Цели и задачи:
1. Показать различные формы проведения внеклассных мероприятий.
2. Обобщить знания учеников 11-х классов по экономическим дисциплинам, выявить победителя.
3. Создать атмосферу, располагающую к творческой деятельности.
4. Сформировать у ребят умение аргументировать ответы, излагать свои мысли, доказывать и убеждать, внимательно слушать других.
Методические рекомендации
Данная игра проводилась с учениками 11-х классов, которые в течение 2 лет обучались в центре профессионально-экономической подготовки старшеклассников в группе “Основы рыночной экономики и менеджмента” по специальности младший менеджер. Школьники изучили основы менеджмента, маркетинга, рыночной экономики, бухгалтерского учета, финансирования.
В игровой программе принимают участие 6-8 человек, которые за два года обучения показали высокие результаты в овладении экономическими знаниями. Каждый участник имеет свое определенное место в зале и карточку с именем.
Чтобы программа была интересной и эффективной, она должна быть хорошо организованной и зрелищной. Главным украшением зала и наглядным пособием стала доска, на которой мы располагаем весь необходимый наглядный материал. А для конкурса “Живые вопросы” используем записи видеофрагментов.
Соревнование подразумевает победителей. Поэтому лидер данного шоу освобождается от сдачи квалификационных экзаменов по решению компетентного жюри, в которое входят ведущие преподаватели, руководители отделов предприятий, в которых школьники проходили практику.
Игровая программа
Первый конкурс: “Байга” (это блицвопросы, цена каждого ответа – 10 баллов).
1. Ресурсы, вовлеченные в производство (факторы производства).
2. Обязательные отчисления от оплаты труда (социальный налог и накопительный пенсионный фонд).
3. Звучная фраза, используемая в рекламе и рассчитываемая на запоминание (лозунг).
4. Денежное выражение стоимости товара (цена).
5. Выпуск в обращение денег и ценных бумаг (эмиссия).
6. Процесс, при котором происходит разбивка покупателей на четкие группы (сегментирование).
7. Совокупность средств, вложенных в предприятие его собственниками (уставный капитал).
8. Товар, играющий роль всеобщего эквивалента (деньги).
9. Две основные функции, выполняемые финансами (учетно-контрольная и распределительная).
10. Доход, получаемый владельцем акции (прибыль).
11. Активы, действующие в течение длительного периода времени (основные средства).
12. “Стоимостное” выражение износа (амортизация).
13. Биржевой посредник, действующий от имени клиента и на его деньги (брокер).
14. Политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов (протекционизм).
15. Ставки подоходного налога для юридических лиц (10%, 20%, 30%).
16. Предоставление в долгосрочную аренду оборудования, машин, механизмов (лизинг).
17. Годовая стоимость всей конечной продукции, созданной внутри страны (ВВП).
18. План государственных расходов и доходов на год (госбюджет).
19. Налог, который взимается с отдельных видов товаров (акциз).
20. Количество продукции, создаваемой в единицу времени (производительность труда).
21. Резкое снижение цен с целью вытеснения конкурентов с рынка (демпинг).
Второй конкурс: “Кокпар”. Здесь участники демонстрируют умение работать в команде. Они делятся на две группы. Лидер выбирает для своей команды тему, по которой они будут выдвигать аргументы “за”, а команда оппонентов – аргументы “против”. Затем команды меняются местами. На обдумывание предлагается 30 секунд. Команды выступают поочередно, не более 10 секунд. Оценка: каждый участник команды-победительницы получает по 20 баллов.
Предлагаемые темы:
1. Для утверждающей команды “Малый бизнес – это хорошо”. Для оппонентов “Малый бизнес – это плохо”.
2. Для утверждающей команды “Проводимая государством политика протекционизма – это хорошо”. Для оппонентов “Проводимая государством политика протекционизма – это плохо”.
Третий конкурс: “Толкователь” (участник должен вставить пропущенный экономический термин в предложенное определение). Цена вопроса – 20 баллов.
Налог, процентная ставка которого… с ростом налогооблагаемой базы, называется прогрессивным (увеличивается).
Реклама – …прогресса (двигатель).
Финансовая система – это система отношений по поводу… и… денежных ресурсов (распределения и использования).
Фирму принято считать…, если она единственный производитель данного товара (монополист).
Каждый процент превышения естественного уровня безработицы “дает” 2,5% уменьшения годового объема ВНП – это закон… (Оукена, американского экономиста).
Нематериальные активы – это объекты, которые…, но обеспечивают предприятию возможность получения дохода (не имеют материальной основы).
По итогам трех конкурсов в игре остаются только 4 участника.
Четвертый конкурс: “Если бы я…”. Участникам предлагается ситуация, проанализировав которую они должны решить ее, выдвинуть необходимые аргументы. Одну ситуацию решают два человека. Причем в зале остается только один участник. Остальные покидают зал и приглашаются впоследствии поочередно.
1. Вы – управляющий банком, в валютном отделе которого произошла следующая ситуация. Невнимательное отношение к инструкции привело к тому, что кассир целый месяц отчислял в бюджет 0,5% вместо положенного 1% от проведенных операций по обмену валюты. Ваши действия.
2. Вы – главный бухгалтер компании. Проверяя документы, обнаружили, что один из старших менеджеров совершил путешествие, расходы оформил как связанные с бизнесом. Как вы поступите?
Конкурс оценивается в 30 баллов.
Пятый конкурс: “Живые вопросы”. Они записаны на видеокассету. Их задают специалисты. Участники выбирают только номер вопроса, который звучит потом с экрана. Цена ответа – 30 баллов.
Вопрос: Какая сумма НДС должна платиться в бюджет?
Ответ: В бюджет платится разница между проданным и купленным налогом на добавочную стоимость.
Вопрос: Обладает ли единственная вечерняя газета в городе монопольной властью?
Ответ: Если в городе имеются утренние газеты и другие средства информации, то вечернюю газету монополистом назвать нельзя.
Вопрос: Какую экономическую проблему вызовет снижение пенсионного возраста?
Ответ: Снижение пенсионного возраста вызовет необходимость увеличить отчисления в пенсионный фонд, что снизит доходы работающего населения.
Вопрос: Понятия “предприниматель” и “менеджер” близки, но различны. Предприниматель – это автор новых идей, готовый для их осуществления “недосыпать” и рисковать собственными средствами. Менеджер – исполнитель авторских замыслов. Как вы думаете, что должен ответить менеджер на вопрос о том, какова его личная продукция?
Ответ: “Думаю, что никто, кроме меня, это не сделает. Моя продукция – решение”.
По итогам конкурса выбывают еще два участника, набравшие наименьшее число баллов.
В третьем туре борьбу ведут два участника.
Шестой конкурс: “Великолепная пятерка”. На доске расположены названия предметов. Участник выбирает тот, в котором он чувствует себя наиболее уверенным. Ответ оценивается в 50 баллов.
Экономика. Почему в качестве полноценных денег используется золото, а не алмазы? (Алмазы неделимы, а из золота можно изготовить монеты любого достоинства).
Бухгалтерский учет. За счет каких источников и в каком размере формируется резервный капитал? (За счет прибыли, не менее 10%, но не более 25% уставного капитала).
Менеджмент. Тип руководителя, обладающего глубокими профессиональными знаниями и постоянно желающего совершенствовать свою работу и работу подчиненных. (Эксперт).
Маркетинг. Название одного из видов маркетинга, при котором вся деятельность фирмы нацелена не на конечного потребителя, а на производителей товара и услуг. (Промышленный).
Финансирование. Что представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которой образуются и используются фонды денежных средств? (Финансовая система).
Седьмой конкурс: “Оратор”. Выступление оценивается в 100 баллов.
Предлагаемые темы:
Менеджер фирмы перед служащими по поводу предстоящего сокращения зарплаты на 5%.
Мэр города перед выпускниками школ с призывом после окончания обучения в вузах вернуться в родной город.
Выпускник центра с обращением к 9-классникам: “Выбирайте только нашу специальность”.
Инженер по охране окружающей среды перед предпринимателями города с призывом: “Берегите окружающую природу”.
Наталья БАРДОКИНА,
заместитель директора по УВР межшкольного учебно-производственного комбината
Лисаковск,
Кустанайская область,
Республика Казахстан
Комментарии