Деятельность тьютора базируется на образовательной технологии, примером которой может быть проектный подход, реализуемый в колледже предпринимательства №11 с 1996 года.
Проектный подход помогает тьютору осуществлять индивидуально ориентированное сопровождение студента, которое заключается в первую очередь в выявлении и формировании ценностных ориентиров, помощи в проектировании индивидуальной профессиональной траектории, в анализе конкретных шагов по достижению собственной профессиональной цели. Проектный подход подразумевает включение студентов в решение конкретных профессиональных задач и обеспечивает выработку практических навыков и умений.При формировании проектных групп, которое происходит зачастую без участия тьютора или при его минимальном вмешательстве, важно отслеживать те основания, на которых студенты объединяются в проектную группу. На опыте группы непредметной специальности «государственное и муниципальное управление», тьютором которой я стала, будут представлены четыре способа формирования проектной группы, которые, разумеется, не единственно возможные, но наиболее часто встречающиеся. При желании можно соотнести способы формирования проектных групп с годом обучения студента, но и из этой закономерности будут исключения.Первый способ формирования группы, который проходят большинство студентов, – создание проектной группы на основании дружеских отношений. С одной стороны, студенты рассчитывают на зону психологического комфорта, обеспеченную взаимодействием с приятными им людьми. Но при этом зачастую не принимаются во внимание ограничения каждого из участников процесса, что приводит к плачевным результатам: группа распадается еще на этапе распределения обязанностей и конкретизации ответственности каждого из ее участников. Низкая жизнеспособность этого способа вовсе не означает, что тьютор должен препятствовать формированию группы на этом основании, наоборот, не пройдя этот этап, студенты вряд ли смогут добиться успеха в дальнейшем.Второй способ – объединение группы вокруг сильного лидера, мотивированного на достижение личностно значимой цели, что и станет гарантией того, что цель в результате будет достигнута. Здесь в отличие от первого способа потенциальная результативность гораздо выше, однако есть и свои нюансы. Так, энтузиазм менеджера группы не достаточное условие реализуемости проекта, и даже при удачном распределении обязанностей велик риск, что из группы выйдут те студенты, которые осознают несоответствие целей лидера собственным ценностям. С точки зрения проектной группы, этот опыт можно считать полезным и необходимым, но перед тьютором встанет достаточно сложная задача переориентирования студентов, оставшихся вне игры, ведь включить их в другую проектную группу в середине учебного года будет гораздо сложнее. Именно поэтому так важно заранее оценивать потенциал и личные интересы студентов своей группы, понимать, кому из них в скором будущем может понадобиться помощь в простраивании нового витка образовательной траектории.Способ формирования проектной группы, свойственный студентам старших курсов, – объединение на профессиональных основаниях. Менеджер более точно оценивает человеческий ресурс, подбирая в команду студентов, отвечающих необходимым требованиям и обладающих именно теми профессиональными навыками, которые обеспечат успешность проекта. Этот способ в отличие от предыдущих двух скорее рациональный, нежели эмоциональный, и сложившаяся группа, обязанности в которой распределены строго в соответствии со знаниями, умениями и навыками, достигает результата быстрее и эффективнее. Такой способ формирования группы возможен при условии, что тьютор заранее обеспечил понимание студентами возможности перераспределения имеющихся ресурсов для достижения результата.В процессе получения образования в колледже третий способ можно считать достаточным свидетельством того, что студенты достигли необходимого уровня профессионализации, и, казалось бы, сложно представить более удачный, с точки зрения студента, способ. Однако создание настоящего полипрофессионального сообщества требует объединения людей на общих ценностных основаниях, близких друг другу по духу. Именно такая команда, объединенная общими ценностями, будет эффективно действовать на протяжении долгого срока, а не реализовывать один-единственный проект. С этим способом напрямую связано воспроизводство кадров в системе среднего профессионального образования: нам не все равно, кто работает рядом, и свидетельством высокого профессионального мастерства тьютора будет именно тот факт, что вчерашний выпускник становится полноценным членом команды, коллегой, разделяющим твои профессиональные интересы и жизненные убеждения.Грамотное сопровождение тьютором образовательной технологии в целом и проектного подхода в частности служит гарантией будущего успешного трудоустройства выпускников, поскольку умение управлять проектами и реализовывать профессиональные задачи в проектном режиме – качество, наиболее востребованное на рынке труда. Современному профессионалу нужны не столько фиксированные знания, умения и навыки, сколько способность самостоятельно их добывать и создавать, проектируя собственную профессиональную траекторию.Елена ЗОНОВА, тьютор, колледж предпринимательства №11
Комментарии