В одном из своих выступлений губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александр Филипенко сказал: «Наша система высшего и послевузовского образования сегодня далеко не на последнем месте в России. Но задачи, стоящие перед профессиональным образованием, очень значительны – необходима ориентация на потребности рынка труда, а самое главное – на качественное удовлетворение образовательных потребностей нашего подрастающего поколения». К этим актуальным словам можно добавить и то, что нынешняя жизнь требует от отечественных вузов подготовки педагогов нового типа, более мобильных и гибких.
СтатфактНа территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действуют 62 высших профессиональных образовательных учреждения. В том числе 54 филиала. В них обучаются более 55 тысяч студентов.
В ногу со временем
Вузы Югры, несмотря на ряд объективных трудностей, настраиваются на прогрессивный лад, в том числе и Нижневартовский государственный гуманитарный университет (НГГУ). Сегодня университет – организатор и координатор работы по повышению квалификации специалистов всех видов учреждений образования, а также повышения уровня профессиональной подготовки в области использования информационно-коммуникационных технологий на территории Восточного образовательного округа Югры. Осенью 2005 года в НГГУ создан центр тестирования. Одной из его задач является создание и модификация банков тестовых заданий по различным областям знаний. Кроме этого, центр занимается координацией усилий преподавателей и специалистов образовательных учреждений в области разработки программно-дидактических тестов, применения высоких технологий компьютерного тестирования. В 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» нижневартовский вуз стал победителем конкурса в номинации «Научно-исследовательская деятельность и содействие развитию фундаментальной науки государственными учреждениями высшего профессионального образования, расположенными на территории автономного округа» и получил грант губернатора.
На базе университета создан региональный методический центр информационных технологий, в котором прошли повышение квалификации более 300 учителей региона. За период с 1992 по 2007 год НГГУ подготовил более 7700 квалифицированных специалистов. Получив глубокие профессиональные знания, выпускники гуманитарного вуза трудятся не только на своей малой родине, но и в других регионах необъятной России. Многие из них стали ведущими специалистами в своей области и руководителями крупных предприятий.
Кадровый голод
На простой вопрос: кто сегодня после вуза идет в школы? – ректор НГГУ, доктор физико-математических наук Сергей Горлов, не раздумывая, отвечает: «По большому счету энтузиасты и альтруисты». Оказывается, в городе наметился определенный кадровый голод – не хватает учителей физики, математики, информатики. Еще одна проблема, как и по всей России, – старение педагогических кадров. В округе повышается рождаемость, активно строятся детские сады. По предварительным прогнозам, в следующем году в Нижневартовске будет требоваться около 400 квалифицированных специалистов для дошкольных образовательных учреждений.
По словам ректора, сегодня в школах востребованы специалисты, способные либо на углубленное обучение отдельным предметам, либо на индивидуальную подготовку. Помимо того что учитель преподает качественно свой предмет, готовит ученика к сдаче ЕГЭ, он должен научить ребенка решать задачи уровня олимпиад. Будущее, бесспорно, за педагогами, владеющими новыми информационными технологиями, способными научить ребенка самостоятельно добывать знания. Особенно это касается старшеклассников, готовящихся к получению высшего профессионального образования. «Сегодня мы затрачиваем много сил, – говорит Сергей Иванович, – чтобы организовывать факультативы и фактически доводить вчерашнего школьника до уровня первого курса нашего университета».
Разговор поддерживает проректор по учебной работе Владимир Гребенюков:
– У нас давние связи со всеми школами, где проходят практику наши студенты. Мы стараемся учитывать все нюансы, связанные с изменениями в школе. Дошкольное образование в НГГУ является одним из старейших направлений. Здесь у нас работает много молодых специалистов. Мы разрабатываем систему независимой оценки знаний студентов. Необходимо подсказать каждому студенту, к чему он должен стремиться. Не так, как было раньше: пришел преподаватель, лекцию отчитал, а дальше все пусть идет по принципу – «от сессии до сессии живут студенты весело». Ничего подобного! От этого мы уходим. Студент должен учиться ежедневно. Раньше жесткие системы применялись в области иностранного языка, русского языка, зачастую математики. Конечно же, никто не говорит, что нужен поурочный контроль. Подготовка эссе, сдача контрольной работы по определенной теме – это дело другое. Мы внедряем систему, в которой студент имеет возможность в течение семестра набирать определенную сумму баллов. Важно свести к минимуму личностное и психологическое давление преподавателя на студента и в то же время отучить студента от безделья. На что был рассчитан прежний академизм? Студент сам к себе предъявляет требования и сам учится. Но таких сознательных и умных всегда были единицы. Основную массу нужно направлять.
А еще методисты НГГУ заметили, что школьные учителя перешли на усиленную подготовку к ЕГЭ и совершенно упустили подготовку, связанную с формированием логического мышления. Это касается не только области математики, но и любой дисциплины. Как бы там ни было, в Нижневартовском университете будут готовить таких профессионалов, которые, придя в школу, не упустят из виду по-настоящему талантливых, одаренных учеников.
Историк плюс географ
– Многие студенты хотят стать психологами. Это сейчас модно, – делится мыслями декан факультета педагогики и психологии Ирина Истомина. – Молодежь привлекает частная практика. Но дело в том, что мы готовим специалистов для общеобразовательных учреждений. В прошлом году конкурс среди педагогов-психологов был 3,5 человека на место. Если говорить о социальном заказе, то, конечно же, востребованы воспитатели детских садов, но наши выпускники туда не идут, потому что сами знаете, какая там зарплата. Если говорить о бакалавриате, то преподаватели нашего факультета абсолютно уверены, что за ним будущее. Почему? Потому что абитуриент, как правило, слабо ориентирован в тонкостях будущей профессии. Благодаря бакалавриату студент в первые два года обучения сможет понять, что ему больше нравится, и сопоставить свое «хочу» и «смогу ли я». Более того, государственная аттестация показала, что бакалавры выпускаются ничуть не хуже подготовленными, чем специалисты, отучившиеся 5 лет. Почему это происходит? Потому что программа по-другому построена. Нет классической читки лекций и отработки на семинарах. Абсолютно новая форма организации. Желающие могут обучаться в магистратуре. А магистр – это уже эксклюзивный продукт.
По словам Ирины Истоминой, выпускники НГГУ хорошо адаптируются в любых сферах. Многие из них идут в социальные сферы, преуспевают в бизнесе. Ничего удивительного – в гуманитарном вузе человека учат общаться с людьми, быть коммуникабельным. Даже из МВД приходят с просьбой направить выпускников университета работать в инспекцию по делам несовершеннолетних. На факультете педагогики и психологии проводятся научные исследования в области современных технологий социально-педагогической поддержки детства, развития личности в условиях семейной и образовательной среды, изучают особенности функциональных состояний школьников.
Декан гуманитарного факультета Светлана Васильева убеждена, что непрерывное образование должно быть сопряжено с информационными технологиями. От этого нам никуда не деться. Что касается педагогических технологий, то по большому счету они остались прежними. Самое главное – чтобы специалист их умел грамотно применять. Педагог должен принимать решения и брать ответственность на себя. В недалеком прошлом школьный учитель работал в тепличных условиях, а сейчас на дворе – рынок, в том числе и образовательных услуг. Жизнь меняется очень быстро. Наиболее востребованы специальности, связанные с системой управления. Гуманитарный факультет сотрудничает с несколькими школами, которые ориентированы на социально-экономическое образование. В школы идут примерно 25 процентов выпускников. В настоящее время есть запрос на филологов, учителей истории, географии. Одна из школ Нижневартовска запросила в гуманитарном вузе специалиста по истории со знанием географии.
Следует отметить, что преподавателями гуманитарного факультета опубликовано около 2500 научных трудов по различной тематике. Факультет сотрудничает с колледжами и вузами Казахстана, США, Германии, Великобритании.
Комментарии