search
main
0

Еще раз о любви,. или Как важно быть психологом

Когда его, как одного из лучших в Воронеже директоров, попросили выступить на городском педсовещании, он не раздумывал долго, о чем будет говорить. С присущим юмором и творческим подходом к любому делу с темой определился сразу – разговор должен идти о любви! О взаимной любви – его к школе и школы к нему. Тем более что в этом году у них «серебряная свадьба»: 25 лет, как Владимир СВЕРДЛОВ работает директором в лицее «Многоуровневый образовательный комплекс №2» (МОК).

Естественно, как это бывает в любой мелодраматической истории, в их «семье» без трудностей тоже не обошлось. Сначала он два года присматривался к своей будущей «невесте», так сказать, из окна райкома комсомола, куда его, активного и деятельного, пригласили по окончании пединститута. Правда, терпения хватило только на два года, после чего он, в очередной раз подтвердив истину о том, что настоящий учитель рано или поздно все равно окажется в школе, пришел в эту, тогда еще обычную школу №25 работать завучем. Четыре года в должности зам. директора Владимир Яковлевич называет временем «ухаживания» за своей «невестой», закончившимся логично и естественно – директорским креслом, то бишь «женитьбой». И вот теперь, по прошествии 25 лет, когда юбилей уже звенит серебряными ложками и хочется подвести хотя бы промежуточные итоги, он называет самое главное достижение их совместной жизни – взаимную любовь, которая год от года только крепнет.   – Если школа успешна, – говорит директор, – найти повод для праздника можно всегда. В прошлом году ей исполнилось 30 лет – весь год праздновали. Установили новые стенды, рассказывающие об истории школы и о наших достижениях, издали специальный праздничный выпуск лицейской газеты и вообще все наши победы посвящали юбилею.   О победах разговор особый. 25 лет назад эта школа на окраине Воронежа лидировала только по количеству детей, стоящих на учете в детской комнате милиции. С приходом молодого директора судьба «невесты» сразу начала меняться: сначала добились статуса экспериментальной площадки с углубленным изучением отдельных предметов, потом стали многопрофильным коммерческим лицеем и наконец многоуровневым образовательным комплексом, который сегодня объединяет дошкольное отделение (детский сад), отделение дополнительного образования, начальную школу вариативного обучения, общеобразовательную школу (при поступлении конкурса нет, здесь учатся дети со всего микрорайона) и лицей. За название «школа-комплекс» боролись долго и в итоге оставили, потому что более точного определения, чем школа-комплекс (МОК), для подобных учебных заведений не придумаешь. Начиная с 1996 года МОК №2 преодолевает одну ступеньку за другой: трижды «Школа года», трижды «Лучшая школа России», «Академическая школа», дважды лауреат президентского гранта в миллион рублей, а в прошлом году признан лучшей компанией Воронежской области в номинации «Образование» (такого же звания удостоилась и воронежская гимназия имени академика Басова – две школы на всю область). Но, несмотря на самые высокие звания, одним из главных достижений директор считает олимпийские победы учеников. Уже несколько лет эта «школа с окраины» выходит на областную олимпиаду отдельной командой, а результаты последнего года таковы: 32 личных призовых места, 15 командных (это в 18 предметах, представленных на областной олимпиаде, то есть только в трех предметах школа не вошла в тройку лидеров, а «лишь» в пятерку), 6 учеников ездили на Всероссийскую олимпиаду,  двое стали ее призерами. – Владимир Яковлевич, поделитесь секретом успеха. – Первое – все равно возвращаюсь к вопросу о любви. Если работать без нее и уходить со звонком, ничего не получится, нужны полная отдача и планомерная работа по преодолению пути к вершинам. Если все годы директор с интересом ведет эту работу, если есть у него определенные человеческие и директорские амбиции, то можно прийти к подобным результатам. За 2-3 года, конечно, не получится, а за 25 – вполне. Так вот первое – все делать с любовью, а второе – найти свой стиль руководства. Да, есть авторитарный и демократичный. Когда я начинал, на высоте была педагогика сотрудничества, как раз приняли манифест, и я его полностью поддержал, мне это было близко и остается близко сейчас, хотя, может быть, многие уже забыли об этом. Да, наверное, управлять с помощью кнута легче. Но это не мое. У меня нет ни одного приказа о выговоре, потому что нет потребности в их объявлении. Если учитель сделал что-то не так, с ним может переговорить завуч и я могу переговорить. Обычно этого достаточно. За все годы я два или три приказа подписывал, но держал их у себя в столе, никогда не вывешивал, а только говорил о них человеку и через год при нем же их аннулировал. – И что, никогда не увольняли? – Это исключение. Наверное, за 25 лет это было, но я не помню, потому что это уж совсем из ряда вон выходящее, обусловленное тем, что человек случайно попал в школу. …Сегодня Свердлов с гордостью говорит о том, что из 156 педагогов 5 работают со дня открытия школы, и примерно 30 – ее бывшие ученики, даже в администрации таких четверо, например первый заместитель Елена Валентиновна Данилина, которую Свердлов принимал в комсомол. – Добрые отношения в коллективе, – говорит директор, – тоже не в один день складываются. Я вообще считаю, что предназначение человека – делать добро, а за 25 лет, имея определенную административную власть, можно много доброго сделать. Власть дается одним для того, чтобы наказывать, а другим для того, чтобы помогать. Моя позиция такая: я должен помогать учителям, а они соответственно отвечают на это добросовестной и хорошей работой. За 25 лет я ни разу не разуверился в этом своем убеждении. У нас вся школа как большая семья, и я очень рад, что на мое трепетное отношение к ней, на мой «роман» со школой коллектив отвечает не менее добрым отношением… Сохранению доброжелательной атмосферы  помогают традиции. В педколлективе их несколько. Например, общая фотография после августовского школьного педсовета. Это, по словам директора, любят все  – стараются хорошо выглядеть, нарядно одеваются, делают прически,  одним словом, готовятся к фотографированию и одновременно к педсовету. А раз все приходят красивые и радостные, значит, и учебный год начинается с радости, с праздника. И это правильно, потому что педсовет – для того чтобы советоваться, а не ругаться. Для критического разговора можно выбрать другое время и обстановку. Следующий момент – День учителя, который в лицее отмечают традиционно в первое воскресенье октября, а перед этим, в субботу, праздник проходит в школе. Занятий в этот день нет, и весь взрослый коллектив выезжает на турбазу. На Новый год в школе проводятся дискотека для учителей и отдельно новогодняя елка для учительских детей. Для школьников своя елка, а эта – отдельно, с дополнительными подарками, в знак внимания и благодарности за родительский труд – очень приятно! Есть в лицее еще один праздник – день МОКа, когда днем в школе награждают детей за их достижения, а вечером в театре – взрослых. Традиционно арендуется зал в одном из воронежских театров и проводится праздник «Звезда МОКа», во время которого награждаются лучшие учителя, классные руководители, педагоги дошкольного и дополнительного образования. А потом все смотрят спектакль. Есть свои традиции и в общении с учениками. Например, торжественная благодарность всем участникам областной олимпиады в директорском кабинете. – В моем кабинете, – рассказывает директор, – стоит диван, а не стулья, и это принципиально. Почему диван? Потому что я не ругаю людей, я не вызываю их для наказания и взысканий. Учителя и ученики приходят, садятся на диван, и идет диалог – все спокойно. Мы всех собираем, вручаем дипломы, а победителям разрешаем сфотографироваться в кресле директора! И это тоже награда. Материально мы премируем всех участников областной олимпиады, призеров – больше, а вот сфотографироваться в кресле директора с кубком в руках,  чтобы вокруг была твоя команда,  это никаким рублем не компенсируешь! К сожалению, рассказать в одной статье про все изюминки школы Свердлова не получится. Но не сказать еще об одной я не могу. На мой вопрос, кем должен быть современный директор – менеджером или учителем, Свердлов ответил однозначно – менеджером. Совмещать два назначения возможно только в небольшой сельской школе, а чем больше людей под началом, тем больше вероятность не справиться и там, и там. Но во время нашего разговора мне подумалось, что сам он  не только менеджер, а еще и хороший психолог. И сегодня именно это качество необходимо директору школы куда в большей степени, чем знание того или иного предмета. Знаете, что должен делать директор во время перемены? Владимир Яковлевич говорит, что этот секрет ему рассказали, когда он только начинал работать. Так вот на перемене директор должен прохаживаться по коридору недалеко от своего кабинета. Так он более доступен для учителей и учеников. Ведь не каждый решится зайти в кабинет начальника со своей бедой или проблемой, а так – вот он, сам идет навстречу.  ВоронежКомментарий Олег МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области: – Это очень интересное, я бы даже сказал, уникальное учреждение образования. Их достижения неоспоримы. Например, это одна из немногих школ Воронежа, которая выступает на областных олимпиадах отдельной командой, причем побеждает. Еще я бы сказал, что на примере лицея мы видим подтверждение хрестоматийных истин, о которых нам говорили наши преподаватели в институтах: очень многое определяет личность руководителя. Это на самом деле так. Не он один, конечно, сделал эту школу такой успешной, тем не менее он приложил для этого все усилия. Конечно, за годы своего существования школа не раз становилась экспериментальной площадкой, не раз меняла свой статус, но опять же на ее примере можно видеть, что идея выстраивания многоуровневого образовательного учреждения по своей идеологии правильна. Такой опыт необходимо распространять, хотя повторить его, скопировать невозможно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте