Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мой профессиональный выбор

Естественно – научно!

УГ - Москва, №35 от 1 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Формирование мышления и роль эксперимента

Школьники учатся делать выбор, постепенно вместе с педагогами выстраивая свою образовательную и профессиональную траекторию. А для того чтобы ребятам не ошибиться в выборе профильного обучения в старших классах, в школе №218 запущена специальная модульная программа.

Много лет на базе нашей школы действует система математических кружков (филиал малого мехмата МГУ), где могут заниматься ребята с 3‑го по 11‑й класс. Есть кружки по естественно-научным предметам (химия, биология, география, медицина), техническому творчеству (робототехника, информатика, скретч-программирование), гуманитарным направлениям (история, театр). Кроме кружков школа реализует систему модулей (курсы внеурочной деятельности) по различным направлениям. Ученики могут выбрать сразу несколько модулей по желанию. Такая возможность позволяет ребятам ознакомиться с новыми областями знаний и нетрадиционными формами обучения, учит их самостоятельно формировать свой учебный план, учит проектно-исследовательской деятельности, формирует коммуникативные навыки.

Например, один из модулей в 5‑7‑х классах – «Читаем вместе», на котором ученики не только прочитывают внепрограммные произведения отечественной и зарубежной литературы, но и обсуждают их, изучают критику, смотрят фильмы или спектакли, поставленные по этим произведениям, учатся писать эссе по прочитанной книге, делают рекламные проспекты и ставят на сцене что-то из прочитанного. Подобные курсы есть и для желающих дополнительно заниматься иностранными языками («Английский клуб», «Читаем вместе на немецком языке») и историей («Мифы и легенды Древнего мира», «Занимательное Средневековье»).

Если ученику интересны естественно-научные предметы, то он может в 5‑м и 6‑м классах выбрать модуль «Мир на ощупь». В 6‑м классе этот модуль дополняют курсы «Естественно – научно!» (пропедевтический курс по физике) или «Лаборатория химических загадок» (пропедевтический курс по химии). Все три курса направлены на формирование у школьников основ научного мышления в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности, прежде всего экспериментальной. Курсы насыщены практикумами, на которых ученики выполняют и изучают различные опыты, анализируют их результаты, учатся проводить исследование. Лабораторные и практические работы из иллюстративных становятся проблемными. Планы работ и указания по их осуществлению в основном соотносятся не с теми знаниями, которые следует усвоить в готовом виде, а с гипотезами, которые следует выдвинуть и обсудить в классе.

Ученикам предлагаются также модули, повышающие их цифровую грамотность, развивающие навыки конструирования и алгоритмического мышления, – «3D-графика и моделирование», «Мультимедиа», «Издательское дело», «Программирование».

Все курсы внеурочной деятельности направлены на формирование функциональной грамотности, способности использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач, в том числе научных. В рамках обучения на модулях учащиеся развивают навыки критического мышления и креативности, сотрудничества и работы в командах. На каждом из модулей ученики создают индивидуальные или групповые проекты, которые защищают на внутришкольной конференции. Таким образом, большинство обучающихся 5‑7‑х классов продолжают, как и в начальной школе, осваивать навыки проектно-исследовательской деятельности, включая и навыки подготовки презентации и представления проектов на конференции.

Система модулей гибкая. Если курс не понравился или поменялись интересы ученика, то при наличии свободных мест он может даже в середине года поменять изучаемый модуль. Все программы рассчитаны на один год изучения, следующий учебный год предлагает либо развитие данного курса, либо включение новых областей знаний. Таким образом, ученик имеет возможность в течение трех лет охватить многие области знаний и практики, попробовать свои силы в совершенно разных предпрофессиональных сферах и постепенно выбрать то направление, в котором хотел бы развиваться. Успешное обучение на модулях, в частности выход с готовым проектом на внутришкольную конференцию, позволяет получить сертификат, который в свою очередь дает дополнительные баллы при поступлении на курсы предпрофильного обучения в 8‑9‑х классах, что закреплено локальным актом школы.

Предпрофильное же обучение в 8‑9‑х классах организовано в рамках технологии индивидуальных учебных планов. Такие планы предполагают, что преподавание предметов «Русский язык» и «Литература», «Английский язык» и «Немецкий язык», «Математика», «Биология», «Химия», «Физика» ведется на различных уровнях (базовом и профильном/углубленном). Обучение также дополняется выбором курсов внеурочной деятельности и дополнительным образованием.
Образовательный процесс простроен в нашей школе таким образом, чтобы учащиеся не испытывали проблем с социальной и учебной дезадаптацией, были подготовлены к выбору профильного обучения и проектирования своей предпрофессиональной образовательной программы к началу обучения в 10‑11‑м классах.

Результативность выбранной нами системы обучения подтверждается и на олимпиадах различного уровня, в которых учащиеся 7‑9‑х классов принимают активное участие, добиваясь высоких результатов. Вот лишь пример одной из параллелей. В ней есть серебряный призер Международной естественно-научной олимпиады (до 15 лет) и абсолютный победитель ВОШ по литературе в 9‑м классе. А также призеры регионального этапа ВОШ еще по 12 различным предметам, в том числе по технологии и физической культуре. Вот такая широта выбора.

Юлия КРЫЛОВА, заместитель директора школы №218


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt