search
main
0

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель

Разговоры о педагогическом образовании и о том, почему молодые люди мало идут в преподавательскую деятельность, за последнее десятилетие то затухали, то вновь вспыхивали, но никогда не прекращались. Каковы же современные качества молодого педагога и как развить интерес к профессии?

В2009 году я окончила вуз по специальности «менеджмент организации», а в 2011 году – факультет юриспруденции. Долгое время была помощником юриста, по роду своей деятельности мне всегда нужно было полученное образование. Но еще со школы я мечтала стать преподавателем. При поступлении в институт после 11-го класса я, взвесив все за и против, сделала вывод, что профессии менеджера и юриста будут более оплачиваемыми и перспективными, однако, окончив институт, все еще думала попробовать свои силы в обучении детей, тем более что мое образование позволяло мне вести несколько предметов – обществозна-ние, право, менеджмент. Проработав несколько лет в юридической сфере, я приняла решение начать карьеру педагога в колледже.

По-моему, молодые специалисты могут более четко и грамотно найти подход к современному ребенку. Меня еще больше вдохновляло то, что, возможно, ни одна эпоха не ставила перед учительством таких задач, как ныне. Какие же задачи должен решать современный молодой педагог? Задача педагога -подвести ученика к двери, дать ключ и научить пользоваться им. Иными словами: научить учащегося самоорганизации, обеспечить условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками учебной информации, создать предпосылки для перехода к саморегуляции учебной деятельности на основе самоконтроля и самооценки ее содержания, способов и результатов.

Что все это значит? Это значит прежде всего помочь раскрыть потенциал ученика и вывести на дорогу жизни, дать ориентир на будущее. Авторитарная педагогика прошлого устарела, мы, педагоги и ученики, должны быть равными субъектами, а нынешняя педагогика – ориентироваться на гуманизм, демократию и сотрудничество в отношениях учителя и ученика. Учитель не профессия, это образ жизни. Он должен вдохновлять своих учеников на учение, а это проще делать, когда разница в возрасте учителя и ученика минимальна.

Колледж, да и любое учебное заведение, – это мир со своими обычаями и правилами. Приступая к работе, я быстро начала понимать, что знания, полученные в институте, -это только теория, а в жизни все иначе. В начале своей профессиональной деятельности сталкиваешься с определенными трудностями, например, поначалу ты не умеешь точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, у тебя нет взаимопонимания с коллегами. Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю с годами. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих учебных заведениях опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать трудности для начинающего педагога, но есть и такие учреждения, где к молодым педагогам относятся с уважением, скажем, как в нашем технологическом колледже №21 во главе с директором Николаем Раздобаровым.

Исходя из своего небольшого опыта, хочу дать некоторые рекомендации молодым педагогам:

– начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» – это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины;

– увлекайте учащихся интересным содержанием материала, дети очень любят наглядность (фото, таблицы, схемы, вырезки из газет и журналов). Держите в поле зрения всех. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается;

– обращайте особое внимание и как можно чаще занимайте вопросами учащихся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами;

– заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Если ребенок заслуживает неудовлетворительной оценки, надо ему дать стимул для будущего словами: «Сегодня у тебя плохо, но ты молодец, стараешься». Если ставите «5», можете сказать: «Ты можешь лучше. Я ожидала большего». Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Найдите возможность отметить положительное и в работе недисциплинированных детей (они привыкли, что их все время ругают, они уже сами считают, что ни на что не способны, хотя нередко это бывает не так, за это они проникнутся к вам доверием);

– никогда не просите детей, которые сильнее остальных, наладить дисциплину, это порождает негатив у более слабых. А у тех, кого вы попросили, будет повод вами манипулировать, так что старайтесь справиться сами;

– умейте радоваться и переживать вместе с учениками их успехи и поражения, это дает вам возможность стать ближе к учащемуся. Чаще всего мы разделяем эмоции своих родственников (то есть гордимся ими, когда они гордятся собой, разделяем их печаль и одиночество). Сопереживание другому человеку означает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев и так далее. Согласно этой теории эмпатии (сопереживания) мы помогаем нуждающимся избавиться от собственных страданий, вызванных сопереживанием;

– не бойтесь признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Найдите вместе ответ на вопрос или дайте задание какому-либо ученику найти ответ и предложите обсудить это на следующем уроке, так вы сможете подготовиться и быть компетентным к следующему уроку;

– станьте другом и наставником своему ученику. Нелегкая задача, но если ее добиться, можно на долгое время стать другом ребенку;

– постарайтесь вселить в ученика веру в себя, в успех. Победителей не интересует причина их успеха, тогда как проигравшим важно понять «почему?» и «что можно исправить?». И им в этом нужна помощь;

– не надо на занятии быть авторитарным руководителем и ставить себя на ступень выше, дети это очень чутко чувствуют и не одобряют, начиная закрываться. Надо формировать на занятии личность: развитую, любопытную, всестороннюю;

– пытайтесь сделать так, чтобы уроки не были похожими один на другой, это надоедает. С детьми надо вести открытую беседу и чаще спрашивать их мнение по обсуждаемым вопросам. Чаще всего дети боятся начать говорить, их преследует социофобия -боязнь внешней оценки;

– старайтесь не показывать детям, что вы расстроены, раздражены, улыбайтесь им. Если ребенку грустно, поддержите его;

– ставьте отметки, а не оценки. Отметка -это то, что ставится в журнал, а оценка – то, что сопровождается отметкой. И очень важно, что двойка очень вредна для формирования стимулов и характера. Для кого-то это стимул, чтобы получить в следующий раз хорошую отметку, а для кого-то путь не делать ничего;

– на каждом занятии учащийся должен для себя взять что-то новое, ранее не известное;

– если хотите поставить «2» или «3», не сомневайтесь – поставьте «3». Дайте ребенку крылья;

– давайте предписания. В настоящей жизни предписания и задания реализуются не магическим путем, а в силу некоторых особенностей человеческого ума. Для того чтобы предписание (к примеру, делать домашнюю работу) четко отложилось в сознании ребенка, оно должно повториться много раз, несоблюдение его не должно остаться незамеченным;

– не скрывайте от детей своих эмоций и чувств, но никогда не создавайте себе любимчиков;

– не бойтесь извиняться за свои ошибки, это не понизит ваш авторитет, а, наоборот, авторитет в глазах учеников только повысится. Имейте терпение к их ошибкам;

– не делайте из детей самонадеянных – их будут избегать; если воспитывать слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – от них отмахнутся; слишком добрых – их растопчут;

– не допускайте, чтобы процесс образования превратился в простое зазубривание. Необходимо развивать такие качества, как критичность мышления, умение находить информацию, анализировать ее, работать с ней.

Мы, молодые педагоги, конечно, будем сохранять все самое лучшее, чем всегда гордилось отечественное образование, нам важно, чтобы образовательный процесс не был обезличен. Он должен строиться вокруг конкретного ребенка, учитывать его склонности, способности. Именно такую логику должны отражать новые образовательные стандарты. Нужно выстраивать живые коммуникации, внимательно прислушиваться ко всем вопросам, которые высказываются учениками. Всем нужно уметь воспринимать не только хорошее и приятное, но и критику. Я полностью согласна со словами великого Л.Н.Толстого: «Если мы будем иметь любовь к делу, то станем хорошими учителями… Если будем соединять в себе любовь к делу и к ученикам, то станем совершенными учителями».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте