Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Это доброе слово «кадетство»

УГ - Москва, №25 от 23 июня 2015. Читать номер
Автор:

​Свою историю школа №709 в СВАО начала с 30 августа 1952 года. Теперь бывшие ученики школы приводят сюда своих детей и внуков, учителя помнят всех своих выпускников и гордятся ими.

В 1995 году школа №709, став инициатором новых форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, одной из первых в Москве воплотила в жизнь идею создания кадетских классов. Кадеты с гордостью носят имя четырежды Героя Советского Союза Г.К.Жукова, получив на это официальное разрешение от дочери маршала Эры Жуковой. В 1996 году к столетию Г.К.Жукова по инициативе кадетов совместно c управой района Северный на территории района был установлен бюст великого полководца.В кадетских классах обучали учащихся, которые съезжались из разных районов Москвы и Подмосковья. Ребята были далеко не отличники, но задача наша заключалась в том, чтобы забрать мальчишек с улицы, привлечь к занятиям спортом, освоению военно-учетных специальностей, подготовить к службе в Вооруженных силах. У них была возможность прыгать с парашютом, осваивать основы скалолазания, заниматься техникой пешеходного туризма и пулевой стрельбой. Выпускники-кадеты продолжали обучение в военных вузах, шли не просто выполнять конституционный долг, но и порой должны были уметь выжить и оказать необходимую помощь другим…Конец 90-х годов. Я тогда преподавал физическую культуру, вечер встречи выпускников в школе, шум, веселье, радость долгожданных или неожиданных встреч, нескончаемые разговоры: «А ты как?», «Не может быть!», «Сколько же времени прошло…», комплименты – заслуженные и дежурные, и много-много счастливых и веселых лиц. Вдруг чувствую, как серьезный взгляд одного из участников праздника останавливается на мне, точнее попадает прямо в меня. Стройный, рослый, здоровый парень смотрит мне прямо в глаза и чего-то ждет, молчит. Потом улыбается и спрашивает: «Вы меня не узнаете, Владимир Петрович?» Черты явно хорошо знакомые, но как давно это было, лет десять – пятнадцать назад. Тяну, тяну паузу, мучительно вспоминаю и неловко произношу:- Да вы все так изменились, возмужали…- Витя Трушкин, вспомнили?- Конечно! Конечно! Ведь ты в классе у…- А я вас никогда не забуду, ведь вы мне жизнь спасли, вы и ваши занятия.Это как удар! На тебе! Вот и повеселились!Витя продолжает: «В первую чеченскую участвовал в боевых действиях. Тяжело было, но все равно легче, чем другим бойцам. Такие салажата попадались. Сказывалась все-таки подготовка на уроках НВП, полевые занятия, походы. Однажды боевики загнали нас в ловушку. Прижали к ущелью, а спуск в него такой, что только парашют может выручить. Они настолько были уверены в неприступности отвесных скал, что со стороны ущелья даже охрану выставлять не стали. Некоторые бойцы запаниковали: «Все, кранты, сдаемся, не прорваться…», психа пустили, истерики… Но я вспомнил ваши слова, что «в любой безвыходной ситуации бывает как минимум два выхода». Убедил в этом всех, скремнились и без страховки спустились по вертикальной стене. Все тогда вышли, помогло то, что еще в школе сталкивался с экстремальными ситуациями, да и горная подготовка здорово пригодилась. В общем, все выжили. Спасибо вам!»Мы еще потом долго говорили о том, где он сейчас, как с семьей, чем младший брат занимается. Только после того, как расстались, с каким-то большим опозданием пришла радость, гордость, какое-то необузданное ликование в душе: «Значит, не напрасно ты трудился, Владимир Петрович, не зря прошли твои уроки, не зря ты выслушивал упреки своих родных и вместо того, чтобы остаться в уютной квартире, бродил с ребятами и по подмосковным болотам, и по горам Северного Кавказа».Потом вспомнил, каким смешным и беспомощным выглядел Витя на первом практическом занятии. Он и его товарищи, наверное, в классе шестом-седьмом тогда учились. Выбрались в лес, только начались занятия, как хлынул холодный осенний ливень. Кеды-кроссовки насквозь, одежда насквозь, зуб на зуб не попадает. Кто-то заныл: «Да зачем нам это надо было, сидели бы дома!» Пытался заставить ребят развести костер, бесполезно: они только беспомощно ломали мокрые спички о размякший коробок. Сам развел костер под дождем, чем необычайно их удивил. Но чтобы поддерживать огонь, был необходим хворост. Отправил их в лес за хворостом, а они пару шагов в сторону сделали, потоптались на месте и опять к костру жмутся. Холодно. В тот момент еще не понимали, что пассивность, бездействие могут быть в прямом смысле губительны для их здоровья, думали, что если сам не сможешь что-то сделать, сломаешься, то кто-то другой непременно доделает твое дело, создаст тебе комфорт и безопасность.Я довольно жестко поставил условия: «Без дров к костру не подходить». Тогда ребята, втянув голову в плечи, как маленькие роботы на негнущихся ногах, отправились за дровами. Они доходили до первого кустика, отламывали тоненькую веточку и, гордо держа ее перед собой, спешили к костру. Огонь мы все-таки сохранили, а потом натянули большой тент и умудрились под проливным дождем обсохнуть и высушить свою мокрую одежду, ребята со смехом вспоминали свою недавнюю беспомощность.В тот день мы все вместе сделали важный вывод, что не бывает безвыходных положений, что, оказавшись в экстремальной ситуации, нельзя поддаваться панике, а, проанализировав ситуацию, нужно попытаться найти минимум два выхода и, избрав на свой взгляд лучший, приступить к исправлению критического положения. Соблюдая осторожность, действовать надо активно, не рассчитывая на благоприятное стечение обстоятельств, всегда помнить, повторять про себя, что каждый в ответе за тех людей, которые рядом с ним, не допускать таких действий, которые вызовут сомнения окружающих в твоей уверенности и профессионализме. Но чтобы действовать умело и профессионально, надо учиться!Стены учебного кабинета оберегают ребят от реальной опасности, на пальцах трудно объяснить, какую угрозу представляет разбушевавшаяся стихия. Даже вызубрив учебник, нельзя научиться оказывать первую помощь. Большой объем знаний не научит переносить тяготы и невзгоды армейской жизни, необходима практика, то есть реальные ситуации, когда благоприятный исход событий зависит от воли и умения ребят. Но при этом руководитель четко должен контролировать и направлять развитие ситуации, вводные команды должны быть сложными, но выполнимыми. Перед началом практической деятельности необходимо подробно провести инструктаж по технике безопасности, по окончании – провести анализ работы каждого участника группы.Позднее припомнил, что Витя-то, оказывается, за свою молодую жизнь не первую группу уже спасает. Когда он и его товарищи учились в старших классах, мы совершали поход по Северному Кавказу. Совершенно неожиданно в конце марта ночью выпал мокрый снег, да столько, что его тяжестью к утру палатки почти до земли прижало. Утром глаза открываем и ничего понять не можем: крыша палатки на лице лежит. Выбрались, огляделись, спали-то, оказывается, чуть ли не в сугробах. Разумеется, порезвились, поиграли в снежки, позавтракали, собрались в путь, совсем недалеко от места ночевки обнаружили чей-то лагерь. «Лагерь-призрак» – палатки снегом завалены, мокрые спальники почему-то выброшены на улицу, костра не видно, ни дымка, ни звука, ни души. Бросились к палаткам: слава богу, люди есть, и все живы. Оказалось, детская группа из города Кириши впервые выбралась в горы. Опыта и подготовки никакой. Представляете, в межсезонье отправились в горы, кто в резиновых сапогах, кто в кедах. Первые трудности сломали ребят, а снегопад просто добил их. Горе-руководитель уже ничего не мог сделать. Ребята на просьбы, команды, приказы совсем не реагировали, их из палатки достаешь, на ноги ставишь, а они на снег валятся. Переохлаждение!Напоили ребят чаем, вернули к жизни, но в горах им делать нечего, им надо спускаться, а одних отпускать очень опасно. Решили для организации спуска этой группы набрать добровольцев. В добровольцы вызвались все, пришлось желающих даже отсеивать. Начали готовиться к спуску, в этот момент бросилось в глаза, как изменились, сразу повзрослели недавние шалопаи, которые еще утром баловались, дурачились, играли в снежки… Тот же Витя, разбирая чужие вещи, наставительно ворчал: «Ну вот, «чайники» с консервами в горы потащились. Это выбросить… это выбросить… это выбросить… это оставить, пригодится…» Облегчили чужие рюкзаки и, взвалив большую часть груза на свои плечи, начали спуск. Уже в темноте вывели ребят к населенному пункту и сразу же обратно.Налегке идти, конечно, было приятно, только уж больно мерзли вспотевшие под чужими рюкзаками спины. Решили идти без привалов и под утро оказались в лагере, а здесь, оказывается, никто не спал. Ждали тех, кто глухой ночью месил грязь на кавказских перевалах. Радость, объятия, сразу чаем напоили… Встретили как победителей, хотя победителями в этот день были все, кто, одолев равнодушие и усталость, помог совсем незнакомым людям справиться с бедой. Даже не помню, сказали нам спасибо или нет. Да и ладно, ведь не это главное, не ради благодарности мы учим ребят преодолевать свои слабости, стойко переносить невзгоды и, не задумываясь, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается…Глядя на нынешних кадет, выстроенных в парадном расчете на торжественном марше, посвященном 70-летию Великой Победы на Поклонной горе, вспоминаю слова бывшего кадета-жуковца А.Вербкина: «Кадетство – это навсегда!» Выпускники школы, учителя, воспитатели из числа бывших военнослужащих, курирующие кадет, и родители продолжают традиции жуковцев. Кадетское братство, взаимовыручка и поддержка стали неотъемлемой частью жизни наших ребят. Они первыми приходят на помощь, спасают и защищают, служат нашей Родине. Полная событий и ярких впечатлений жизнь кадет настоящего времени отличается новыми подходами к требованиям, предъявляемым в первую очередь к результатам обучения. Только в большой образовательной организации есть широкие возможности для выбора профиля обучения.Сегодня в школе созданы условия для развития кадетского движения как кадрового ресурса гражданской и военной службы. В 2014-2015 учебном году в параллели 7-х классов был создан кадетский класс. Обучающиеся этого класса занимаются по учебному плану, в который дополнительно включены занятия по истории, литературе, математике, информатике и ИКТ, в рамках третьего урока физической культуры организованы занятия в бассейне; проходят занятия по этикету и психологии общения, уроки бальных танцев.Уже сегодня можно отметить хорошие учебные результаты кадет нашей школы, так как они мотивированы на получение знаний. Обучающиеся по своему желанию могут выбрать предметы для профильного изучения, совместно с сотрудниками Центра педагогического мастерства идет психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к участию в конкурсах и олимпиадах. Все это послужило основанием для всестороннего развития учащихся, и как следствие в 2014-2015 учебном году количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в образовательной организации увеличилось втрое. Кадеты – активные участники Московской олимпиады, других конкурсов и проектов.Внеурочная деятельность разнообразна и предоставляет семьям обучающихся широту выбора: английский язык, общевоенная подготовка, туризм, скалолазание, волейбол и рукопашный бой. Ранняя профилизация обучающихся кадетских классов направлена на получение специальных знаний, необходимых для несения гражданской и военной службы. Для совместной работы по профориентации заключен договор с Академией гражданской защиты МЧС России, идет согласование и заключение договоров с Академией ФСО России, Рязанским высшим воздушно-десантным командным училищем имени генерала армии В.Ф.Маргелова.Обучающиеся кадетского класса находятся на внутреннем мониторинге качества образования. В перспективе требования, предъявляемые к выпускнику такого класса, – не менее 200 баллов, полученных на ЕГЭ по трем предметам, в том числе по профильному. В этой связи возникает серьезная кадровая проблема. Во-первых, учителя, идущие на урок к кадетам, должны быть высокими профессионалами, владеющими методикой эффективного использования рабочего времени во время урока с целью минимизации объема домашнего задания. Во-вторых, в системе дополнительного образования, опираясь на метапредметные связи, необходимо создавать условия для применения теоретических знаний на практике. При подготовке кадет мы реализуем программу по туристско-краеведческой работе, предусматривающей в осенние каникулы походы в район Северного Кавказа, в зимние – лыжную подготовку, в весенние каникулы – выезд в туристический лагерь в Пятигорск, в летние – участие в первенстве Москвы по пешеходному и водному туризму, выполнение категорийных походов по различным регионам нашей страны.Включить ребенка в активную творческую деятельность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полученные при изучении предметов школьного курса и дополнительного образования, позволяет музейная педагогика. В музейный комплекс школы №709 входят музеи «Никто не забыт. Ничто не забыто», «Палеонтологический», «Красота спасет мир (природы)», «Детское творчество», «Народный быт», в которых не только собраны уникальные экспонаты, но и регулярно проходят занятия для учащихся. Следует отметить, что экспозиции музеев интегрированы в учебный процесс, расположены они не в закрытых помещениях, занимают пространство рекреаций, учебных кабинетов, создавая интерактивную воспитательную и образовательную среду. Музей всегда открыт: дети, ветераны и родители постоянно имеют доступ к материалам экспозиций. Музейно-педагогическая деятельность в школе идет по разным направлениям. В рамках проведения памятно-мемориальных мероприятий поисковый отряд осуществляет патронат за воинскими захоронениями, кадеты и учащиеся школы ухаживают за Могилой Неизвестного Солдата в районе, могилой комиссара Краснополянского партизанского отряда №1 Тимофея Гаврилова, за братскими могилами советских воинов на территории Дмитровского района Московской области.В школе проводят мероприятия, посвященные дням воинской славы России, событиям Великой Отечественной войны: торжественные линейки, уроки Мужества, встречи разных поколений. Кадеты несут Вахту Памяти у Поста №1 на Поклонной горе и Могиле Неизвестного Солдата в районе Северный. Делегация школы к 70-летию битвы за Кавказ приняла участие в межрегиональной акции «Москвичи – защитники Кавказа» в Карачаево-Черкесской Республике и в закрытии «Вахты Памяти-2014» в Ленинградской области. Одно из значимых мероприятий, проводимых совместно с администрацией района Северный и районным Советом ветеранов, – традиционный митинг на Аллее Памяти в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне, на котором встречаются все жители района. 9 Мая, в год 70-летия Великой Победы в ВОВ 1941-1945 гг., митинг был открыт ротой почетного караула Кремлевского полка совместно с кадетами-жуковцами, а завершился торжественным прохождением «Бессмертного полка», в котором участвовали более 400 семей учеников не только нашей школы, но и школ района Северный. По инициативе кадет нашей школы был дан старт акции «Эстафета огня Победы»: от Кремлевской стены до постов №1 у каждой образовательной организации СВАО.В годы ВОВ район Северный был рубежом обороны нашей столицы. Благодаря поисковой деятельности актива школьного музея жители района и ветераны ВОВ открыли неизвестную страницу истории Краснополянского партизанского отряда №1. В рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, изучая историю родного края, учащиеся школы №709 установили боевой путь Краснополянского партизанского отряда №1, имена и историю жизни участников отряда. Актив школьного музея создал портретную галерею героев-партизан. Школьный проект по изучению истории Краснополянского отряда отметил и поддержал префект СВАО Валерий Виноградов. 7 мая 2015 года на месте строительства нового микрорайона района Северный (Дмитровское шоссе, владение 167) кадеты приняли участие в торжественном открытии закладного камня для увековечения памяти героев Краснополянского партизанского отряда, одна из улиц нового микрорайона будет носить его имя. Деятельность школы высоко оценена в районе и в городе. В смотре-конкурсе на «Кубок Героев» России за лучшую организацию патриотического воспитания в 2015 году школа заняла первое место в Москве.Вместе с тем мы убеждены, что дошкольные учреждения в системе образования и воспитания остаются важнейшим социальным институтом общества. В образовательной организации выстроена работа по совместному проведению мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, 8 Марта, Дню Победы. В работе школьного музейного комплекса спланирована работа по проведению тематических экскурсий, адаптированных для дошкольников подготовительной группы. Ребята не только знакомятся с экспозициями школьных музеев, но и имеют возможность совместно с кадетами принять участие в творческих конкурсах, концертах, митингах и акциях памяти. Уже в самом младшем возрасте у воспитанников формируется положительный образ высокообразованного кадета, несущего вахту почетного караула на торжественных мероприятиях; выносящего флаг Российской Федерации и родного города Москвы.Необходимо подчеркнуть важную роль управляющей команды школы, которая совместно с родительской общественностью творчески разрабатывает стратегию развития образовательной организации по кадетскому образованию, содействует повышению квалификации педагогов для достижения поставленных задач, организует сеть обучающих семинаров, тренингов, поощряя учителей, идущих в авангарде. Команда, нацеленная на достижение общей идеи, добивается хороших результатов. Продолжая тему новых возможностей образовательных организаций, необходимо отметить повышение качества и доступность образования, воспитания в рамках работы вновь созданного Межрайонного совета директоров образовательных комплексов, в котором школа №709 занимает ведущее место, будучи опорной школой и координатором по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.Межрайонный совет директоров №3 СВАО координирует школы 6 районов: Северный, Лианозово, Бибирево, Северное и Южное Медведково, Ярославский. Одной из содержательных задач этого учебного года стало открытие востребованных профилей во всех комплексах, ориентированных на модернизацию и связь науки, общества и современного производства, в том числе и кадетских классов. 1 сентября 2014 года кадетские классы открыли три образовательные организации, входящие в состав Межрайонного совета директоров №3, – гимназия №1573 (район Лианозово), школа №709 (район Северный), школа №166 (район Лианозово). Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи стало одним из наиболее обсуждаемых вопросов на заседаниях МСД. Начиналось все с того, что на Межрайонном совете директоров образовательных организаций было принято решение о создании рабочей группы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащейся молодежи, составлен, а затем и реализован план основных мероприятий по подготовке и празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., спланирована работа по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательных организациях МСД №3.Образовательные организации наших районов совместно проводят систематическую и целенаправленную работу по изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Мы все вместе реализуем план СВОУО по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, утвержденный в соответствии с заключенным договором о совместной деятельности с Советом ветеранов СВАО в мае 2014 года. Для координации, обмена опытом и повышения, с одной стороны, удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, с другой стороны, формирования профессионального сообщества для решения текущих и перспективных задач на базе межрайонной приемной созданы объединения педагогов, родителей, учащихся по разным направлениям учебно-воспитательной деятельности, в том числе патриотической направленности. В рамках реализации Межрайонного плана по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательных организациях МСД №3 одной из площадок проведения районных и межрайонных мероприятий стал музейный комплекс и материально-техническая база нашей школы. Здесь проводят акции Памяти, исторические викторины, брейн-ринги, конкурсы юных экскурсоводов, защиту проектов, военно-спортивные соревнования, праздники. Все это стало возможным благодаря тесному взаимодействию сообществ учителей истории, литературы, физкультуры, преподавателей дополнительного образования, учащихся и их родителей. Мы продолжаем работу образовательных организаций по сотрудничеству и взаимодействию с Региональным фондом Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации имени Е.Н.Кочешкова по расширению и использованию школьных сайтов и банка данных школьных музеев, военно-патриотических клубов для совершенствования методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в МСД №3.Мы проводим торжественные линейки, уроки Мужества, тематические классные часы с участием ветеранов войн, Героев России, Героев Социалистического труда. В год 70-летия Великой Победы обучающиеся образовательных организаций МСД приняли участие в тематических акциях «Спасибо тебе, ветеран», «Марш наследников Победы», «Не забудем ваш подвиг великий!», «Мы помним, мы гордимся!», «Нам этот город завещано беречь!». На стадионе школы №709 в ежегодных межрайонных соревнованиях, посвященных Дню защитника Отечества, приняли участие команды школьников, отцов и учителей, кадеты оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны. С учетом специфики этого направления были проведены гражданская акция для участников войны «Чистые окна», выставка картин в госпитале для ветеранов, работа творческой мастерской «Сувенир для ветерана». Члены детских общественных объединений, военно-патриотических клубов школ МСД №3 дали более 20 концертов для ветеранов в больницах и госпиталях. Наши совместные акции Памяти, выезды на рубежи Славы переросли в окружные и городские мероприятия.Кадеты приняли участие в торжественном мероприятии «Честь имею служить Отчизне», посвященном Дню защитника Отечества, состоявшемся в Государственном Кремлевском дворце. Впервые кадетские классы Межрайонного совета с кадетами всей Москвы собрались вместе с молодыми офицерами, ветеранами войн, с Героями Советского Союза и Российской Федерации в самом главном зале страны. Мероприятие стало ярким уроком Мужества.Летом 2015 года состоится байдарочный поход по северным рекам «Голубые дороги России» в рамках программы по изучению памятных мест, связанных с жизнью замечательных людей. По реке Юг и Северной Двине, преодолев 270 километров, ребята дойдут до Котласского района Архангельской области к месту рождения Героя Советского Союза Н.Г.Кузнецова, отправятся с экскурсиями в музеи, пройдут боевыми тропами Подмосковья.Мы уверены, что комплексный подход к обучению и воспитанию в кадетском классе позволит нашим выпускникам быть конкурентоспособными и успешными. Именно они будут содействовать возрождению традиций русского офицерства, для которых такие понятия, как честь и свобода Родины, превыше всего.А первого сентября 2015 года в новом здании школы №709 на торжественной линейке в День знаний будут построены два кадетских класса, на которые будет равняться вся школа!Владимир ДРУЖИНИН, директор школы №709


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту