Становление школьника как гражданина возможно только в гражданском обществе, которое его окружает. Если ребенок постоянно наблюдает нежелание окружающих принимать самостоятельные решения, активно менять жизнь к лучшему, то и от него нельзя ждать большего. Именно поэтому роль школы в воспитании активной жизненной позиции так велика.
До недавнего времени ученики слепо выполняли все предлагаемые педагогами требования, участвовали в делах, организованных и подготовленных педагогом. Формально существовала школьная республика со своим парламентом, мэрами, министрами. На деле же сбор активистов происходил один-два раза в год.
Учительский коллектив был несколько сплоченней, но и в нем преобладали тенденции выполнения приказов и распоряжений администрации, а личное мнение педагога не учитывалось.
С другой стороны, школа находится в довольно трудном экологическом окружении: рядом с селом Большая Брембола располагается производственное объединение химической промышленности – акционерное общество “Славич”. Ежедневно дым из труб этого предприятия дул в сторону села. Если на основных трубах стоят мощные фильтры, то на малых фильтров нет. Черный дым из них по утрам накрывает село хлопьями. Никто из селян не жалуется, так как половина взрослого населения работает именно на этом объединении. Но страдают дети. Здоровье ребят очень заметно ухудшается.
В то же время село находится на территории национального парка “Плещеево озеро”. Все это создало предпосылки для объединения учеников и учителей в единое общество, способное не только отстоять свою гражданскую позицию, но и совместными действиями помочь родному селу.
Первым шагом на пути решения проблемы стало общее собрание, на котором было решено изменить облик нашего села. При подготовке к собранию мы получили задание национального парка по программе “Малые реки России”. Кроме того, намечены основные этапы развития школы, основные исполнители. Но это было в предложениях администрации. Предстояло решить все эти вопросы с ребятами.
Собрание прошло бурно. Подростки еще не научились слушать друг друга, перескакивали с одной мысли на другую. Тем не менее был выработан единый план работы. Что выявило собрание? Ученики не умеют слушать друг друга. Учителя не привыкли выслушивать мнения учеников, чаще они работают, подавляя их желания. Ни ученики, ни учителя до конца не представляют начатое дело. Многие проблемы, трудности кажутся всем неразрешимыми, а попытаться их решить не хватает смелости. Ученики привыкли ждать решения любой, даже малой проблемы от учителей. Педагоги не верят в возможности самоуправления учеников, боятся предоставить власть детям. Ведению любого собрания, активной работе на нем надо учить и учителей, и учащихся.
Учитывая все эти трудности, администрация была поставлена перед выбором: самостоятельно решать проблемы, а затем выносить вопросы на общее обсуждение или ждать от коллектива самостоятельного роста, в ходе которого будут решены и эти проблемы. В результате кропотливого разбора всех возможностей было решено параллельно вести воспитание коллектива и работу над проектом.
Главным и направляющим делом в экологическом развитии стала работа над созданием своего сада. Дело в том, что у школы уже есть участок размером 17,5 сотки. До недавнего времени на нем выращивали овощи, но никто не знал, куда они идут. Поэтому работа на участке казалась ученикам повинностью, которую необходимо нести, не было стимула что-то улучшить.
Сегодня мы вместе с ребятами решаем, что и в каком объеме сажать, куда будет направлена продукция, на что будут потрачены вырученные средства. Первый шаг к воспитанию самостоятельности сделан. Увидев отдачу от своего труда, подростки изменили отношение к делу, у них появился интерес.
Дальше был сделан второй шаг: площадь участка стала нам мала, рядом находилось пепелище от сгоревших мастерских. Первое предложение о расчистке пепелища поступило от детей. Учителя не приняли предложение, но ребята обратились к директору. В результате был объявлен субботник по расчистке площадки. На работу вышли все: учителя, ученики, администрация. В результате участок был почти полностью расчищен. По общему согласию на субботник вышли еще раз. Таким образом, было решено сразу несколько проблем: ученики начали сами предлагать конкретные дела; учителя увидели способность детей решать отдельные проблемы; совместная работа учительского и ученического коллективов сближает их, направляет на реализацию общих задач.
Третий шаг был сделан при работе над созданием национального парка. С целью изучения экологического состояния в прилежащей местности были созданы два отряда, работавшие над изучением рек Ветлянка и Мурмаш. Под руководством опытных педагогов ребята сами составили план действий, а затем постарались выполнить его. Ученикам пришлось не только описать реки, но и прочищать протоки, устранять завалы на берегах. Увидев стоки предприятий, подростки сами предложили выпустить листовки, отнести их на завод и фабрики. Это совместное дело научило их видеть окружающий мир требовательными глазами, относиться к природе бережно, отвечать за ее состояние, защищать ее.
Так подошли мы к созданию своего школьного сада. Здесь необходимо решить ряд проблем. Дело в том, что сад будет разбиваться на пустыре возле школы. Он принадлежит ей, но местные жители привыкли пасти на пустыре скот, поэтому трудно будет убедить их в необходимости закладки сада на этом месте. Здесь для становления гражданской позиции у школьников большой простор: именно им придется проводить всю разъяснительную работу с родителями и соседями.
Так как на территории пустыря есть пересохший пруд, вода в котором стоит только в мае, то его необходимо засыпать. Кроме того, сад необходимо обнести оградой (от нашествия скота). Мы должны создать рабочую группу, в которую должны войти как педагоги, так и ученики школы. Цель – научить ребят общаться с представителями различных организаций.
Для закладки сада и дендрологического отдела необходимы саженцы. В Переславле есть отличный дендросад, который может помочь в решении данной проблемы. Следовательно, необходимо создать вторую проблемную группу, которая будет держать связь с национальным парком и дендрарием. Цель – научить школьников принимать решения, общаться с представителями различных организаций, доказывать необходимость выполнения своих решений.
Необходимо заранее определить, что, где и в каком количестве будем сажать. Для этого нужна группа ребят, которая изучит возможности совместного проживания растений, выяснит возможность их акклиматизации, начертит схему посадки растений в саду. Цель – приучать ребят думать и принимать решения самостоятельно, учитывая нужды школы и сопоставляя их с внешними условиями.
Весной начнется самый ответственный момент проекта – закладка сада. Всей этой работой будет руководить совет бригадиров, который сможет координировать работу всех классов. Совет должен провести ряд подготовительных мероприятий, способствующих успешной работе по выполнению проекта. Цель – научиться управлять своими товарищами, научить ответственному отношению к делу.
Первым итогом данном работы, видимым с первого взгляда, станет сад, заложенный учениками в родном селе.
Второй важный, пусть невидимый итог – рост самосознания коллектива, умение ребят общаться с окружающими, навыки работы с товарищами, рост гражданской ответственности у всего коллектива.
А.СИМОНОВА
Ярославская область
Комментарии