Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Чья власть?

Если вопросы сложные, то ответы – только честные!

Учительская газета, №10 от 10 марта 2020. Читать номер
Автор:

Серьезный разговор на важную тему

Для большинства взрослых школа лишь небольшой эпизод в жизни, для детей же, которые пока ничего больше не видели, школа – самая настоящая жизнь, так сказать, единственная доступная ее форма. Именно в школе они получают первый опыт общения и самопостижения, возможность осознания мира и первой самореализации. Поэтому я не понимаю родителей, лишающих детей школы без веских причин, просто из принципа «не дадим школе промывать мозги и гробить личность». На мой взгляд, именно школа формирует личность, делает из личинки бабочку. Да, в школе непросто, но без нее никак. Это мое мнение.

И чем дальше, тем, на мой взгляд, роль школы будет возрастать. Это утверждение лишь на первый взгляд кажется абсурдным. На самом деле так и есть. Раньше человек был вынужден социализироваться ради добывания пропитания, решения многих бытовых задач, ради продолжения рода. Теперь он может все это обеспечить и без общения с миром. Другими словами, человек становится все более автономен в том смысле, что он может быть обеспечен многими материальными благами без общения с себе подобными, получить все нужное для биологического выживания в самом что ни на есть узком кругу. Другое дело, что параллельно с этим идет безудержный процесс расчеловечивания. Человек, не участвующий в общении, несоциализированный, теряет не только базовые социальные навыки, но и духовную сущность, опору. А без этой опоры человеку оказывается просто незачем жить, не для чего обеспечивать себе материальные блага.

К чему это я? А вот к чему. Чтобы человек не превратился в овощ, научился не только брать, но и отдавать, сочувствовать, раскаиваться, испытывать привязанность, любовь, вдохновение, стыд, потребность в созидании, школа ему необходима. Поэтому даже плохая (в смысле слабая) школа лучше, чем никакая. Попробую вам это доказать.

Совсем недавно девятиклассники нашей школы сдавали устное собеседование. Поскольку это было впервые, все – и учителя, и дети – трепетали. Думаю, так было повсюду. У меня нет в этом году 9-х классов, тем не менее я, как и все учителя, в курсе требований и критериев оценки нового испытания. Поэтому в каждом из своих классов (а у меня 6‑й, 7‑й и два 8‑х) я провела в этот день так называемую репетицию монологизирования. Я, так же как и девятиклассникам, дала возможность каждому выбрать один из трех вариантов – описание, повествование и рассуждение – и подготовить устное выступление на 2‑3 минуты на любую интересную самим учащимся тему. Дала время на обдумывание и составление плана речи. Объяснила основные требования и критерии и сказала, что оценивать будем все вместе, то есть слушать друг друга надо очень внимательно. Хорошие отметки пообещала выставить в журнал.

Сразу скажу, что для детей это был сюрприз. Они привыкли, что все ответственные задания можно подготовить заранее. Здесь же они были застигнуты врасплох. Ничего подобного они никогда не делали на русском языке (на английском это привычно). Но я их успокоила, что это не экзамен, а репетиция и плохих отметок не будет, просто каждый попробует, сможет ли он говорить в течение определенного времени на определенную тему. «Тему выбираете сами, – утешала я притихших детей, – она должна быть вам близка, знакома и интересна – это тоже облегчение». Но им все равно было трудно. Составить план речи смогли не все, хотя я тоже объяснила основные этапы публичного выступления – чем можно начать и как закончить. Тем не менее через определенное время появились первые руки. Желающих испытать себя было мало, но они все же были! Это меня порадовало.

Дети говорили на общие темы – в основном брали описание (весны, лета, зимы). За рассуждение не взялся никто, хотя для речи этот формат наиболее выигрышный. Некоторые решили рассказать историю. Очень захватывающую, по их мнению. Но и тут их ждала засада. Эмоций должных не было. История воспринималась слушателями вяло и не захватывала так, как самого говорящего. Дети не получали отклика и сникали. Практически никто не мог держать речь больше минуты.

И только одна девочка рассказала то, что взволновало и заставило слушать всех без исключения. Она рассказала, как шесть лет назад с мамой и сестрой радовалась переезду в Россию. Как собирали вещи и с надеждой смотрели вперед. И как уже через пару лет иллюзии развеялись, и они стали мечтать о возвращении на родину. И как поехали туда в прошлом году – в отпуск. И как там все было родное и близкое. И как мечтают вернуться снова этим летом.

Дети, которые ничего этого от одноклассницы не слышали раньше (хотя учатся вместе с ней шестой год), слушали, сочувствовали и ставили себя на место девочки с украинской фамилией. Потом посыпались вопросы, уточнения, сочувствие.

Вот так у нас запланированное учебное собеседование превратилось в серьезный разговор на важную тему: о Родине, о чувстве дома, о любви. По-моему, такие уроки запоминаются на всю жизнь. И они возможны только в школе.

Надежда ВАСИЛЕВСКАЯ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt