Предмет «Сестринское дело в терапии с курсом ПМСП» изучается студентами на 3-м курсе (второй год обучения) и 4-м курсе (третий год обучения), а предмет «Физиотерапия» только на 4-м, после основных клинических дисциплин.Во время занятий, подобных данному бинарному уроку, студенты закрепляют знания по «С. д. в терапии с курсом ПМСП», развивают клиническое мышление, совершенствуют приобретенные навыки общения с пациентом.Данное занятие предполагает показ возможных ситуаций из профессиональной деятельности медсестры терапевтического и физиотерапевтического профиля.В приложении – принципы правильного питания при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей (диеты 5, 5а), рекомендации по проведению тюбажа в домашних условиях, ситуационная задача по ФЗТ, тестовый контроль для закрепления полученных знаний.Сценарий может быть использован преподавателями для проведения бинарных практических занятий по «С. д. в терапии с курсом ПМСП» и «Физиотерапии», что способствует усилению межпредметных связей.
Методическое обоснованиеОсновные цели системы среднего профессионального образования – подготовка специалистов среднего звена.Цель обучения состоит в том, чтобы систематизированные знания студент мог не только воспроизвести, но и применить в профессиональной деятельности.Студенты средних специальных учебных заведений должны овладеть основами профессии, всеми действиями (операциями), которые им предстоит выполнять в профессиональной деятельности. Наряду с функциями манипулятивного характера специалистам среднего звена придется решать интеллектуальные задачи, требующие обоснованного выбора принимаемого решения из возможных вариантов на основе анализа исходных данных и стоящих перед специалистом задач. Такие задачи носят, как правило, комплексный межпредметный характер.Подготовка специалиста более высокой квалификации и приобретение дополнительных знаний в смежной области обеспечивают формирование профессиональной компетенции.Педагогическая наука и практика предлагают богатый выбор методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в процессе обучения методы, обеспечивающие максимальное достижение целей – усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления и познавательных интересов и способностей студентов, воспитание личности.Прогностическая идея занятия состоит в стремлении развивать клиническое мышление и формировать профессиональное реагирование в рамках своей компетенции; показать межпредметную преемственность, закрепить знания и практические умения по сестринскому делу в терапии и ФЗТ; полученные ранее знания и умения перевести на более высокий познавательный уровень с помощью проблемных компонентов, ролевых игровых ситуаций, погружения в профессиональную деятельность.Цели занятияУчебная: обобщить, закрепить и проконтролировать теоретические и практические знания студентов по теме занятия.Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, добросовестность, внимательное отношение к пациентам, формировать профессиональное самосознание через погружение в атмосферу деятельности, близкой к профессиональной.Развивающая: способствовать развитию у студентов способности логически анализировать информацию, интерпретировать ее для понимания пациента, развивать коммуникационные навыки.Поставленные цели достигаются путем использования метода погружения в профессиональную деятельность через моделирование профессиональной ситуации. Данный метод активизирует процесс усвоения. Место проведения: КМК, доклинический кабинет. ОснащениеА. Предметы ухода, медицинское оборудование и инструментарий: минеральная вода, грелка, полотенце, кушетка, бланки направлений, лампа «Соллюкс».Б. Технические средства обучения: мультимедийная установка, компьютеры, мультимедийное сопровождение, компьютерный тест, столы.Время: 45 минут.Актуальность темы, мотивация к ее изучениюЗаболевания желчного пузыря вышли за рамки медицины и стали социальной проблемой. И это, к сожалению, не красивые слова, это действительно так. Известно, что до 30% людей белой расы страдают из-за камней в желчном пузыре. Каждый десятый мужчина и каждая четвертая женщина болеют желчнокаменной болезнью. От 10 до 15% населения развитых стран, то есть каждая пятая женщина и каждый десятый мужчина, страдают от желчных камней. Ежегодно в нашей стране выполняется около 600000 операций по удалению желчного пузыря – по частоте они занимают второе место после удаления аппендикса.Более 60% всех больных в хирургических отделениях наших больниц – это именно больные с желчными камнями и осложнениями желчнокаменной болезни.При этом хронический и острый холецистит, как правило, является следствием либо осложнением желчнокаменной болезни.Обучение пациента способам управления хроническими заболеваниями приобретает особый смысл и становится важной частью ежедневной работы медицинской сестры. Обучение – одна из функций сестринского персонала, которая нормативно закреплена в «Положении о специалистах» (приказ Минздрава России от 19.08.97 №249). Сюда входит обучение навыкам ухода и самоухода, правилам приема лекарственных средств, основам рационального питания, мерам профилактики обострений и осложнений заболеваний.По требованиям ГОС студент должен знать – анатомо-функциональные особенности и функцию печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей;- понятия «холецистит», «дискинезия желчевыводящих путей», «холангит», «ЖКБ» – их причины, способствующие факторы, классификацию, суть заболевания;- основные симптомы и синдромы при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей: жалобы и проблемы пациентов в зависимости от вида и локализации патологического процесса;- деонтологические аспекты при работе с данной категорией пациентов;- цели и задачи применяемых физических факторов лечения при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей;- показания и противопоказания к применению физических факторов;- особенности применяемых физиотерапевтических процедур (техника безопасности, дозировка, ответная реакция организма).Студент должен уметь – дать рекомендации и обучить пациента принципам рационального питания и диетотерапии при заболеваниях печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, контролировать соблюдение врачебных назначений;- обучить пациента выполнению простых лечебных манипуляций в домашних условиях;- проводить санпросветработу среди населения по профилактике заболеваний печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей;- выполнить процедуру ИК-облучения на эпигастральную область.Межпредметные связиИсток- анатомия: строение и физиология желчного пузыря и желчевыводящих путей;- фармакология: лекарственные средства, применяемые для лечения болезней желчного пузыря и желчевыводящих путей;- медицинская этика и деонтология, психология общения: этические аспекты работы м/с, правила общения с пациентами;- организация здравоохранения;- основы сестринского дела: сестринский процесс, его этапы;- русский язык: медицинская терминология. Выход1. Производственная практика по дисциплине «С. д. в терапии с курсом ПМСП».2. Профессиональная деятельность медицинской сестры. Предварительная подготовкаСтудентам предложено повторить следующие темы занятий.1. По предмету «Сестринское дело в терапии с курсом ПМСП»: – изучить текст параграфа «Заболевания желчного пузыря и желчевыводящих путей» (учебник Маколкина В.И., стр. 246-251);- прочитать конспект лекции по теме «Сестринский процесс при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей».2. По предмету «Физиотерапия»: – прочитать текст параграфа «Светолечение» (учебник Клячкина Л.М., стр. 124-162);- прочитать конспект лекции по теме «Светолечение».3. Одному студенту подготовить презентацию по теме «Лечебное питание при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей».Литература, рекомендуемая для самоподготовки (приложение № 1)Контроль знаний и уменийВ течение занятия действия студентов на каждом этапе практического занятия оцениваются в баллах, они получают жетоны. Преподаватель фиксирует полученные студентами баллы на доске. Компьютерный тест оценивается автоматически, его результаты прибавляются к общему числу баллов. В конце занятия подсчитывается количество баллов. Студент, набравший наибольшее количество баллов, объявляется победителем.Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны преподавателей. Ход занятия1. Организационная часть- вступительное слово преподавателей Т.А. Григорьевой и Т.А. Скрябиной;- организационный момент (внешний вид, проверка отсутствующих);- знакомство студентов и присутствующих с темой занятия, целями и планом.2. Контроль исходного уровня знанийИнтеллектуальная разминка включает в себя пять вопросов по предмету «С. д. в терапии с курсом ПМСП» и пять вопросов по «Физиотерапии». Вопросы вынесены на мультимедийную презентацию. За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.Вопросы интеллектуальной разминки:- воспаление желчного пузыря – это… (холецистит);- нарушение тонуса и моторики желчного пузыря и желчевыводящих путей – это… (дискинезия);- наиболее информативный метод обследования органов ЖКТ – это… (УЗИ);- заболевание, сопровождающееся образованием конкрементов в желчных путях – это… (ЖКБ);- для увеличения моторно-эвакуационной функции желчного пузыря применяют… (тюбаж);- применение физических факторов с лечебной и профилактической целью – это… (физиотерапия);- лихорадочное состояние для назначения ФЗТ – это… (противопоказание);- ответная реакция организма на процедуру ИК-облучения – это… (гиперемия);- процесс, при котором происходит распад молекул на ионы, – это… (электролиз);- лечебная ванна с температурой 34-36 0С называется … (индифферентная).Практическая частьПреподаватель поясняет, что студенты группы 43 м/с работают в качестве м/с общей практики, м/с ФЗТ-кабинета и пациентов. Действие происходит на занятии в «Школе пациентов», посвященном правильному питанию при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей, которое проводит м/с общей практики.Погружение в профессиональную деятельность через моделирование профессиональной ситуации №1.М/с общей практики рассказывает о принципах правильного питания при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей (приложение №2). Слушатели (студенты) задают вопросы. Для активизации участников занятия каждый вопрос студента-слушателя оценивается одним баллом.Погружение в профессиональную деятельность через моделирование профессиональной ситуации №2. Один из слушателей спрашивает о проведении тюбажа в домашних условиях. Объясняет вторая медсестра (приложение №3).Погружение в профессиональную деятельность через моделирование профессиональной ситуации №3.Второй слушатель говорит о том, что ему назначено ФЗТ-лечение. Где и как его пройти? М/с ФЗТ-кабинета выполняет процедуру с запланированными ошибками. Задача студентов выявить эти ошибки (приложение №4). За каждую обнаруженную ошибку студент получает 1 балл.3. Итоговый контроль знаний с использованием программы My Test. Оценивается автоматически и прибавляется к общему числу баллов.4. Подведение итогов. Преподаватели анализируют проведенное занятие, интересуются мнением студентов о занятии и благодарят за участие. Подсчитывается общее число баллов, объявляется победитель, который получает «отлично» по предмету «Физиотерапия» и помощь в виде одного дополнительного балла на аттестации по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом ПМСП».Приложение №1Литература, рекомендуемая для самоподготовкиОсновная1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом ПМСП/ Э.В.Смолева; под ред. к.м.н. Б.В.Карбухина. – изд.- 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 473.2. Маколкин В.И. Внутренние болезни: Учебник / Маколкин В.И., Овчаренко С.И. – изд. 2-е перераб. и доп. – М. : Медицина, 1998. – 432 с.3. Галкин В.А. Внутренние болезни, М. : Медицина, 1987. 4. Клячкин Л.М. Физиотерапия / Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. – М. : Медицина, 1988. – 272 с.Дополнительная1. Заболевания желчного пузыря. Холецистит, холангит / сост. А.А.Седов. – М. : АСТ; СПБ. : Сова, 2008. – 126 с.2. Лычев В.Г. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие/ Лычев В.Г., Карманов В.К. – М. : ФОРУМ: ИНФРА. – М. 2007. – 544 с.3. Боголюбов В.М. Общая физиотерапия / Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н. – М. : Медицина, 1999. – 432 с.Приложение №2Диета № 5Показания для назначения диеты №5Диета №5 назначается при острых гепатитах и холециститах в стадии выздоровления, хроническом гепатите вне обострения, циррозе печени без ее недостаточности, хроническом холецистите и желчнокаменной болезни вне обострения (во всех случаях – без выраженных заболеваний желудка и кишечника).Цель назначения диетыЦель назначения диеты – химическое щажение печени в условиях полноценного питания, содействие нормализации функций печени и желчных путей, улучшению желчеотделения.Общая характеристика диетыДля диеты характерно физиологически нормальное содержание белков и углеводов при небольшом ограничении жиров (в основном тугоплавких). Рекомендуются продукты с повышенным содержанием липотропных веществ, клетчатки, пектинов, жидкости. Противопоказаны продукты, богатые азотистыми экстрактивными веществами, пуринами, холестерином, щавелевой кислотой и продуктами окисления жиров, возникающими при жаренье. Блюда готовят отварными, запеченными, изредка – тушеными. Протирают только жилистое мясо и богатые клетчаткой овощи; муку и овощи не пассеруют. Исключены очень холодные блюда. Режим питания: 5-6 раз в день.Что представляет собой диета по химическому составу и энергетической ценности?Химический состав диеты: белки – 80 г (55% животные), жиры – 80 г (30% растительные), углеводы – 350-400 г (70-80 г сахара); поваренная соль – 10 г, свободная жидкость – 1,5-2 л. Можно включать ксилит и сорбит (25-40 г). Энергоценность диеты – 2400-2600 ккал.Рекомендуемые и исключаемые продукты и блюда диетыХлеб и мучные изделия. Хлеб пшеничный из муки 1-го и 2-го сорта, ржаной из сеяной и обдирной муки вчерашней выпечки. Выпечные несдобные изделия с вареным мясом и рыбой, творогом, яблоками. Печенье затяжное, сухой бисквит.Исключают из диеты: очень свежий хлеб, слоеное и сдобное тесто, жареные пирожки.Супы. Овощные, крупяные на овощном отваре, молочные с макаронными изделиями, фруктовые, борщ и щи вегетарианские, свекольник. Муку и овощи для заправки не поджаривают, а подсушивают.Исключают из диеты: мясные, рыбные и грибные бульоны, окрошку, щи зеленые.Мясо и птица. Нежирное или обезжиренное, без фасций и сухожилий, птица без кожи. Говядина, молодая нежирная баранина, мясная свинина, кролик, курица, индейка. Отварные, запеченные после отваривания, куском и рубленые. Голубцы, плов с отварным мясом. Сосиски молочные.Исключают из диеты: жирные сорта, утку, гуся, печень, почки, мозги, копчености, большинство колбас, консервы.Рыба. Нежирные виды. Отварная, запеченная после отваривания, куском и в виде кнелей, фрикаделек, суфле.Исключают из диеты: жирные виды, копченую, соленую рыбу, консервы.Молочные продукты. Молоко, кефир, ацидофилин, простокваша; сметана как приправа к блюдам; полужирный и нежирный творог и блюда из него (запеканки, ленивые вареники, пудинги и др.). Неострый, нежирный сыр.Ограничивают: сливки, молоко 6% жирности, ряженку, сметану, жирный творог, соленый, жирный сыр.Яйца. Запеченный белковый омлет. До 1 желтка в день в блюда. При переносимости – яйцо всмятку, в виде омлета.Исключают из диеты: яйца вкрутую и жареные. При желчнокаменной болезни – до 1/2 желтка в день в блюда.Крупы. Любые блюда из разных круп, особенно гречневой и овсяной. Плов с сухофруктами, морковью, пудинги с морковью и творогом, крупеники. Отварные макаронные изделия.Исключают из диеты: бобовые.Овощи. Различные в сыром, отварном, тушеном виде – салаты, гарниры, самостоятельные блюда. Некислая квашеная капуста, лук после отваривания, пюре из зеленого горошка.Исключают из диеты: шпинат, щавель, редис, редьку, лук зеленый, чеснок, грибы, маринованные овощи.Закуски. Салат из свежих овощей с растительным маслом, фруктовые салаты, винегреты, икра кабачковая, заливная рыба (после отваривания), вымоченная нежирная сельдь, фаршированная рыба, салаты из морепродуктов, отварной рыбы и мяса, докторская, молочная, диетическая колбаса, нежирная ветчина, неострый, нежирный сыр.Исключают из диеты: острые и жирные закуски, копчености, консервы, икру.Плоды, сладкие блюда и сладости. Различные фрукты и ягоды (кроме кислых) – сырые, вареные, запеченные. Сухофрукты. Компоты, кисели, желе, муссы, самбуки. Меренги, снежки. Мармелад, нешоколадные конфеты, пастила, мед, варенье. Сахар частично заменять ксилитом (сорбитом).Исключают из диеты: шоколад, кремовые изделия, мороженое.Соусы и пряности. Сметанные, молочные, овощные, сладкие фруктовые подливки. Муку не пассеруют. Укроп, петрушка; ванилин, корица.Исключают из диеты: горчицу, хрен, перец.Напитки. Чай, кофе с молоком, фруктовые, ягодные и овощные соки, отвары шиповника и пшеничных отрубей.Исключают из диеты: черный кофе, какао, холодные напитки.Жиры. Сливочное масло в натуральном виде и в блюда, растительные рафинированные масла.Исключают из диеты: свиное, говяжье, баранье сало, кулинарные жиры.Примерное меню диеты №51-й завтрак: творог с сахаром и сметаной, каша овсяная молочная, чай.2-й завтрак: яблоко печеное.Обед: суп из сборных овощей вегетарианский на растительном масле, курица отварная в молочном соусе, рис отварной, компот из сухофруктов.Полдник: отвар шиповника.Ужин: рыба отварная с соусом белым на овощном отваре, картофельное пюре, ватрушка с творогом, чай.На ночь: кефир.Приложение № 3Беззондовое промывание желчевыводящих путей Для того чтобы установить причины застоя желчи в желчном пузыре и желчных протоках, врач обычно назначает пациенту зондирование. Эта процедура позволяет проследить за характером отделения желчи, выяснить, почему она застаивается, промыть желчевыводящие пути.Но устранить застой желчи можно и без помощи зонда – такое промывание желчных протоков именуется слепым тюбажем. Слепым он называется потому, что желчь поступает в двенадцатиперстную кишку, а затем выводится во время дефекации, тогда как во время зондирования желчь, вытекающую из зонда, видно хорошо. Обычно эту процедуру врач назначает при гипокинезии желчного пузыря, при хронических запорах, поскольку наполненный кишечник способствует застою желчи в пузыре. Особенно полезен тюбаж после родов, поскольку гормональные сдвиги, сопутствующие беременности, и механическое сдавление желчного пузыря могут привести к образованию камней. Показана эта процедура и тем, у кого удален желчный пузырь, и страдающим ожирением, и просто после переедания. Проводить ее надо раз в десять дней. Но все равно в любом случае консультация врача необходима, поскольку не всем больным можно делать слепой тюбаж. Одно из противопоказаний – камни в желчном пузыре. Дело в том, что при активизации двигательной функции желчного пузыря камни могут сдвинуться и закупорить просвет желчного протока. В этом случае без экстренного хирургического вмешательства не обойтись.Нельзя проводить эту процедуру и при язве двенадцатиперстной кишки. Излившийся в кишку избыток желчи будет раздражать ее слизистую оболочку и способствовать прогрессированию болезни.Делают слепой тюбаж утром натощак. Для этой процедуры годятся воды малой и средней минерализации, такие как боржоми, нарзан, «Арзни, «Миргородская», «Славяновская», «Смирновская». Под влиянием минеральной воды желчь разжижается, становится менее вязкой, улучшается двигательная функция желчного пузыря. Какую именно воду выбрать, подскажет лечащий врач.Минеральную воду перед употреблением подогрейте до температуры 45-55 °С. Предварительно не забудьте откупорить бутылку. Поставьте ее в кастрюлю с теплой водой или перелейте минеральную воду в какую-нибудь металлическую посуду и подогрейте на огне.Теплую воду пейте так: сделайте два-три небольших глотка и полежите 3-5 минут на спине или на правом боку, положив на область правого подреберья горячую грелку, обернутую полотенцем, чтобы сохранялось тепло и не возник ожог кожи. Тепло снимает спазм сфинктера желчевыводящего протока, расслабляет мускулатуру желчных путей, что способствует оттоку желчи. Затем сядьте или встаньте, сделайте еще 2-3 глотка и снова лягте на 3-5 минут с грелкой.Таким образом – маленькими глотками с 3-5-минутными перерывами – выпейте всю воду (0,5 литра) и полежите с грелкой еще 15-20 минут. Вся процедура займет не больше часа.У некоторых уже после первой процедуры исчезает чувство тяжести в правом подреберье, пропадают отрыжка желчью, горечь во рту. Однако независимо от того, почувствовали вы облегчение или нет, повторите процедуру.Во второй раз врачи нередко советуют добавить желчегонные средства. Из бутылки отлейте 1 стакан минеральной воды и растворите в нем 1/3 чайной ложки карловарской соли, или 1/2 чайной ложки ксилита, или 2 гранулы сорбита. Сначала этот раствор, а потом и оставшуюся чистую минеральную воду выпейте по вышеописанной методике.Если добавленные желчегонные средства неприятных ощущений – боли в правом подреберье, отрыжки – не вызывают, их дозу в следующий, третий, раз иногда увеличивают. Карловарской соли – до 1/2 чайной ложки, ксилита – до 1 чайной ложки, сорбита – до 3 гранул. Более высокие дозы этих средств недопустимы, так как они могут вызвать спазм сфинктера желчевыводящего протока и сильную боль в правом подреберье. Оптимальную для вас дозу желчегонных средств подберите вместе с лечащим врачом.Приложение №4Ситуационная задача по ФЗТПациенту с хроническим холециститом назначено облучение эпигастральной области лампой «Соллюкс». В кабинете ФЗТ медсестра так выполнила процедуру: ознакомилась с назначением врача; уложила пациента на кушетку; установила лампу «Соллюкс» на расстоянии 15 см от тела пациента под углом 30 градусов; процедура закончилась через 40 минут. Найти ошибки медсестры. Ошибки1. Не провела подготовку пациента к процедуре, не рассказала об ощущениях.2. Расстояние от лампы должно быть 30-50 см.3. Лампа должна быть установлена под углом 45-50 градусов.4. Продолжительность процедуры 10-20 минут.5. Не объяснила, как вести себя после процедуры, не отметила Ф 044у, не назначила следующую процедуру.Полностью сценарий опубликован на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/235Татьяна ГРИГОРЬЕВА, Татьяна СКРЯБИНА, преподаватели Кольского медицинского колледжа Мурманской области
Комментарии