Почему-то принято считать, что учитель – это особая каста, особый сапиенс: не ест, не пьет, не имеет семьи и потребностей, а только и думает о том, как правильно воспитывать и учить детей. Заметьте, не одного-двоих или даже пятерых, а двадцать, а то и тридцать совершенно разнохарактерных детей.
Каждое лето я скучаю и думаю: вот-вот увижу их, своих ненаглядных. Мы уже шесть лет вместе, и вот они уже в одиннадцатом. Через год нам расставаться, они станут выпускниками…
Когда берешь пятый класс, смотришь на симпатичные мордашки и понимаешь, что через каких-то семь лет они уже станут, возможно, умнее, глубже тебя, а знания у них будут не однобокими. Они будут жадными до жизни, до всего нового, им все важно и интересно. И это здорово.
Какое-то горделивое чувство приобщенности к становлению нового человека в душе заставляет понять, что все не зря. И бесконечные ночи, и проверка тетрадей нон-стоп, и разговоры по душам по поводу и без, куда ж без них. Ведь, чтобы достучаться до человека, даже до самого маленького, надо почувствовать его, узнать. Узнать так, чтобы завоевать его уважение, доверие, а лучше – любовь. Каждый нормальный учитель знает: научить предмету всех невозможно. Способности, мотивация, интеллект, да мало ли составляющих! Но если ты влюбишь в себя ученика, полдела сделано. Моралистов прошу не беспокоиться – влюбишь в учителя, а не в человека.
И тут ключик у каждого свой. Харизма? Безусловно. Знание предмета? Обязательно. Умение подать материал так, что нужно только проглотить? Конечно. Перечислять все аспекты глупо, ведь каждый учитель индивидуален. Ты можешь быть смешным толстым очкариком в коротких джинсах и крошками в бороде, но если ты Моцарт в физике и Штраус в математике, то никто из учеников всего этого не заметит. Через минуту объяснения смешной образ затмят атака интеллекта, искрометный юмор, отличное владение аудиторией. Все! Сети расставлены! Будущие гении пойманы и очарованы. Таинство знаний начинается…
Самое интересное, что не все мои дети выбирали техническую профессию, хотя, конечно, многие, отучившись в математическом классе, становились технарями: инженер-программист, биоинженер, инженер-менеджер, летчик гражданской авиации, три летчика, врач. И не один, а, как бы не соврать, человек десять.
А, спросите, артисты из математиков вырастали? Да. Одна из выпускниц 1999 года окончила Школу-студию МХАТ и сейчас ведущая актриса в театре «Школа драматического искусства». Выпускник 2015 года учился в мастерской Соломиных Щепкинского училища, теперь актер театра, кино, дубляжа. Вот такие талантливые наши дети. И по жизни они несут частичку нас.
Людмила СОЛОВЬЕВА, учитель математики школы №1358, дважды обладатель гранта Москвы
Комментарии