search
main
0

Еще один дивный новый мир. Подарок от Спилберга для взрослых и детей

Мир не становится лучше. Проблемы нищеты, массовых катастроф, военных конфликтов и геополитического противостояния остаются актуальными, приобретая особую остроту в XX веке. Невозможно постоянно держать все это в голове и не сойти с ума. За свою историю человечество изобрело порядочное количество способов бегства от реальности.

В новом фильме Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» рассказывается про виртуальное пространство как альтернативный мир. 2045 год. Америка, доведенная экономическими кризисами до ручки. И стар и млад ищет спасения в масштабной видеоигре OASIS. Надеваешь специальный шлем, и вот ты уже волен выбирать себе любой аватар, использовать сверхспособности, радуясь необъятности сказочного измерения, нашпигованного отсылками к поп-культуре 80‑х – к играм, фильмам, музыке. Рай для гиков, то есть фанатов комиксов, коллекционеров редких постеров, синефилов (даже синефагов), меломанов и игроманов. Создатель OASIS, гениальный чудак Джеймс Холлидей, с детства полюбил альтернативную реальность, потому что испытывал трудности в общении со сверстниками. Но вот он умирает и оставляет завещание, где объявляет, что власть над виртуальной планетой получит тот, кто соберет три ключа (пасхалки), которые он надежно запрятал в потаенных уголках OASIS. Увлекательный конкурс с заветным призом на кону оборачивается противостоянием гиков и представителей враждующей корпорации IOI.Главный герой, подросток-сирота Уэйд Уоттс (Тай Шеридан), играющий под ником Парсифаль, вступает в схватку с Ноланом Сорренто (Бен Мендельсон). Уэйд мечтатель, он близок по духу основателю OASIS. Нолан же одержим властью, он мало смыслит в гиковской культуре, его победа уничтожит последнее пристанище мечтателей и сделает его очередной дойной коровой крупного капитала. Для Уэйда важна не только победа, но и участие.Кстати, ориентация на процесс, а не на результат, была моральным кредо самого Холлидея, из-за чего в мире бизнеса он смотрелся белой вороной. Юный герой, ввязавшись в состязание, даже не отдает себе отчета, насколько оно опасно и в то же время насколько судьбоносным для него станет это событие. Погоня за пасхалками позволит ему лучше понять себя, научиться ценить реальный мир, делать моральный выбор и, в конце концов, найти свою любовь.Вечное противостояние бедных и богатых, аутсайдеров и хозяев жизни в новом фильме Стивена Спилберга решено в виде грандиозного зрелища, заточенного под 3D и изобилующего тысячами тысяч отсылок, которые можно разгадывать всей семьей. Скорее всего, подрастающее поколение не смотрело «Сияние» Стэнли Кубрика, интересно обыгранное в середине фильма, но уж персонажи из фильмов «Властелин колец», «Пятница, 13‑е», «Кошмар на улице Вязов», игры Mortal Combat, а также Дюк Нюкем и Лара Крофт вряд ли останутся незамеченными. Любопытно, что сам Спилберг, чьи фильмы являются важнейшими феноменами культуры 80‑х, избежал цитирования самого себя, дабы его не уличили в самолюбовании. Хотя уж Индиану Джонса или пару динозавров из «Парка юрского периода» мог бы и влепить.Над визуальной частью сообща работали художник-постановщик, художник по костюмам, а также три крупнейшие студии спецэффектов. Согласитесь, как ни важна идейная составляющая, для блокбастера визуальная часть остается решающей.Что касается музыки, то это просто рай для меломана: New order, Prince, Bee Gees, Bruce Springsteen, Blondie, Twisted sister…Сейчас фильм лидирует по сборам в США и Канаде, опережая «Тихо­океанский рубеж-2», «Черную пантеру», новую «Лару Крофт», «Остров собак» Уэса Андерсона и другие долгожданные фильмы. За первые четыре дня «Первому игроку приготовиться» собрал 53,2 млн долларов. По этому показателю фильм лишь немного уступает другим работам мастера, вроде «Индианы Джонса и Королевства хрустального черепа» или «Войны миров». Тем не менее видно, что Спилберг не утратил дара подавать трогательные человеческие истории о вечном противостоянии идей и ценностей в форме блокбастеров для самой широкой аудитории.Нельзя не заметить и критического отношения мастера к виртуальной реальности, сама идея которой появилась в 60‑х, как раз в то же время, когда пышно расцветала идея «психоделической революции». Уход от проблем не означает их решения. Люди, виртуозно преодолевающие любые опасности в виртуальном мире, в реальном смотрятся как группа сумасшедших со шлемами на головах, бестолково размахивающих руками.Любая утопия, любой прекрасный мир, виртуальное пространство, укоренен в реальную почву. Человек остается биологическим и социальным существом и с законами этого мира вынужден считаться. Чего стоит коронная фраза самого Холлидея: «С детства меня больше привлекала чудесная иллюзия, пространство игры Atari, фильмы, и только в старости я начал понимать, что реальный мир – это как минимум место, где можно вкусно поесть».Пока утопией владеет добрый чудак Холлидей, нет повода для беспокойства, но ведь в любой момент власть может смениться, и уж тогда дивный новый мир станет орудием манипуляции в руках негодяев.Картина автобиографична, поскольку сам Спилберг, как и Холлидей, в детстве не очень контактировал с реальностью, предпочитая игру и вымысел. И только когда у него появился ребенок, стал относиться к жизни серьезнее, обратился к проблемным темам. Не будь этой эволюции, мы бы не увидели «Список Шиндлера», «Империю солнца», «Спасти рядового Райана» и другие военные драмы. Это прекрасно, когда мастер не замыкается на одной теме, стараясь среди прочего показать взаимосвязь между мечтой и реальностью. Когда он не только конструирует миры, в которых хочется укрыться, но и которые сами помогают строить, жить и бороться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте