Пора совершеннолетия для каждого молодого человека – это время формирования жизненных принципов, время неуемной энергии и жажды свершений, но вместе с тем это новый этап пути, когда приходится учиться работать, жить, отстаивать свои взгляды уже без “страховки” взрослых, неся ответственность за свои действия! Сложно?! Безусловно! Но только так и может состояться становление настоящего человека, который не перекладывает свои проблемы на чужие плечи, а предпочитает решать их сам!
А кроме того, совершеннолетие – это тот возраст, когда молодой человек получает право прикоснуться к делам государственным, так как, согласно Конституции Российской Федерации, 18-летний гражданин приобретает право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, местного самоуправления вплоть до президента страны, то есть приобретает активное избирательное право. Чуть позже, по достижении 21 года, к этому праву добавится право быть избранным, пассивное избирательное право.
Право избирать и право быть избранным относятся к субъективному праву, как право на свободу слова и совести, свободу передвижения, право собираться мирно и без оружия и т.д. Однако понятие “избирательное право” может толковаться в объективном смысле, то есть как подотрасль конституционного права, наравне с парламентским правом, правом местного самоуправления и т.д.
Извлечения из закона Калининградской области
“О выборах депутатов Калининградской областной Думы”
от 24 мая 2000 года, N 209
Глава 1, статья 4. Избирательные права гражданина Российской Федерации на выборах депутатов областной Думы
1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающий на территории Калининградской области, вправе избирать депутатов областной Думы, а также участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях.
Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания на территории Калининградской области на время проведения выборов депутатов областной Думы не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах.
2. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
Таким образом, с 18 лет для вас полную силу обретет статья 32 Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда”.
Достигнув 18-летнего возраста, вы можете участвовать в выборах Президента России, депутатов Государственной Думы, губернатора, мэра, депутатов областной или городской Думы.
Как воспользоваться этим конституционным правом?
Для этого необходимо:
– знать о тех кандидатах или партиях, за которых вы собираетесь голосовать, об их предвыборных программах и принципах;
– знать саму процедуру голосования и
– серьезно, по-взрослому, думать о том, каким должен быть путь России (и, в частности, вашего региона), в каком государстве вы хотите жить и кто своими действиями и усилиями воли способен лучше и как можно гуманнее сделать это.
Бесспорно, к вам с годами придет опыт принятия подобных решений, но, чтобы справиться с этой задачей в первый раз, нужно немного подготовиться. Ведь это должен быть ваш собственный выбор, за который вы несете ответственность и за последствия которого не на кого обижаться.
Родившийся в России поэт, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский прозорливо заметил: “Если свободный человек падает, он никого в этом не винит”. Это справедливо и по отношению к гражданам стран демократии, которые должны взять на себя ответственность за судьбу общества, в котором им предстоит жить.
А теперь за дело! Возьмите чистый лист бумаги и…
Тест
Проверьте себя по этому небольшому тесту. Не беда, если вы сразу не сможете ответить на все вопросы.
1. Как называется парламент Российской Федерации?
Правительство РФ
Государственная Дума РФ
Федеральное Собрание РФ
2. В какую палату парламента избираются депутаты?
Совет Федерации
Государственная Дума РФ
Государственный совет
3. Как часто проходят выборы депутатов парламента?
Один раз в 2 года
Один раз в 4 года
Один раз в 5 лет
4. Как называется орган местного самоуправления на территории вашего города, области, края?
Городская Дума
Законодательное собрание области
Областная Дума
5. Когда в последний раз проходили выборы депутатов этого органа самоуправления?
Впишите сами
6. Что такое активное избирательное право?
Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления
Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, местного самоуправления вплоть до президента страны
Право агитировать за того или иного кандидата
7. Что такое пассивное избирательное право?
Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления
Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, местного самоуправления вплоть до президента страны
Право не участвовать в голосовании
8. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?
21 год
18 лет
25 лет
9. С какого возраста гражданин обладает пассивным избирательным правом?
21 год
18 лет
25 лет
10. В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ?
30 лет
35 лет
40 лет
11. Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать в России, т.е. быть ее гражданином, не менее скольких лет?
Не менее 5 лет
Не менее 10 лет
Не менее 15 лет
12. С какого возраста вы можете стать депутатом областной Думы Калининградской области?
21 год
18 лет
25 лет
13. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы?
25%
33%
50%
14. Какой процент от общего числа проголосовавших должен набрать кандидат в депутаты Государственной Думы, чтобы победить на выборах?
25%
50%
Простое большинство
15. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?
25%
50%
75%
16. Какой процент от принявших участие в голосовании должен набрать кандидат в Президенты РФ, чтобы победить на выборах?
30%
50%
75%
17. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования?
Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов, достаточно велики
Падает рейтинг кандидатов
Падает активность избирателей
18. Сколько депутатов работает в нижней палате парламента РФ? (А в вашем местном органе самоуправления?)
450 депутатов
250 депутатов
1000 депутатов
Спасибо!
Верим в вас, юные граждане России!
А теперь сравните свои ответы с правильными ответами.
Вопрос:
Правильный ответ:
1. Как называется парламент Российской Федерации?
Федеральное собрание РФ
2. В какую палату парламента избираются депутаты?
Государственная Дума РФ
3. Как часто проходят выборы депутатов парламента?
Один раз в 4 года
4. Как называется орган местного самоуправления на территории вашего города, области, края?
Впишите сами
5. Когда в последний раз проходили выборы депутатов этого органа самоуправления?
Впишите сами
6. Что такое активное избирательное право?
Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, местного самоуправления вплоть до президента страны
7. Что такое пассивное избирательное право?
Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления
8. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?
18 лет
9. С какого возраста гражданин обладает пассивным избирательным правом?
21 год
10. В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ?
35 лет
11. Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать в России, т.е. быть ее гражданином, не менее скольких лет?
Не менее 10 лет
12. С какого возраста вы можете стать депутатом областной Думы Калининградской области?
21 год
13. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы?
25%
14. Какой процент от общего числа проголосовавших должен набрать кандидат в депутаты Государственной Думы, чтобы победить на выборах?
Простое большинство
15. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?
50%
16. Какой процент от принявших участие в голосовании должен набрать кандидат в Президенты РФ, чтобы победить на выборах?
50%
17. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования?
Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов, достаточно велики. Таким образом, пассивность граждан напрямую связана с лишними затратами средств, которые могут быть использованы в различных отраслях народного хозяйства.
18. Сколько депутатов работает в нижней палате парламента РФ? (А в вашем местном органе самоуправления?)
450 депутатов
Впишите сами
Наверняка в тесте встретились вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение. Чтобы вы смогли больше узнать об устройстве ветвей государственной власти, избирательной системе России и идее создания правового государства, ниже предлагается несколько занятий, которые также помогут вам подготовиться к первому участию в выборах.
Занятие N1:
демократические выборы
Тезис: “Конечной целью власти должно быть улучшение жизни граждан”.
Выборы – центральный институт демократических правлений. Право граждан на участие в формировании властных структур является общепризнанным элементом современного общества.
Участие в выборах – это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия.
В свою очередь ответственность за принимаемые политические решения формирует политическую и правовую культуру избираемых и избирателей.
Пособие, которое вы читаете, – вклад в формирование новой этики участия в управлении государством, смысл которой состоит в том, что:
“Конечной целью власти должно быть улучшение жизни граждан”.
Интересы избирателей (электората)
Власть
А теперь поговорим о том, как граждане страны влияют на власть посредством выборов. В статье 3 Конституции РФ сказано, что “высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”. Конституционное право избирать и быть избранным подкреплено положениями Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.
Все современные демократии проводят выборы, но не всякие выборы являются демократическими. Некоторые из них превращаются в спектакль, призванный иллюстрировать законность. В таких выборах может участвовать только один кандидат или единственный список кандидатов – без альтернативы. Подобные выборы путем запугивания и фальсификации могут гарантировать, что пройдет кандидат, угодный действующей власти. Эти выборы нельзя назвать демократическими.
Далее речь пойдет о характеристике демократических выборов, которые, согласно Конституции РФ, должны быть:
равными,
всеобщими,
прямыми,
а также проходить при тайном голосовании.
Принцип равного избирательного права означает, что граждане России на равных основаниях с другими гражданами могут участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в референдумах.
Принцип всеобщего избирательного права гарантирует гражданам России по достижении установленного законодательством возраста право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, убеждений и иных обстоятельств. Ограничения активного и пассивного избирательных прав могут быть установлены только федеральным законом.
Принцип прямого избирательного права означает, что граждане России участвуют непосредственно в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в решении вопросов государственного и местного значения.
Принцип тайного голосования гарантирует тайну волеизъявления избирателей при голосовании на выборах.
Пример.
Известно, что в древних Афинах периодически проводилась сверка гражданских списков: “Имена тех, кто не был рожден от отца-гражданина и матери-гражданки, должны были быть вычеркнуты…”
Справедлив ли, на ваш взгляд, такой подход?
Схоже ли это с законами нашей страны?
Или другой пример.
При изучении истории Древней Греции вы наверняка встречались с именем архонта (одного из девяти ежегодно избиравшихся высших должностных лиц в Афинах) Солона. Права и обязанности Солон распределил так, что зажиточные граждане обладали большими политическими правами, но при этом были обязаны нести и большую ответственность, то есть существовал имущественный ценз. Принадлежность граждан к той или иной группе определялась годовым доходом от урожая. “На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса: пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты… К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто получает 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов; к всадникам – получающие 300 мер или те, кто мог содержать коня; к зевгитам принадлежали те, кто получал 200 мер и того и другого вместе; остальные принадлежали к классу фетов. И эти последние не имели доступа ни к какой государственной должности”. (Аристотель. “Афинская политика”)
Насколько справедлива система Солона?
Есть ли у нас имущественный ценз (ограничение) для избирателей?
Какой ценз существует у нас в стране? (В различных странах закон устанавливает разные ограничения на пользование избирательным правом. Ограничение по количеству имущества называется “имущественный ценз”, ограничение по возрасту – “возрастной ценз”. Существует также религиозный ценз и пр.).
Интересен и пример из римской истории: “Было дано равное право голоса, и не все голоса имели равную силу, но были установлены степени… А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центурий первого разряда, если мнения расходились, что случалось редко, приглашали голосовать центурии второго разряда, но до самых низких не доходило почти никогда”. (Тит Ливий. “История Рима от основания города”)
Обратимся к иным характеристикам демократических выборов.
Конкурентные
Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний, передвижения. Правящая партия может пользоваться преимуществами, дающимися пребыванием у власти, но правила и проведение конкурентной борьбы должны быть честными.
Для чего, на ваш взгляд, состязание партий или лидеров должно быть открытым и честным?
Периодические
Выборные должности народные избранники занимают в течение периода времени, обозначенного в законе, и через определенный срок избирательные комиссии всех уровней (от центральной до участковой) организуют новую избирательную кампанию.
Вспомните, как часто проводятся выборы президента страны, мэра города, депутатов парламента и т.д. Почему так делается?
Еще пример.
В Афинах гражданин, избранный народом на какую-либо должность, не мог от нее отказаться, даже если ему приходилось выполнять действия, с которыми он не согласен: “Никия избрали стратегом (командующим афинской морской экспедицией на Сицилию. – Прим. ред.) вопреки его упорным отказам”. (Плутарх. “Жизнеописания”).
Могли ли Никия выбрать на должность стратега пожизненно? Почему?
Что дает периодичность выборов?
Представительные
Руководство, избранное маленькой группой, не является поистине народным, даже если соблюдена демократичная процедура выборов. Вот почему при недостаточном участии избирателей в голосовании результаты выборов считаются недействительными и приходится объявлять 2-й тур голосования.
Выгодна ли государству пассивность избирателей?
А самим гражданам?
Окончательные
Исход предвыборной борьбы за власть определяется результатами голосования. Вот почему высокие требования предъявляются к процедуре голосования. Например:
– кабины для голосования должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить тайну волеизъявления;
– бюллетени выдаются по предъявлению паспорта, чтобы каждый мог проголосовать один раз и только за себя;
– урна для голосования опечатывается;
– результаты голосования фиксируются в протоколе избирательной комиссии;
– за работой избирательной комиссии следят наблюдатели.
Осталось лишь рассмотреть вопрос: каков мотив участия в выборах? Основной здесь будет мысль о том, что, занимая активную позицию в обществе, отдельные личности имеют возможность принять значимое участие в государственных делах, в делах профессиональных ассоциаций и сообществ, воздействовать на руководство страны и требовать от него отчета за его действия.
Попробуйте смоделировать ситуации:
1. Как развивается демократическое государство, если активность граждан высока?
2. Как развивается демократическое государство, если в обществе наступает период политической апатии (пассивность и неверие избирателей в позитивные перемены в жизни общества)?
Или попробуйте решить вот такие необычные задачки:
1. “Что такое активный электорат?”
Из 30000 избирателей голосовать пришли 24000. Какая часть электората оказалась активной? Почему остальная часть электората оказалась пассивной? Что посоветовать председателю избирательной комиссии на следующие выборы или на 2-й тур голосования?
2. “Выборы мэра”
Результаты выборов мэра оказались следующими: у одного кандидата 52% голосов, у другого – 12%; 5% голосовали против обоих кандидатов, а 31% не принял участия в голосовании.
Во сколько раз больше проголосовало за первого кандидата?
Почему не все пришли на избирательный участок?
Расшифруйте:
“Там, ежегодные заканчиваются где рабство выборы, начинается”.
Джон Адамс
“Управление мудрых подбора зависит от государством людей”.
Конфуций
“Голосуй меньше человека, который меньше всех, будешь всех за обещает разочарован”.
Барух
“Неосведомленность ущерб одного в демократическом избирателя обществе наносит безопасности всех”.
Д. Кеннеди
Спасибо!
И пусть вас не покинет вера в свободу и демократию!
Занятие N2:
гражданин и власть
Знакомы ли вам эти понятия? Попробуйте дать краткое объяснение каждому.
Иерархия
Власть
Авторитет
Репрессии
Авторитаризм
Диктатура
Автократия
Демократия (прямая и представительная)
Свобода
Разговор о назначении и сущности власти можно начать с примеров того, где мы встречаемся с проявлением власти:
родители в семье;
учитель в школе;
командир в армии;
тренер в команде;
правитель и подданные.
На основе этого попробуйте сформировать понятие “власть”. Подумайте, на чем основывается власть.
Вероятно, итогом ваших размышлений может стать вывод о том, что власть – это способность и возможность влиять на поведение людей.
Теперь мы должны обратиться к пониманию властной иерархии. Сам термин “иерархия” означает расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Например:
Средневековое государство
король
герцоги, графы
бароны
рыцари
крестьяне
ремесленники
Власть в школе
директор
администрация
(заместители директора)
учителя
ученики
Власть в армии
главнокомандующий
министр обороны
начальник Генерального штаба
генералы
офицеры
сержанты
солдаты
Итак, разобравшись с иерархией, отметим, что власть включает в себя два основных элемента: личную власть, основывающуюся на силе авторитета и способности человека создать вокруг себя атмосферу сотрудничества, и должностную власть, которая дает возможность использовать то или иное количество поощрений и наказаний по отношению к подчиненным.
Здесь важно понять разницу оснований личной и должностной власти. Для первой – это доверие, уважение, авторитет; для второй – возможность поощрений и наказаний.
На этих основаниях выстраиваются стили руководства руководителей любого уровня.
А вы, оказавшись руководителем, могли бы осуществлять власть так, чтобы люди могли сотрудничать?
Какие, на ваш взгляд, качества нужны для этого?
Толерантность (терпимость)
Жадность
Независимость
Скромность
Интеллигентность
Дисциплинированность
Справедливость
Зависть
Правдивость
Хитрость
Эгоизм
Честность
Запишите в две колонки качества, которые пригодятся людям, использующим в руководстве:
личную власть должностную власть
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Теперь обратимся к власти государственной и к тому, каким должен быть правитель. Попробуем “нарисовать” портрет идеального правителя государства.
Идеальный правитель
Заботящийся о процветании страны
Миролюбивый
Умный
Думающий о благе народа
Честный
Справедливый
Гибкий политик
Культурный
Привлекательный
Дальновидный
Примерный семьянин
Хороший организатор
Хороший оратор
……………………..
(можно продолжить)
Перечень можно увеличить или уменьшить. Но главное, что с его помощью вы сможете “протестировать” любого известного вам правителя, и это должно натолкнуть вас еще на два вопроса:
Может ли царь (правитель, диктатор) быть добрым?
Почему?
Ведь правитель (например, царь) – это должность, государственный институт, который не может быть ни добрым, ни злым. Важно лишь понимать, какие задачи государства тот или иной правитель выделяет, формулирует, и видеть, какими методами он осуществляет достижение поставленной цели, пользуясь своей должностной и личной властью.
Тезис: “Если хочешь узнать человека, дай ему власть”.
А что думаете вы по этому поводу?
Оцените с этой точки зрения деятельность:
Петра I,
Гитлера,
Сталина.
Что вы знаете об их исторических эпохах?
Как их деятельность оценивают историки, ваши знакомые, вы сами?
Кто из них пришел к власти через процедуру выборов?
Трудно? Не отступайте! Помните, что роль гражданина, как и любая другая роль и профессия, требует тщательной подготовки.
А теперь речь пойдет о формах политической власти.
Формы политической власти
Авторитарная
отрицает право народа на…
личная диктатура
автократия
Демократическая
форма народовластия
прямая демократия
представительная демократия
Обсудите со сверстниками:
Что, на ваш взгляд, является лучшей формой власти: авторитаризм или демократия?
И еще: главная ценность, вокруг которой не утихают страсти, – свобода. (Ее часто путают с вседозволенностью: если свободен, значит, что хочу, то и делаю!).
При какой власти, по-вашему, у простого честного гражданина больше свободы и почему?
Поспорьте с высказываниями Муссолини:
1. “Демократический режим лишь время от времени дает людям иллюзию суверенитета, в то время как на самом деле управление обществом осуществляется скрытыми силами”.
2. “Для того чтобы жить в цивилизованном обществе, необходимо быть бдительным по отношению к своим современникам, необходимо следить за их мыслями и интересами”.
Первый и главный ваш выбор должен касаться того, какую стратегию государства вы выбираете: демократическую или авторитарную.
Власть ╝ гражданин ╝ демократия
Перед вами логическая цепочка, ведущая к пониманию того, что гражданин в государстве – фигура центральная. Именно позиция гражданина (избирателя и налогоплательщика в одном лице) должна определять сущность и траекторию развития государства.
“Я не знаю, кому еще можно доверить управление обществом, кроме самих людей…”
Т. Джефф
Спасибо!
И не теряйте своей демократичности!
Ирина ДИМОВА,
Марина ШКРОБОВА,
кандидаты педагогических наук
Продолжение следует
Комментарии