Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Эта загадочная терпимость. или Почему дети тревожатся?

Учительская газета, №45 от 9 ноября 2004. Читать номер
Автор:

Исследования западного психоаналитика Мелани Кляйн рассказывают о том, что тревожность сопутствует человеку с первых часов жизни. В определенной степени она для него естественна. Главное, чтобы тревожность не стала основной эмоциональной базой человека. А вот станет она этой самой «базой» или нет, зависит от ближайшего окружения ребенка, особенно от матери.

Статфакт Во всем мире растет число детей-невротиков. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 30-х годах ХХ столетия выявлялось 22-30 случаев неврозов на 1000 детей. В 1998 году уже 86 случаев на 1000. В Российской Федерации, по некоторым данным, до 80% всех соматических заболеваний взрослых и детей имеют причиной нервно-психические недуги.

Первая стадия отношений матери и новорожденного длится три месяца после появления малыша на свет. Мы-то удивляемся, почему новорожденный, даже если он сыт, выспался и сух, то и дело кричит! Но, оказывается, в этот период своей жизни он переживает только два чувства: комфорт и дискомфорт. Однако своим ласковым прикосновением к тельцу младенца мама начинает свой эмоциональный диалог с ним и способна убедить его в том, что тревожиться не надо. Вот почему, как правило, младенцы успокаиваются на руках у матери!

В возрасте с 6 месяцев до 3 лет формируется его индивидуальность. И тут тревожность приобретает иные причины. С 6 до 9 месяцев ребенок впервые осознает границы своего тела, и в нем появляется страх потерять мать, если она исчезает из поля его видимости, если она «далеко» отходит от его кроватки. И если в этом возрасте мать будет надолго оставлять малыша, эмоционально не поддержит его, напор его тревожности будет возрастать с каждым днем его жизни.

Далее, до достижения ребенком пяти лет, он проходит в своем развитии две фазы. В первой важна демонстрация ребенком всем своей силы. Чтобы ребенок был спокоен и не тревожился, он должен быть собой доволен. Значит, надо больше его хвалить.

Во вторую фазу этого возраста дети начинают осознавать свой пол и начинают очень бояться телесного ущерба. Поэтому физическое насилие, например, в качестве наказания за проступок, принимает для них поистине характер катастрофы.

В возрасте с 5 до 10 лет сила тревоги перед внешней реальностью заметно снижается. К тому же ребенок уже в состоянии снимать свою тревогу в двигательной активности и посредством творчества. Эта фаза – самая эффективная в формировании навыков и умений, в том числе учебных. Родители остаются эталоном для подражания. Поэтому, если они видят, что ребенок часто тревожится, должны поддержать его в разных видах его деятельности.

Когда начинается половое созревание ребенка, он, по мнению другого психоаналитика, Ф. Дольто, много и порой трагически думает о смерти. Такие формы принимает его тревога. Он может в этот период равно искать первый сексуальный опыт и опыт смерти.

Источником тревожности детей может стать и поведение некоторых школьных педагогов.

Низкая заработная плата дает многим из них установку – быть временщиками в школе. Они перестают вкладывать в свою работу, в детей ум и душу. Так и происходит нарушение «норм педагогической деятельности», «зацикливание на зарплате», разрушаются смыслеобразующие мотивы работы учителя.

Признаки деформации – это и тенденции к монологам, и склонность учителя к назиданиям, и навык давать больше объяснений, чем необходимо, и агрессивная нетерпимость к критике, и даже склонность абсолютизировать свой предмет.

Как тяжело ученикам такого педагога, который не умеет их слышать, во всем видит только «ниву просвещения», агрессивно воспринимает молодежную субкультуру, то и дело угрожает: «Вот придешь на экзамен – посмотрим!».

Как неприятны привычки филологов – то и дело повторять одни и те же выводы и болезненно замечать чужие ошибки в речи! А также привычка учителей математики говорить «без воды», конкретно, сухо, педантично и, в общем, «бесчеловечно»! Все это и есть деформация личности педагога, которая отвращает детей от школы.

А сколько в школе педагогов, которым изначально была противопоказана педагогическая деятельность! Причиной повышенной тревожности детей может стать и эмоциональная нестабильность учителя, и его мизантропия, и грубость, и брезгливость по отношению к педагогически запущенным детям и детям с отклонениями в развитии.

Парадокс педагогики в том, что она требует максимальной терпимости к нетерпимому поведению многих школьников, особенно к подросткам. Хочет того учитель или нет, но всем своим поведением на уроках он социализирует подростка, обогащая его сознание и поведение нормами взаимодействия, общежития. Хотя для подростков большое значение имеет мнение сверстников, образцом для подражания и, наоборот, дурным примером становятся для них все близкие им взрослые. Тревожность подростка заметно снижается, когда, с одной стороны, ему дают возможность чувствовать свою взрослость, а с другой, он имеет перед собой образец терпимого взрослого с сильной жизненной позицией.

Сегодня много говорится о толерантности. Но у психолога, кандидата психологических наук Елены Клепцовой, например, своя точка зрения на этот счет. На ее взгляд, в терпимом отношении к детям присутствует принятие их позиции, сопереживание им, соучастие. В толерантном отношении механизм иной – терпение. Вроде бы близкие, родственные слова – «терпение» и «терпимость»! А между ними значительная разница. Толерантный взрослый отстраняется от ребенка, он для него все-таки «чужой», «временный». Он дипломатичен, но исключает сопереживание.

Елена Клепцова строит свои рассуждения следующим образом. Взрослый человек может стоять по отношению к ребенку в трех позициях: «сверху», «рядом» и «снизу». Быть терпимым, толерантным и нетерпимым.

Если взрослый, педагог или родитель, занял позицию «сверху», то, будучи терпимым, он проявляет к ребенку снисхождение черепахи Тортиллы. Будучи толерантен – высокомерие, способное перейти в снобизм. Нетерпимая позиция взрослого в этом случае – пренебрежение нуждами ребенка, «диктаторство».

В позиции «рядом с ребенком» терпимый взрослый с ним сотрудничает, становится, по характеристике Клепцовой, «миролюбцем». Толерантный взрослый стоически терпит близость ребенка. А нетерпимый превращается в «снежную королеву», от внутренней, искренней близости с ребенком отстраняется.

В позиции «снизу» терпимый взрослый уступчив, он «альтруист». Толерантный сразу становится «беспомощным». Эта позиция явно не для него, он взбешен. Нетерпимый – импульсивен, он борется с ребенком, стремится все равно поступить по-своему.

Интересен перечень распространенных учительских «кредо», составленный Еленой Клепцовой. Педагог-«диктатор» в общении с детьми всегда руководствуется принципом: «Я поставлю вас на место!» Способы его общения с классом: запрет, манипулирование, угроза, оскорбление и наказание. Педагогический принцип учителей-«снежных королев» – «Оставьте меня в покое!» Преобладающая форма отношений: холодная наблюдательность, раздраженное неприятие, манипулирование. Главный лозунг: «Это вы сами в состоянии сделать!»

Педагог-«боец» имеет педагогическое кредо – «Я вылеплю из вас людей!» Главный лозунг: «Делай, как я!» Форма общения с детьми – наставление, запрет, наказание.

Высокомерные учителя – «снобы» выражают свои заповеди через формулу «Ох уж, эти детки!» Лозунг: «И когда вы только вырастите!» Способы общения с детьми: позиция надменного «родителя», нотация, морализирование, назидание.

Учитель-«стоик» занимает позицию «рядом» с ребенком, но не «вместе с ним». Он вступает с учеником в диалог, поддерживает его словами и между тем все-таки манипулирует им, потому что предпочитает отстраниться, ребенку же советует просто переждать трудный момент.

Педагоги типа «золушки» и «альтруиста» часто говорят ученикам: «Я готов все вытерпеть, лишь бы вам было хорошо!» Но за этой фразой хорошо просматривается неуверенность в том, что он в действительности что-то может. Обычно педагоги этих двух типов приноравливаются к подросткам, чтобы они не создавали им хлопот. Но не воспитывают, не ведут их за собой.

Учитель-«миролюбец» никогда не стоит «над» ребенком и никогда «снизу». Он всегда «рядом». Его кредо – исходить из интересов ребенка. Точнее – из перспективы его развития. Лозунг – «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!». Он – друг ребенка, одновременно его наставник, способный поддержать в ту минуту, когда ребенок не может проявить своей взрослости. Преобладающая форма отношений – сотрудничество. Тактика поведения – ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности. Именно рядом с таким взрослым ребенок тревожится в меру и нормально развивается.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту