search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Стали известны победители основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая» В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В школьных уроках появятся видеоматериалы
0

Энтузиасты и альтруисты. или Каким должен быть современный учитель

В одном из своих выступлений губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александр Филипенко сказал: «Наша система высшего и послевузовского образования сегодня далеко не на последнем месте в России. Но задачи, стоящие перед профессиональным образованием, очень значительны – необходима ориентация на потребности рынка труда, а самое главное – на качественное удовлетворение образовательных потребностей нашего подрастающего поколения». К этим актуальным словам можно добавить и то, что нынешняя жизнь требует от отечественных вузов подготовки педагогов нового типа, более мобильных и гибких.

СтатфактНа территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действуют 62 высших профессиональных образовательных учреждения. В том числе 54 филиала. В них обучаются более 55 тысяч студентов.

В ногу со временем

Вузы Югры, несмотря на ряд объективных трудностей, настраиваются на прогрессивный лад, в том числе и Нижневартовский государственный гуманитарный университет (НГГУ). Сегодня университет – организатор и координатор работы по повышению квалификации специалистов всех видов учреждений образования, а также повышения уровня профессиональной подготовки в области использования информационно-коммуникационных технологий на территории Восточного образовательного округа Югры. Осенью 2005 года в НГГУ создан центр тестирования. Одной из его задач является создание и модификация банков тестовых заданий по различным областям знаний. Кроме этого, центр занимается координацией усилий преподавателей и специалистов образовательных учреждений в области разработки программно-дидактических тестов, применения высоких технологий компьютерного тестирования. В 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» нижневартовский вуз стал победителем конкурса в номинации «Научно-исследовательская деятельность и содействие развитию фундаментальной науки государственными учреждениями высшего профессионального образования, расположенными на территории автономного округа» и получил грант губернатора.

На базе университета создан региональный методический центр информационных технологий, в котором прошли повышение квалификации более 300 учителей региона. За период с 1992 по 2007 год НГГУ подготовил более 7700 квалифицированных специалистов. Получив глубокие профессиональные знания, выпускники гуманитарного вуза трудятся не только на своей малой родине, но и в других регионах необъятной России. Многие из них стали ведущими специалистами в своей области и руководителями крупных предприятий.

Кадровый голод

На простой вопрос: кто сегодня после вуза идет в школы? – ректор НГГУ, доктор физико-математических наук Сергей Горлов, не раздумывая, отвечает: «По большому счету энтузиасты и альтруисты». Оказывается, в городе наметился определенный кадровый голод – не хватает учителей физики, математики, информатики. Еще одна проблема, как и по всей России, – старение педагогических кадров. В округе повышается рождаемость, активно строятся детские сады. По предварительным прогнозам, в следующем году в Нижневартовске будет требоваться около 400 квалифицированных специалистов для дошкольных образовательных учреждений.

По словам ректора, сегодня в школах востребованы специалисты, способные либо на углубленное обучение отдельным предметам, либо на индивидуальную подготовку. Помимо того что учитель преподает качественно свой предмет, готовит ученика к сдаче ЕГЭ, он должен научить ребенка решать задачи уровня олимпиад. Будущее, бесспорно, за педагогами, владеющими новыми информационными технологиями, способными научить ребенка самостоятельно добывать знания. Особенно это касается старшеклассников, готовящихся к получению высшего профессионального образования. «Сегодня мы затрачиваем много сил, – говорит Сергей Иванович, – чтобы организовывать факультативы и фактически доводить вчерашнего школьника до уровня первого курса нашего университета».

Разговор поддерживает проректор по учебной работе Владимир Гребенюков:

– У нас давние связи со всеми школами, где проходят практику наши студенты. Мы стараемся учитывать все нюансы, связанные с изменениями в школе. Дошкольное образование в НГГУ является одним из старейших направлений. Здесь у нас работает много молодых специалистов. Мы разрабатываем систему независимой оценки знаний студентов. Необходимо подсказать каждому студенту, к чему он должен стремиться. Не так, как было раньше: пришел преподаватель, лекцию отчитал, а дальше все пусть идет по принципу – «от сессии до сессии живут студенты весело». Ничего подобного! От этого мы уходим. Студент должен учиться ежедневно. Раньше жесткие системы применялись в области иностранного языка, русского языка, зачастую математики. Конечно же, никто не говорит, что нужен поурочный контроль. Подготовка эссе, сдача контрольной работы по определенной теме – это дело другое. Мы внедряем систему, в которой студент имеет возможность в течение семестра набирать определенную сумму баллов. Важно свести к минимуму личностное и психологическое давление преподавателя на студента и в то же время отучить студента от безделья. На что был рассчитан прежний академизм? Студент сам к себе предъявляет требования и сам учится. Но таких сознательных и умных всегда были единицы. Основную массу нужно направлять.

А еще методисты НГГУ заметили, что школьные учителя перешли на усиленную подготовку к ЕГЭ и совершенно упустили подготовку, связанную с формированием логического мышления. Это касается не только области математики, но и любой дисциплины. Как бы там ни было, в Нижневартовском университете будут готовить таких профессионалов, которые, придя в школу, не упустят из виду по-настоящему талантливых, одаренных учеников.

Историк плюс географ

– Многие студенты хотят стать психологами. Это сейчас модно, – делится мыслями декан факультета педагогики и психологии Ирина Истомина. – Молодежь привлекает частная практика. Но дело в том, что мы готовим специалистов для общеобразовательных учреждений. В прошлом году конкурс среди педагогов-психологов был 3,5 человека на место. Если говорить о социальном заказе, то, конечно же, востребованы воспитатели детских садов, но наши выпускники туда не идут, потому что сами знаете, какая там зарплата. Если говорить о бакалавриате, то преподаватели нашего факультета абсолютно уверены, что за ним будущее. Почему? Потому что абитуриент, как правило, слабо ориентирован в тонкостях будущей профессии. Благодаря бакалавриату студент в первые два года обучения сможет понять, что ему больше нравится, и сопоставить свое «хочу» и «смогу ли я». Более того, государственная аттестация показала, что бакалавры выпускаются ничуть не хуже подготовленными, чем специалисты, отучившиеся 5 лет. Почему это происходит? Потому что программа по-другому построена. Нет классической читки лекций и отработки на семинарах. Абсолютно новая форма организации. Желающие могут обучаться в магистратуре. А магистр – это уже эксклюзивный продукт.

По словам Ирины Истоминой, выпускники НГГУ хорошо адаптируются в любых сферах. Многие из них идут в социальные сферы, преуспевают в бизнесе. Ничего удивительного – в гуманитарном вузе человека учат общаться с людьми, быть коммуникабельным. Даже из МВД приходят с просьбой направить выпускников университета работать в инспекцию по делам несовершеннолетних. На факультете педагогики и психологии проводятся научные исследования в области современных технологий социально-педагогической поддержки детства, развития личности в условиях семейной и образовательной среды, изучают особенности функциональных состояний школьников.

Декан гуманитарного факультета Светлана Васильева убеждена, что непрерывное образование должно быть сопряжено с информационными технологиями. От этого нам никуда не деться. Что касается педагогических технологий, то по большому счету они остались прежними. Самое главное – чтобы специалист их умел грамотно применять. Педагог должен принимать решения и брать ответственность на себя. В недалеком прошлом школьный учитель работал в тепличных условиях, а сейчас на дворе – рынок, в том числе и образовательных услуг. Жизнь меняется очень быстро. Наиболее востребованы специальности, связанные с системой управления. Гуманитарный факультет сотрудничает с несколькими школами, которые ориентированы на социально-экономическое образование. В школы идут примерно 25 процентов выпускников. В настоящее время есть запрос на филологов, учителей истории, географии. Одна из школ Нижневартовска запросила в гуманитарном вузе специалиста по истории со знанием географии.

Следует отметить, что преподавателями гуманитарного факультета опубликовано около 2500 научных трудов по различной тематике. Факультет сотрудничает с колледжами и вузами Казахстана, США, Германии, Великобритании.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте