Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Московское образование

Это может быть важнее, чем IQ

Как управлять своими эмоциями
Учительская газета, №43 от 27 октября 2020. Читать номер
Автор:

Эмоциональный интеллект – понятие модное: эксперты Всемирного экономического форума внесли его в Топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. Считается, что именно благодаря этим навыкам человек может не только распознавать, что чувствуют окружающие и он сам, понимать их и свои намерения, мотивы поступков, но и управлять самим собой, и теми, с кем он взаимодействует.

Умение управлять своими эмоциями – одна из составляющих эмоционального интеллекта наряду с осознанием своих эмоций, распознаванием эмоций окружающих, мотивацией.

Кому и зачем нужно управлять эмоциями? А главное, как?

Умение управлять своими эмоциями и считывать чужие оказывает влияние на разные сферы человеческой жизни: построение деловых и личных отношений, способность обращать на себя внимание и производить впечатление на окружающих, оказываться во главе коллектива и эффективно организовывать его деятельность, строить прочные семейные отношения, быть социально успешным. Даже для того чтобы хорошо сдать экзамен, пригодится это умение, именно оно поможет выпускнику держать под контролем свое состояние, видеть цели и успешно преодолевать препятствия.

Как управлять эмоциями?

Часто единственный способ управления, который мы знаем и используем, – это подавление. А зря, это экспресс-метод, который можно использовать только в очень редких случаях. Ведь чем сильнее сдавливать пружину, тем сильнее будет отдача, когда она выпрямится.

Есть ли другие способы?

Есть. В основе любого управления – рационализация. Поэтому первый шаг к управлению эмоциями – распознавание: переведение из плана переживания в план осознания. Как только я начинаю «узнавать» свои эмоции, я могу разработать под себя целый арсенал социально приемлемых способов их переживания, а также предупреждать появление слишком сильной эмоции и «амортизировать».

Здесь можно использовать такой прием, как вербализация эмоций: умение выразить словами весь диапазон нахлынувших чувств позволяет в адекватной форме донести свои ощущения до партнера по взаимодействию. В это время происходит перераспределение энергии, и фокус внимания организма смещается, интеллектуальное усилие заменяет физическое. Кстати, чувство юмора, если оно есть, позволит в такой ситуации еще и управлять эмоциями собеседников.

Понимание собственных эмоций – путь к пониманию эмоций других. Это второй шаг и начало выстраивания таких отношений, в которых я понимаю, как эмоции другого человека скажутся на мне. Насколько сейчас я готов к взаимодействию с «токсичным» человеком? Могу ли я организовать это взаимодействие так, чтобы оно было продуктивным? Позволит ли это взаимодействие достичь поставленных целей? Не навредит ли моим интересам и общему делу?

Управлять эмоциями позволит и психологическая функциональная грамотность. Это система знаний, умений, навыков и компетенций в области психологии: понимание себя, других людей и законов, по которым действуют люди и функционирует общество. Встраиваемость в общество без ущерба для себя и окружающих и способность адаптироваться для того, чтобы решать жизненные задачи, комбинировать ресурсы и технологии для достижения наибольшей эффективности деятельности, – критерий психологической функциональной грамотности взрослого человека. Такой человек реагирует на причины, а не на действия или эмоции. И это третий шаг.

У каждого участника коммуникации в ситуации взаимодействия есть цель, которую он хочет достичь. Чтобы управлять эмоцией, достаточно понимать, какая ситуация ее вызывает и способствует ли эта эмоция достижению этой цели. Оцените поведение собеседника: почему он ведет себя так или иначе в данной ситуации, какие эмоции это у вас вызывает и почему. Эмоции – реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств. Думайте на два шага вперед: анализируйте, какие эмоции в каких ситуациях продуктивны.

«Учитесь властвовать собою», – говорил Онегин Татьяне. Хороший совет, тем более что от темперамента человека зависит скорость возникновения эмоциональной реакции. Увеличение интервала между возникновением эмоции и действием не позволит поддаться чувствам и совершить необдуманный поступок. Дополнительное время на принятие правильного решения поможет найти, например, четырехфазное дыхание.

«Эмоциональный интеллект живет на стыке смыслов и тела», поэтому в момент, когда вас захлестывают эмоции, сконцентрируйтесь на своем физическом состоянии: чаще бьется сердце, бросает в пот – верный сигнал того, что эмоция может выйти из-под контроля. Что делать? Пейте маленькими глотками воду и считайте, сколько глотков было сделано. Сделайте 10 приседаний подряд. Поднимитесь бегом на три этажа выше. Каждому свое, главное – знать, что действенно именно для вас.

Разумный вопрос: откуда человек все это про себя поймет? Какие события и на каких этапах его жизни должны дать ему это знание о себе?

Вариант первый: это сформируется стихийно. Сталкиваясь в повседневной жизни с конкретной ситуацией, человек на нее реагирует – совершает ряд действий, которые ведут к определенным последствиям. Затем, попадая в схожую ситуацию, он уже догадывается, что к чему: знает, какие поступки к каким эффектам приведут, что будет чувствовать сам и окружающие его люди, и может этим управлять. Или не может. И тогда его жизнь – бесконечная череда повторений типовых ситуаций и типовых же не изменяющихся со временем реакций на них.
Вариант второй: проектирование активностей. Школа – модель большого мира. И здесь ключевая фигура – классный руководитель. Именно классный руководитель в школе способен стать для каждого ребенка проектировщиком деятельности с заданными опциями, внутри которой ребенок, действуя и взаимодействуя, приобретает определенный опыт, а затем и нужный навык.

В этой деятельности, смоделированной классным, в событиях, заточенных на достижение конкретного результата для каждого ученика, и приобретается знание о себе. Классный руководитель управляет социальной ситуацией развития. И тогда школа перестает быть местом, где «школьники имеют слабые представления о человеке вообще и о себе как человеке в частности…» (И.В.Дубровина – советский и российский психолог, специалист по возрастной психологии).

В современном мире бытует мнение, что эмоциональный интеллект для человека XXI века даже важнее, чем IQ. Умейте управлять собой, если не хотите, чтобы вами управляли другие.

Юлия ЕСАУЛЕНКО, Анастасия КУЗНЕЦОВА, эксперты Ассоциации классных руководителей образовательных организаций Москвы


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt