для детей

Впереди еще много работы
УГ - Москва, №39 от 28 сентября 2021. Читать номер
Автор:

Управляющий совет – сердце любого образовательного учреждения. Сердце как двигатель сложноорганизованной системы. Сердце как любовь и забота. Быть членом управляющего совета – значит не бояться ответственности, проявлять энергичность и неравнодушие, следовать в фарватере ведущих образовательных трендов, делать школу ученикоцентричной, способствовать диалогу статусов и поколений. Здесь не может быть случайных, пассивных и безразличных к судьбе школы людей. Скажете, мол, звучит чеканно и пафосно. Позвольте убедить вас в обратном.

1февраля 2021 года в школе №538 имени С.В.Гришина по итогам выборов был утвержден список членов управляющего совета, куда вошли пять родителей (законных представителей) обучающихся, пять работников образовательного учреждения и пять обучающихся. В ходе предвыборной кампании кандидатов из числа родителей выяснился колоссальный интерес к участию в государственно-общественном управлении со стороны людей не только разных возрастов, но и разных профессий: врачи, экономисты, инженеры, программисты, лингвисты, предприниматели, коучи и даже работники в сфере атомной энергетики – все готовы не только требовать, но и созидать. Это подтверждают и заявленные кандидатами цели участия в работе УС: защита прав и законных интересов участников образовательного процесса; представление интересов многодетных семей школы; поиск, проработка и участие в применении лучших современных образовательных практик для повышения уровня ключевых компетенций обучающихся; создание лучшего образовательного комплекса в районе. Кандидаты в члены УС из числа работников указали в общем-то схожие с вышеперечисленными цели: повышение привлекательности образовательного учреждения для обучающихся путем налаживания обратной связи между субъектами образовательного процесса, налаживание процессов сопричастного развития образовательной среды школы; создание эффективных условий организации образовательного процесса, расширение спектра дополнительного образования; представление интересов работников школы; повышение качества образования и уровня доверия к школе; грамотное юридическое сопровождение процессов УС.

Нельзя не заметить более четкие формулировки, некоторые из которых разбиваются на конкретные задачи. Здесь заметен переход от поверхностного (впрочем, оттого не менее сердечного) взгляда родителей к пониманию имеющихся точек роста на местах. Особого внимания заслуживают цели, поставленные перед собой кандидатами из числа обучающихся: повысить уровень образования в школе, обеспечить коллективное принятие решений, определение единого мнения, направленного на развитие школы; сделать школу лучше и комфортнее для учеников, а также наладить связь между управлением школой и учениками; получить бесценный опыт и улучшить атмосферу в школе; обеспечить связь между учениками и вышестоящими лицами, создать благоприятную среду для обучения и улучшения восприятия информации; содействовать улучшению школы, предлагать свою точку зрения в вопросах развития и качества образования для достижения успехов работниками и обучающимися образовательного учреждения; сделать проживание в нашем районе комфортнее, набраться опыта в сфере организаций мероприятий, расширить круг единомышленников; сделать школу лучше. Пожалуй, это наиболее четко выраженный запрос: ребята ищут сплоченности, они хотят быть услышанными, они готовы на равных принимать участие в решении самых важных школьных вопросов.

Суммируя продемонстрированные мотивированность, заряженность и готовность к решению насущных задач, хочется напрочь откреститься от упомянутых в начале чеканности и пафоса. Таким образом, участие в работе управляющего совета широко востребовано (хотя, конечно, при обобщении данного тезиса допускаю наличие территориальных особенностей).

Итак, мы получаем идеальное место не только для дискуссий, но и для принятия ответственных решений, а прямые трансляции заседаний и возможность участия приглашенных участников (при одобрении более половины присутствующих членов УС) с правом совещательного голоса делает УС лучшей площадкой для реализации поставленных в ходе предвыборной кампании кандидатов целей. Управляющий совет в школах становится важным институтом гражданского общества, легитимизирующим принимаемые участниками образовательного процесса решения.

У читателя могут возникнуть вопросы: «А не очередной ли это панегирик? Опять слепая апологетика системы! Неужели заседания проходят не для проформы?! А дети? Разве управляющий совет не дополнительный инструмент, желающий учить их жизни? Что может легитимизировать 14‑летний подросток? Он и слова такого не знает…» Однако спешу заметить, что на данный момент мы лишь составили универсальный портрет члена УС, ознакомились с мотивацией кандидатов отдельно взятой школы и сформулировали назначение совета как социального института. Было бы странным полагать, что и трудовые будни государственно-общественного органа управления, вторя идеалам и намерениям, выглядят лакированной палехской миниатюрой с беззаботно-сказочным сюжетом. Это не так и категорически не должно быть так.

Каждое заседание управляющего совета предваряет длительная подготовка его участников. Прийти неподготовленным – значит потенциально не защитить интересы тех, кто голосовал за тебя на выборах, не оправдать доверие. Прозрачность заседаний делает заметными неуверенность в суждениях, промахи в разборе той или иной темы. Скрупулезность в решении стратегических вопросов не считает минут.

Дабы не быть голословными, в качестве кейса возьмем предыдущее заседание УС нашего образовательного комплекса, которое было весьма продолжительным и завершилось около полуночи. Только дискуссии о предложениях по внесению изменений в перечень комиссий управляющего совета заняли около часа. Любой наблюдавший за нами зритель мог увидеть, что главной причиной этой проволочки была прекрасная подготовленность каждого участника встречи. Правки в полномочиях, а также упразднение, создание и объединение комиссий продолжались до тех пор, пока не был достигнут компромисс. Итог – единогласное решение. Если не знать всю эту «кухню», не вникать, а просто открыть на сайте школы протокол заседания и увидеть «Принято. Единогласно», то действительно можно подумать о формализме. Но это будет самое настоящее верхоглядство! Далее в повестке был заявлен вопрос о проекте положения об оплате труда работников комплекса. Перед началом обсуждения, видя, что тема комиссий слегка утомила членов УС от обучающихся, родители задались вопросом, стоит ли детям присутствовать при обсуждении финансов. Встрепенувшиеся ребята категорически заявили: «Мы остаемся!», что, безусловно было одобрено всеми участниками заседания. На проработку данной темы понадобилось еще около часа. Приятно удивило полное погружение родителей (законных представителей) обучающихся в суть вопроса – они не выясняли «где пироги пышнее», а задавали массу уточняющих вопросов с неподдельной заботой о поддержании благосостояния работников комплекса. Директор школы, будучи спикером, кропотливо разъяснил каждую запятую проекта. В итоге членами совета были внесены поправки в будущее положение, после чего вопрос был принят единогласно. Хочу заметить, что этот вопрос оживил и интерес со стороны детей – некоторые из них просили отдельных комментариев по ряду пунктов.

Вообще управляющий совет – это про детей и для детей. Даже не в том смысле, что мерой принимаемых здесь решений всегда является благо ребенка, это, что называется, прописная истина и в отдельном комментарии не нуждается. Дело в том, что с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации спектр активностей обучающихся вне стен школы резко поредел, работа школьного самоуправления в лице ученического совета трансформировалась ввиду разделения обучающихся на потоки и по параллелям, а периодически случавшиеся дистанты вносили сумятицу в ряды школьного актива. Управляющий совет, собирающийся не реже чем раз в квартал, стал для ребят не просто альтернативной трибуной, где они могут во всеуслышание заявить о своих потребностях, но и серьезной образовательной платформой. Подготовка к грамотному публичному выступлению, где в роли собеседников (а подчас и оппонентов!) выступают родители и сотрудники школы, формирует у обучающихся совокупность ключевых компетенций.

Позвольте продемонстрировать изложенные мысли на примере нашего кейса.

Одним из вопросов в повестке заседания был проект ребрендинга школы, с которым дети выступали уже во второй раз, так как ранее он был отправлен на доработку, что стало хорошим бодрящим стимулом для команды проекта. Сделаем небольшой флешбэк, потому что первая встреча многому научила ребят – как держать себя перед взрослыми, как донести свою позицию и убедить присутствующих в своей правоте, как выстроить равное и партнерское взаимодействие с коллегами по УС. Думается, что последний пункт коснулся не только ребят, но всех присутствующих, поскольку, возможно, сами того не ожидая, мы увидели перед собой маленьких взрослых, готовых к дискуссии, грамотно подбирающих слова и рассуждающих. Кажется, что эта цепкая хватка стала сюрпризом для родителей, увидевших, что важно не только делать благо для детей, но и предоставлять им возможность творить его самостоятельно. И это здорово, ведь управляющий совет – это школа соучастия! Слово «соучастие» еще только укореняется в нашем обществе. Почему бы не взращивать его на базе управляющих советов? Конечно, глупо полагать, что по щелчку пальцев в обществе выстроится новая система взаимодействия. Почти каждого посещают мысли: «Мне больше всех надо, что ли?», «Без меня как-нибудь разберутся», «Пусть этим занимаются профессионалы», «Разве от меня что-то зависит?». Друзья, не боги горшки обжигают! И, видимо, подростки это понимают ничуть не хуже взрослых.

Вторая презентация (собственно наш кейс) прошла жарко. В ходе презентации автор этих строк своей эмоциональной защитой выполненного обучающимися проекта серьезно повысил накал страстей (впору смотреть прямую трансляцию с попкорном). Все мы люди, но, как бы то ни было, эмоции не должны мешать конструктиву. Пожалуй, ребята об этом знали лучше, чем ваш покорный слуга, которому есть чему поучиться. Вот уж действительно образовательный эффект управляющих советов для всех возрастов. Как итог по данному вопросу была вынесена резолюция – «доработать». Рефлексируя вместе с командой о прошедшем заседании, мы пришли к выводу о том, что сами виноваты в подобном исходе, а также выявили сделанные ошибки: не реализовано право на соучастие всех людей, кого затрагивает обсуждаемое решение (да, изначально родительская общественность не была привлечена к работе над проектом, из-за чего риторика презентации выглядела так, будто «это нужно сделать, потому что этого хотим мы, и точка!», отсутствие большого социологического исследования как проектного фундамента (инициативность актива – это хорошо, они часть огромного школьного сообщества, но вопрос, обязательно ли актив отражает чаяния всех школьников, – пока не исследуешь, не узнаешь). Ребята не планируют останавливаться на достигнутом, ведь впереди еще много работы: освоение передовых опросных методик, а также метода контент-анализа, проба пера в организации воркшопов, а значит, структурированная работа с широкой формой представительства общественности, овладение навыками дизайна и маркетинга и многое другое. Вот так поднятый обучающимися вопрос на УС стал источником нового опыта для всех его членов и инструментом для создания открытого комьюнити.

Если читатель все еще продолжает считать, что участие учеников в работе заседаний совета связано с отчетностью, является формальным и служит благодатной почвой для написания подобных статей, то вновь смею его огорчить. Никто не скрывает, что приведенный в статье кейс – это кропотливый анализ проведенной работы уже в состоянии, как говорится, олимпийского спокойствия, когда все страсти улеглись. Нужно ли отдельно выделять то, что у обучающихся уходит некоторое время на адаптацию к сложности, остроте, а порой и рутинности решаемых на совете вопросов? Едва ли, ведь это касается каждого члена управляющего совета. Многое, конечно, зависит от людей, которые находятся рядом с ребятами, поэтому не хотелось бы экстраполировать свой опыт на всех. К примеру, за прошедшие полгода мне довелось наблюдать процесс сближения администрации комплекса и школьного актива. Оказываемая ребятам поддержка вызывает гордость за происходящие в школе перемены. Все чаще я слышу от проходящих мимо учеников, что у них получилось лично обсудить те или иные вопросы с директором или заместителями директора где-нибудь по пути в столовую, в рекреации, за игрой в настольный теннис или на уже ставшей традиционной еженедельной пробежке. Отдельного внимания достойно и то, как члены управляющего совета от обучающихся подходят к директору перед очередным заседанием, просят советов для выработки стратегии выступления, дают неформальные комментарии по предстоящей повестке, а также делятся не только волнением, но и хорошим настроением. Это здоровая атмосфера советов.

На примере нашего кейса можно заметить, что управляющий совет становится площадкой не только для обсуждения, но и для реализации. Важно, чтобы заявленные учениками инициативы и проекты отражались не только в протоколах заседаний, но и были взяты членами совета и руководством школы под контроль. Под контролем, в данном случае, подразумеваются поддержка в реализации проектов, заинтересованность, вовлеченность и поддержка со стороны всех взрослых. Быть неуслышанным – вот чего боится каждый ребенок. Дети быстро выгорают, видя, что их не воспринимают всерьез. Каждый из членов совета может (и должен) помочь учащимся раскрыть таланты. К примеру, будучи магистрантом второго курса, я имею возможность обращаться к профессионалам (дизайнерам, социологам, психологам и пр.) за комментариями, которые просто необходимы детям в реализации их проектов. Но чаще грамотный совет можно получить, как говорится, не отходя от класса. Однажды после заседания мне посчастливилось стать свидетелем увлекательного разговора о психологии председателя УС нашего комплекса Александра Владимировича Морозова, психолога-практика высшей категории, доктора наук и академика, и избранной в состав совета ученицы 9‑го класса Юлианы Э., увлекающейся психологией и желающей прояснить для себя кое-какие моменты. Управляющий совет работает, живет и развивается. А вот что об этом думает сама Юлиана:

– Управляющий совет нужен для объединения усилий взрослых и детей, чтобы сделать школу максимально комфортной для всех, кто так или иначе связан с учреждением. Стать членом совета – значит взять на себя ответственность за все свои решения и проекты, предложенные на собрании. Также это значит прислушиваться к мнению других, уметь рассуждать и не бояться высказывать свое мнение. Каждый участник может связаться с другим членом совета вне собраний и обсудить интересующие темы. Здесь все равны и каждый может высказать свое предложение или точку зрения. Конечно, благодаря этому меняется и привычная форма общения между учеником и учителем, ведь учитель, который 45 минут рассказывает тему урока, и учитель, который наряду с учеником является равноправным членом управляющего совета, выглядят в глаза обучающихся по-разному. Это путь к партнерству. Родители поддерживают и помогают учащимся на заседаниях совета, делятся своим ценным опытом, предлагают пути решения той или иной проблемы. Это снижает градус беспокойства ученика. Это путь к поддержке.

– На учащихся в совете, – добавляет девушка, – лежит большая ответственность, так как мы говорим и предлагаем от лица всех учеников школы. Я хотела бы, чтобы собрания проходили чуть чаще, чем раз в несколько месяцев, потому что за этот период набирается много вопросов, которые надо обсудить. Возможно, не вся информация на заседаниях будет интересна и необходима присутствующим школьникам, но о решениях УС, которые так или иначе связаны с образовательным процессом, лучше знать всем. И нам это интересно. Я считаю, что возможность попасть в управляющий совет школы несет в себе отличный потенциал для школьников. Так подросток может стать более уверенным в своих решениях, ответственным, а также понять, что уже в школьном возрасте можно сделать для своей школы не меньше, чем взрослые!

Необычайно здорово, что ребята воспринимают членство в управляющем совете как взлетную площадку. Это делает их более внимательными к проблемам, активными в принятии решений и, если позволите, въедливыми и азартными при разборе вопросов, касающихся их самих. Обратившись к опыту Виолетты М., еще одного члена УС, мы можем подтвердить и дополнить это умозаключение:

– Я считаю, главной задачей управляющего совета является развитие школы в таком направлении, чтобы она стала успешной. В школе у учащихся должно быть право голоса, поэтому им дали возможность принимать активное участие в управлении школой изнутри. И я думаю, что это отличная возможность получить полезный опыт, который обязательно пригодится в будущем, так как мы приобретаем навыки общения и работы в команде. На вопрос, каково это – быть членом УС, я отвечу, что нет ничего невыполнимого, когда тебе интересно то, чем ты занимаешься. Поначалу работа с людьми, которые намного больше знают в этой сфере, вызывала у меня небольшой страх, так как стать «голосом народа» и отстаивать интересы учеников – это сложно, это большая ответственность. Нужно выбирать что-то, что пришлось бы по душе всем, и думать обо всех. Несмотря на юный возраст и небольшой опыт, школьники являются важным звеном управляющего совета. Они помогают в решении вопросов, которые касаются их напрямую. Часто учащиеся смотрят на различные ситуации под другим углом, нежели взрослые. Благодаря этому они могут найти универсальное решение для той или иной задачи. Также благодаря участию в совете представителей учащихся информация, касающаяся непосредственно школьников, доходит до них быстрее.

– Взаимодействие с родителями и учителями не по обычному сценарию меняет привычные форматы общения, так как на совете все общаются на равных, – говорит Виолетта. – Однако отмечу, что у меня был страх, что взрослые не поймут меня или вовсе не будут слушать. Но, к счастью, после первого заседания совета этот страх ушел. Также есть возможность построения лучших отношений между учителями и учениками на основе обоюдного понимания. По моему мнению, важно, чтобы о работе и решениях управляющего совета знали не только обучающиеся, состоящие в нем, но и все остальные ребята в школе. Школа – отдельное демократическое государство, где важно учесть позицию каждого. Я считаю, что всякое принятое на совете решение, которое касается учеников, должно быть одобрено всеми остальными школьниками с помощью голосования. Это необходимо для того, чтобы создать крепкое сообщество единомышленников.

Очень важно, что коллегиальность, равенство и открытость пробуждают разные точки зрения, без примирения которых невозможно прийти к эффективным решениям. Ника А., ученица 11‑го класса и член управляющего совета, считает:

– Совет необходим каждой школе, потому что решения должен принимать не один человек, а несколько. Трудно поверить в объективность принимаемого единолично решения. К тому же представители управляющего совета могут помочь друг другу посмотреть на ситуацию под другим углом, о котором ранее и не догадывались. Мне очень нравится быть членом управляющего совета в моей школе. Он позволяет наладить коммуникацию, предложить решение по разрешению проблемы и отстаивать общие интересы. Больше всего мне нравится видеть процесс принятия решения. Я лучше понимаю, почему произошли некоторые изменения, и вижу, что решение выдвигается исходя из интересов всех заинтересованных групп людей, связанных со школой. Быть в УС – значит взять на себя ответственность за вынесенное на заседании решение. Здесь ты представляешь не только свои интересы, но и школьников, которые не состоят в управляющем совете.

– Так как с моего вступления в совет прошло не так много времени, – говорит одиннадцатиклассница, – то я бы не сказала, что внесла грандиозные изменения. Но все еще впереди. Мое взаимодействие с родителями и учителями приобрело другой характер. Я считаю, что все принимаемые советом решения должны быть оглашены и для тех, кто в нем не состоит, потому что последствия этих решений касаются и школьников, и родителей, и учителей. Очень здорово, что в моей школе ведутся трансляции заседаний управляющего совета. Любой желающий может посмотреть запись и почувствовать себя частью общего дела.

Обращаю ваше внимание на похожие тезисы, выдвинутые разными ребятами. Очевидно, ценности гражданского общества хорошо известны подрастающему поколению. Нам остается не подкачать – идти в ногу со временем и обеспечить надлежащие условия для созревания этих ценностей. Я верю, что управляющий совет является для этого одним из самых эффективных инструментов.

 

Александр БЫСТРОВ, учитель истории и обществознания школы №538 имени С.В.Гришина


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту