Занятие N5: законодательная власть
(См. схему 1).
Тезис: “Управление государством зависит от подбора мудрых людей”.
Конфуций
Цивилизованная демократия зависит в значительной мере от развития демократической гражданской культуры.
Цель демократического образования состоит в том, чтобы воспитывать независимых, любознательных граждан с аналитическими взглядами, одновременно обладающих глубокими знаниями правил и практики демократии.
“Люди могут быть рождены со склонностью к личной свободе, но они не рождаются со знанием социальных и политических приспособлений, делающих свободу возможной и прочной как для них самих, так и для их детей… Такие вещи должны быть приобретены. Им надо научиться”.
Честер И. Финн-младший
Само слово “парламент” происходит от французского слова “parler” – “говорить”.
О чем говорят в парламенте?
Почему это орган законодательной власти?
Почему его называют законодательным и представительным органом?
Каково назначение парламента в государстве?
В русском централизованном государстве конца ХV – начала ХVIII века существовал постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики, – Боярская дума. Как вы думаете:
Для чего царю совещательный орган?
Что означает фраза: “Царь решил, а бояре приговорили”?
Каковы задачи Боярской думы при великом князе?
Почему умные правители имели умных советников?
Вспомните в этой связи русские народные пословицы и поговорки, которые отражают данную идею:
“Одна голова хорошо, а две – лучше”.
“Семь раз отмерь, а один раз отрежь”.
Обратитесь к современной пословице: “Хоть сто химиков соберите, а одного Менделеева не получите”.
Древнегреческий философ Сократ говорил, что государственного деятеля, как и кормчего на корабле, плотника или музыканта, нельзя выбирать по жребию. По его мнению, главным критерием при избрании должны выступать не столько добродетели кандидата, сколько его профессиональные навыки.
Характерно ироническое замечание македонского царя: “Филипп… говорил, что завидует афинянам: они каждый год на выборах находят себе десять полководцев, а он за много лет нашел себе только одного – Пармениона”. (Плутарх. “Изречения царей и полководцев).
Из приведенного примера следует, что гениальным политиком может быть далеко не каждый. А как думаете вы?
Все ли люди по своей природе лидеры?
Есть ли лидер в вашей семье?
Есть ли лидер в вашем классе?
В чем выражается их лидерство?
Относите ли вы себя к разряду лидеров? Почему?
Должен ли политик быть лидером?
Какими качествами должен обладать политик?
Эти вопросы помогут вам подойти к мысли о том, что политик должен обладать рядом определенных качеств, составляющих основу его профессионализма.
Обратимся к статье 94 Конституции РФ, в которой говорится, что Федеральное Собрание – парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.
Государственная Дума является представительным органом многонационального народа России, Совет Федерации – представительным органом субъектов Федерации.
(Субъект Федерации – это самостоятельно действующие части РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область).
Поэтому Государственная Дума избирается народом, а Совет Федерации формируется: в него входят представители (по два) от каждого субъекта Федерации – председатель законодательного органа субъекта Федерации и глава администрации (президент республики).
Чтобы обеспечить максимальное и равное представительство народов нашей страны в Государственной Думе, федеральное законодательство предусматривает два вида ее формирования: одна половина (225 депутатов) избирается по одномандатным (один округ – один депутат) округам, которые образуются на территориях субъектов РФ с примерным равенством избирателей. Здесь единая норма представительства устанавливается путем деления общего числа избирателей в Российской Федерации на 225 одномандатных округов. Следовательно, количество депутатов ГД, избираемых на территории того или иного субъекта РФ, по общему правилу пропорционально численности проживающих там избирателей.
Другая половина Государственной Думы (225 депутатов) избирается по общефедеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. Чем больше голосов получила партия или объединение, тем больше их депутатов в составе Государственной Думы.
Главная задача Федерального Собрания – принимать законы.
Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.
Основная форма работы нижней палаты парламента (Государственной Думы) – пленарные заседания, то есть собрание всех депутатов. На пленарных заседаниях принимаются законы и постановления Думы.
Законопроект сначала поступает в соответствующий комитет Думы. Если он оценен положительно, то он поступает на первое чтение в Думу; в первом чтении рассматривается только общая идея законопроекта. Во втором чтении законопроект принимается постатейно, и, если нет поправок, законопроект принимается в целом. Если есть поправки, законопроект дорабатывается в комитете и назначается третье чтение, которое завершается принятием законопроекта.
Обыкновенный закон принимается простым большинством голосов (50% плюс один голос) депутатов, конституционный – двумя третями голосов.
Совет Федерации – верхняя палата парламента РФ – включает 178 членов. В нем тоже есть председатель, комитеты и комиссии. Функции Совета Федерации:
одобрение или неодобрение законов, принятых Думой;
обязательное рассмотрение законов о бюджете, налогах, финансах, международных договорах, государственной границе, войне и мире;
принятие решений, касающихся судьбы президента: назначение выборов, принятие решений об отрешении главы государства от должности.
Совместно ГД и СФ образуют Счетную палату, предназначенную для контроля над расходованием исполнительными органами бюджетных средств.
ВЫБОР ПРАВДЫ
Нас стремительно водит за руку
время-лекарь и время-враг.
Ах, кому это только на руку,
хаос мыслей и омут врак.
Разве солнце, с утра спешащее
донести нам свои лучи,
верит в мрачное настоящее
и, давая нам жизнь, грешит?
В этой смуте мы все повязаны…
Где кончается лабиринт?
Значит, правды не все рассказаны,
выбрать новую нам предстоит!
М.Ш.
Спасибо!
Пусть ваш выбор всегда будет правильным!
Занятие N6: судебная власть
(См. схему 2).
Тезис: “Храни порядок, и порядок сохранит тебя”.
Латинская формула
Вдумайтесь в эти строки!
Конечно же, каждое государство по-своему понимает слово “порядок”. Истории известны случаи, когда именем государства людей сажали в тюрьмы, конфисковывали их собственность, пытали, отправляли в изгнание и казнили без всякого на то юридического основания.
Никакая демократия не может терпеть подобного нарушения законности. А значит, каждая страна должна иметь власть, поддерживающую порядок и наказывающую преступные действия своих граждан.
В главе 7 Конституции РФ вы найдете объяснение понятию “правосудие” (вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права). Только суд может назвать человека преступником, и до решения суда другие мнения и точки зрения незаконны. Об этом говорит и приведенная ниже древняя мудрость.
Соедините слоги, чтобы получилась фраза, сказанная Софоклом:
ЗА ЛИ ЛЬ ДОЗ ЗЯ НИ ТЬ, ВА НЕ ШЬ ПО ВИ РИВ.
Деятельность любого суда ведет к тому, что на основании закона:
а) либо определяется наказание;
б) либо выносится оправдательный приговор.
А делаются эти выводы на основании судебного разбирательства, которое выясняет:
При каком стечении обстоятельств совершено преступление?
В каком состоянии находились обвиняемые?
Не было ли провокации со стороны пострадавшего?
Есть ли дополнительные детали (смягчающие и отягчающие обстоятельства) или мотивы преступления?
А для того чтобы судебное разбирательство было справедливо, нужно, чтобы судья в своих решениях был независим, что и записано в Конституции РФ и в Законе РФ “О статусе судей в Российской Федерации”. Вот почему судебная власть – это особая ветвь власти в условиях действия принципа разделения властей.
Спасибо!
Пусть вам светит солнце справедливости!
* * *
Мы вместе много размышляли о президентской, законодательной и судебной властях, о путях развития нашего государства. Подошло время уделить внимание тому, как законодательная власть строит свои отношения с властью исполнительной, какова дорога от предвыборных обещаний к реальным делам.
Комментарии