Наверняка вам запомнился ставший легендарным подвиг 300 воинов-спартанцев, остановивших в узком Фермопильском проходе бесчисленное персидское войско царя Ксеркса, которое готовилось разгромить Элладу. Уже зная, что гибели им не избежать, они не покинули место боя, не сдались на милость Ксеркса и полегли как один. При этом нельзя сказать, что персы были плохими воинами – бились они отчаянно. Что же помогало древним грекам выстаивать в сражении с многократно превосходящим противником?
Помимо военной выучки и оружия, им помогала уверенность, что они стоят за правое дело и что за них боги. Защита родины была для них честью и долгом, ибо не каждому доверялось оружие, а только тем, кто носил гордое звание гражданина Спарты. Они гордо указывали на свою сплоченность, храбрость и воинскую доблесть, которые почитались первейшими качествами в Греции. И не без превосходства отмечали свое коренное отличие от персов: греки – люди свободные, сами себе господа, в то время как персы привыкли рабски слушаться своего повелителя, кланяться ему. Поэтому эллины любили свою родину, где каждому воздавали должное за дела его и прославляли героев.
Подумайте вместе: а не лучше ли было спартанцам оставить свою позицию, сохранить свои жизни для грядущих сражений с персами, тем более что они задержали Ксеркса на несколько дней? К тому же удар Греции его войска все равно нанесли. А теперь представьте себя греческим воином и попробуйте ответить: за что вы сражаетесь?
А на следующий вопрос вслух отвечать не надо, дайте ответ самому себе: смогли бы и вы в подобной ситуации проявить такое же мужество?
Уже тогда в Древней Греции и в Древнем Риме сложилось общее убеждение: морально, высоконравственно прежде всего то, что общественно полезно. Как это следует понимать? А вот как: хорошо то, что полезно для рода, племени, города и государства. А потому каждый человек своим поведением, каждым поступком должен содействовать, умножать блага своей родины, племени, семьи. Это представление и лежало в основе всей морали. Имей в виду: представление об общественной полезности не было исключительной идеей древних греков и римлян, с ней были хорошо знакомы в древних Египте и Вавилоне, в древних Китае, Индии и Персии… Но там ее понимали несколько иначе. Однако вернемся в Элладу…
Олимпийские игры. Известно ли тебе, что участник Игр должен был не только показывать блестящие результаты, например, в беге или метании копья, диска, но и представлять образец телесной красоты? Более того, что народ Греции считал идеалом гражданина человека мужественного и справедливого, способного противостоять даже крайне неблагоприятным обстоятельствам и при этом не терять присутствия духа. Знаешь ли ты, что благодарные земляки сооружали памятники не только победителям в спортивных соревнованиях, но и лучшим музыкантам? Поэтам? Певцам, у которых в то же время проходили свои олимпийские состязания – конкурсы? Их, лауреатов (т.е. увенчанных лавровым венком), тоже чествовали как граждан, принесших пользу и славу своему народу и краю. И возносили, называя их конкретные имена и личные деяния. Это означало, что в Элладе, а позднее и в Древнем Риме стали выделять личность, т.е. человека отдельного, индивидуума. Здесь складывается представление о том, что свободный человек, иначе говоря – гражданин обладает своими особыми чертами характера и поведения, что и отличает одну личность от другой, одного гражданина от другого. Объединяет же их необходимость служения Отечеству. А лучше послужить мог тот, у кого были сильные руки, чтобы в минуту опасности надежно разить мечом и копьем, кто устремлялся в бой за свою родину, презирая угрозу смерти, кто бился до последнего, чтобы выручить в рубке своего сотоварища или командира. Поэтому не только солдат, но всякий гражданин обязан был являть образец телесной красоты и психической выдержки. Не зря древние римляне сложили поговорки, которые стали крылатыми выражениями.
Запомни латинские выражения: В здоровом теле – здоровый дух. (Mens sana in corpore sano – [менс сана ин корпорэ сано]. Радуйся, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя! (Клич римских легионеров) (Ave Caesar! Morituri te salutant! – [Аве Цезарь! Моритури те салютант!].
Обсудите сообща: что означает первое выражение? Применимо ли оно к нашему времени? И почему столь жизнеутверждающе звучит приветствие “идущих на смерть”?
В кругу древних греков и римлян ценилась дружба – не случайно в боевых порядках военачальники ставили друзей и членов одного рода рядом, кто в окружении сражался спиной друг к другу. Предательство считалось высшим грехом и ложилось несмываемым пятном на весь род отступника. Трусость была позором, а бегство с поля брани у римлян жестоко наказывалось децимацией.
Посмотрите в словаре, что означает слово “децимация”, когда она применялась.
Всю эту систему взглядов по поводу того, что хорошо и что плохо в поведении гражданина, каковы обязанности личности по отношению к другим людям, семье, друзьям, к обществу, родине, древние именовали этикой. Высшим нравственным законом в Древней Греции и Риме были благо государства и свобода личности и родины. В древнем мире этика была слита с правом и имела преимущественно практическую направленность. Это значит, что ее положения обладали обязательной силой и заставляли граждан следовать им. Древнегреческий философ Аристотель выделил этику в особую науку, главная цель которой – формирование добродетельного гражданина своего государства. Его современник Платон понимал этику как “высшее благо”.
В соответствии с этическими законами в Элладе и в Риме стало невозможным обращение в рабство свободнорожденного человека, защита родины с мечом в руках превратилась в дело чести, а уже потом – в обязанность. Все граждане равны. А потому любой афинский или римский свободный человек мог обратиться по имени к военному вождю и на равных беседовать с ним. Главнокомандующий пользовался особым уважением своих солдат, особенно когда сам бился в их рядах и демонстрировал презрение к личному обогащению, как Александр Македонский.
Ответьте на вопросы:
1. Почему после битвы при Каннах, когда, казалось, полки Ганнибала вот-вот опрокинут Рим, тысячи совсем юных и уже седых жителей города встали под знамена Сципиона?
2. В одном из своих писем Александр Македонский распорядился после смерти пронести его перед воинами с раскрытыми ладонями. Что этим хотел сказать Александр?
Впоследствии даже рядовой воин благодаря своей отваге, воинскому и полководческому искусству, честолюбию мог стать полководцем, а некоторых их солдат провозглашали императорами, как, например, Мария, Суллу, Цезаря, Октавиана.
Как показывает история, древние греки и римляне переносили свой политический порядок и в другие страны, более того, демократия помогала им и в чужих условиях с честью выходить из нелегких испытаний. Примерно за 400 лет до н.э. большой отряд греческих воинов, нанятый претендентом на персидский престол Киром, принял участие в междоусобной борьбе за власть в этой восточной стране. Греки сыграли главную роль в отражении атак многочисленного противника. Правда, после гибели Кира его преемники пошли на переговоры с соперничающей стороной; командиры эллинов доверились персам и обманным путем были захвачены в плен. Однако греческие воины не поддались панике: на своем общем собрании они выслушали разные мнения, как делали у себя на родине, и выбрали себе новых начальников. Двинулись домой и шли восемь месяцев, преодолев за это время примерно 2 тысячи километров по пустынным местностям среди враждебного населения, не имея карт, преследуемые персидскими войсками. Но их организованность, боевая взаимоподдержка и сознательная личная ответственность позволили им с небольшими потерями добраться до Черного моря и сесть там на корабли, чтобы идти домой.
Подумайте и обсудите вместе:
1. Что помогло грекам сохранить свои жизни во враждебном окружении?
2. О каких свойствах эллинского общественного устройства и гражданских качествах самих греков свидетельствует этот рассказ?
Несколько иначе складываются этические отношения на Востоке. Здесь люди тоже верили, что всеми действиями человека, его судьбой руководит Бог, он от рождения определяет положение человека – высокое или низкое. Так было уже в Месопотамии, где человек – всего лишь рупор божества. В этой стране, как и во многих других странах Востока, главный правитель – будь то фараон в Египте или царь персидский, император Китая, считался живым посланцем Бога на земле. Перед ним в пыль обращались даже его ближайшие вельможи. Приходившие пред лицо его (а лицезреть его уже было великой честью) должны были, как, например, в Египте, падать ниц и, стоя на коленях, протягивать к нему с мольбою руки, называя его избранником Солнца, могучим золотым орлом и т.д. Даже на рисунках фараон изображен втрое выше остальных людей. В свою очередь вельможи тоже всячески помыкали нижестоящими чиновниками, не говоря о рядовом люде. Их помощники стремились не отстать от своих начальников, и так до самого низа.
Подумай: могло ли здесь зародиться само понятие личности как человека свободного в своих мыслях и поступках?
Вдобавок человек в восточных странах, как правило, не представлял сам себя, как в Греции или Риме, он обычно был лишь представителем определенной семьи, рода, племени и воспринимался окружающими только в таком качестве. Естественно, что сход мужчин для решения вопросов здесь практически не практиковался, разве только для выборов предводителя на случай военного похода. Да и это дело очень быстро перешло к узкому кругу знати.
Тем не менее и в Древнем Востоке подчеркивались культурные, политические и иные различия между жителями города и обитателями степей: первый считали крестьян и кочевников “дикарями”, хотя и наделяли их благородным сердцем.
Какими же моральными качествами должен был обладать согласно тамошним этическим взглядам, например, китаец! В Древнем Китае, в отличие от Египта, считалось важнейшим жить достойно прежде всего на этом свете. А не во имя блаженства на том свете. Поэтому на первом плане у китайцев тех времен были такие моральные ценности, как справедливость, мудрость, добродетель, стремление к гармонии в обществе. О необходимости следовать этим жизненным принципам говорил знаменитый китайский философ Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.), учение которого, став государственным, до сих пор оказывает сильнейшее влияние на Китай. Идеал человека, по Конфуцию, – тот, кто воплощает в себе скромность, готовность повиноваться старшим и начальникам, бескорыстие и достоинство с чувством долга. Человек должен быть доволен своим положением и не стремиться к лучшему. “Если темные люди перестают повиноваться высшим и просвещенным, то в стране не будет мира”, “Неповиновение простолюдина высшему есть начало беспорядка”, – говорил великий философ. Люди, воспитывавшиеся и жившие в соответствии с такими моральными законами, могли быть прекрасными исполнителями чужих поведений, хорошими строителями и упорными земледельцами, искусными воинами и ткачами, но ощутить себя вершителями собственных судеб им было не дано. Винтики – отлаженные, надежные, но не граждане, сами определяющие свое место в жизни и свои обязанности.
Тем не менее не следует приравнивать Древний Восток к бесправию. Там, где возникали благоприятные условия, зарождались и гражданские чувства. Например, в древней Месопотамии. Здесь жители наиболее древних и важных городов добились освобождения от трудовой повинности, военной службы и от уплаты части налогов, и царь вынужден был считаться с ними.
Итак, уже в древнем мире складываются отношения равенства между людьми. Представление о моральном долге каждого перед своей семьей, племенем, государством, которые в ответ признают права и обязанности каждой личности. Наряду с этим формируется и другая мораль: человек должен государству, но не имеет права требовать от него равного воздаяния.
Вопросы: Какие моральные заповеди Востока близки этике Эллады и Рима? Какие из них ты считаешь главными для развития страны? Для развития гражданских качеств? Какие из них ты хотел бы использовать в общении с друзьями, в семье, нужными для Российского государства и других стран? Почему?
Литература для чтения в кругу семьи:
1. М.Э.Матье. День египетского мальчика.
2. М.Э.Матье. Кари, ученик художника.
3. Подлинный документ, точнее, отрывки из “Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикару”. Читая его, ты можешь погрузиться в мир Древнего Египта, представить себе, что думал один из правителей о способах правления и каковы были отношения в тот период.
“Вредный человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей… сотри имя его, погуби сторонников его… Мятежник для горожан – это смута, так как он создает из подданных два отряда молодых воинов… Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее. Не возвышай человека враждебного. Тот, кто беден, – он враг. Будь враждебен к бедняку. Он дает разъяриться толпе. Помещенной в рабочие дома.
Будь искусным в речах, и сила твоя будет велика. Меч – это язык, слово сильнее, чем оружие.
Следуй отцам твоим, предкам твоим. Создается мудрость знанием… Следуй премудрости, тот, кто обучается, станет искусным. Не будь злым, будь доброжелательным. Укрепляй памятники твои любовью к тебе. Умножай богатство горожан твоих, и будут благодарны тебе. Приходит к тебе благодарность за твою доброту, молятся за твое здоровье перед Богом Хентихети.
Уважай твоих вельмож, охраняй твоих людей. Укрепляй твои границы и твои округа. Хорошо творить для будущего. Благословляй человека, живущего с открытым лицом… Не имеющий вещей жаден к тому, что есть у других.
Проходит жизнь на земле, недолга она. Процветает тот, кто оставляет о себе память. …Праведный живет вечно, избегает смерти тот, кто идет вместе с Осирисом, подобно свободному…
Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем доме. Он владыка вещей и не передается.
Велик царь своими вельможами. Могуч царь владыка, велик он богатством своих вельмож. Говори правду в твоем доме, и будут бояться тебя вельможи в стране.
Твори истину, и ты будешь жить долго на земле. Сделай, чтобы умолк плачущий. Не притесняй вдову, не прогоняй человека из-за имущества твоего отца. Не вреди вельможам из-за их мест. Остерегайся наказывать несправедливо. Не убивай, нехорошо это для тебя. Наказывай ударами и заключением, и будет земля устроена благодаря этому. Будет наказан преступник, замыслы которого будут раскрыты. Бог знает мятежника и карает его грехи кровью… Не убивай человека, достоинства которого ты знаешь, с кем ты распевал писания.
Не надейся на долгие годы. Смотрят они на жизнь, как на один час. Остаются дела после смерти (человека), кладут их в кучу рядом с ним. Вечность – это пребывание там.
Возвышай молодых воинов, и будет тебя любить столица. Увеличивай из твоих подчиненных воинов. Молодым воинам приятно, когда исполняют их желания… Умножай твоих вельмож, продвигай твоих воинов, увеличивай отряд молодых, следующих за тобой. Снабжай их имуществом, обеспечивай землей, (одаривай) стадами.
Не делай различия между сыном человека и простолюдина. Приближай к себе человека за дела его, и да будут творимы все ремесла…
Создавай прекрасные памятники для Бога, живет в этом имя того, кто это делает. Укрепляй твои памятники согласно твоему могуществу, так как один день дает вечность, один час украшает грядущее… восстанавливай крепости. Хорошо творить для грядущего.
Награждай вельмож податными списками, жрецов – участками земли. Работают для тебя, как один отряд. Не будет мятежником среди них.
Укрепляй жертвенники, почитай Бога, не говори, что это слабость, не распускай рук, будь в радости… Не порть памятники, чтобы восстановил сделанное другой, который придет после… Не невежда царь, он мудр уже при рождении, возвышен он на земле над миллионами.
Хорошая должность – царская власть.
Плох тот, кто разрушает, не полезно это для него. Укрепляй, что разрушено. Украшай испорченное.
Заботься о людях после Бога. Сотворил он для них небо и землю по их желанию, уничтожил он мрак вод. Создал он для них воздух.
Не убивай никого из близких тебе, которого ты хвалил. Бог знает его. Каждый из них – это благополучие на земле”. (Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикару. Хрестоматия по истории Древнего Востока).
Анатолий САВАТЕЕВ,
кандидат исторических наук
Комментарии