Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
На заметку

Эмоциональный интеллект учителя

Решение задач в плоскости человеческой коммуникации
Учительская газета, №48 от 1 декабря 2020. Читать номер
Автор:

Что такое эмоциональный интеллект? Это сложный психологический конструкт, включающий способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным и невербальным проявлениям. Это также дальновидность в межличностных отношениях, способность выносить точные суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятную реакцию собеседника. Это социальный дар, который обеспечивает гладкость и эффективность в отношениях с людьми. Это абсолютно необходимый компонент профессиональной компетентности учителя. Без него невозможны экологичное взаимодействие с учениками и их родителями, коммуникации с коллегами, профессиональный рост.

Кристина Иваненко

Счастливый обладатель высокого EI умеет правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливает то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знает их сильные и слабые стороны, не слишком поддается стрессу, хорошо дифференцирует собственные эмоции, умеет и любит быть обаятельным. Учитель с высоким эмоциональным интеллектом умело направляет групповую динамику в классе, безошибочно считывает эмоциональное состояние ученика, успешно выходит из конфликтных ситуаций с родителями. Учитель с низким эмоциональным интеллектом является профнепригодным, и никакие знания, никакие высоты академического интеллекта не смогут это компенсировать.

 

Немного истории вопроса

Эмоциями стали заниматься давно, еще Дарвин в своем труде «Выражение эмоций у людей и животных» писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации. Но концепт именно эмоционального интеллекта появился сравнительно недавно – около 30 лет назад. Думаю, годом рождения концепции EI можно считать 1990‑й, когда вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект», определившая современное понимание эмоционального интеллекта. Выход именно этой статьи запустил мощную волну дискуссий и публикаций на тему эмоционального интеллекта и в научных кругах, и в обществе.

Другая важная веха в развитии темы – 1995 год, когда научный журналист Дэниел Гоулман опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence, в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта. Согласно этой модели эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов:

  1. Самопознание – способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.
  2. Саморегуляция – способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
  3. Мотивация – способность стремиться к достижению цели ради факта ее достижения.
  4. Эмпатия – способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
  5. Социальные навыки – способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.

Некоторые ученые считают модель Гоулмана чрезмерно коммерциализированной, но все же она является одной из самых распространенных и так или иначе задает рамки в понимании такого сложного концепта, как эмоциональный интеллект.

 

Соотношение академического интеллекта (IQ) и эмоционального интеллекта (EQ)

В психологии есть не самая смешная шутка: «Что такое интеллект? То, что измеряют тесты на интеллект». Никто толком не может определить, чем же является классический интеллект (который не эмоциональный). Определения выглядят обычно так: «Интеллект – способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи», или «интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей», или «это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения». Так или иначе интеллект – это про познавательные способности человека, академические знания, осведомленность, компетентность, умение решать сложные задачи. Эмоциональный интеллект – это тоже про решение задач, но не инструментальных, а находящихся в плоскости человеческой коммуникации. Большинство надежных исследований (а не все исследования EI таковыми являются, очень уж сложный для измерения концепт) показывают отсутствие корреляций между IQ и EQ. Нет ни прямой, ни обратной взаимосвязи. Убеждение, что с ростом IQ возрастает EQ, так же неверно, как предположение o том, что высокоинтеллектуальные люди непременно являются «эмоциональными идиотами», а двоечники по жизни – «эмоциональными гениями».

 

IQ и EQ

Что важнее – академический интеллект или социальный? Для инженера, айтишника, физика – IQ. Почти любая крупная IT-компания (да и вообще весь сектор высоких технологий) – храм несоответствия высочайшего IQ и низкого EQ. Гениальные физики и математики, разработчики роботов и софта, инженеры и программисты очень часто коммуницируют с миром техники и кодов лучше, чем с миром людей. Для HR-специалиста, переговорщика, маркетолога важнее EQ. Самые «эмоционально интеллектуальные» сферы – реклама, маркетинг, образование, сфера услуг, политика, журналистика. Сферы, попадающие в пресловутую категорию профессий «человек – человек». Для учителя в идеале обладать высокими показателями по обеим осям. Но EQ все-таки более витальный показатель. Без него высокий IQ будет бесполезен. Это как в публичном выступлении перед 10-тысячным залом: если у вас есть очень ценная информация, но вы умираете при виде микрофона и не можете сказать ни слова, ваши гениальные мысли так и останутся с вами, не дойдя до сознания масс. Так и при низком EQ – ваши hard skills могут остаться нереализованными.

 

Способы оценки уровня эмоционального интеллекта

С батареей тестов по EQ все плохо. Конструкт является очень сложным для измерения в силу его субъективности. Главная методическая проблема – где найти ту последнюю страницу учебника с правильными ответами? Рассмотрим, например, такую составляющую EQ, как умение разбираться в людях. Ольга Петровна общается с семиклассником Василием и делает o нем некие выводы. Чтобы проверить, верны ли они и хорошим ли сканером человеческих душ является Ольга Петровна, с чем мы должны сравнить ее впечатление o Василии? С мнением Василия o самом себе? Или его одноклассников? Или мамы? С впечатлением неких экспертов o Василии? С результатами тестов, через которые мы проведем Василия? Все психологические портреты будут корректны, но они будут совершенно разными. Такая субъективность присуща всем процессам коммуникации и сильно осложняет оценку EI. Большинство существующих опросников (а существует их достаточно много) я не могу назвать надежными и валидными. Процедура ассесмент-центра, на мой взгляд, является гораздо более тонким и корректным инструментом по оценке EI, хотя и значительно более трудоемким, дорогим и энергозатратным.

Давайте попробуем оценить ваш EQ прямо сейчас. Предлагаю для этого модель эмоционального интеллекта Майера – Саловея – Карузо (модель способностей). Данная модель считается в психологии основной на данный момент. Я назову четыре важные составляющие эмоционального интеллекта, а вы честно оцените, насколько вы хороши в каждом из них, например, по 10-балльной системе.

  1. Восприятие эмоций – способность распознавать эмоции других людей по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу, а также распознавать свои собственные эмоции.
  2. Использование эмоций для стимуляции мышления – способность человека активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.
  3. Понимание эмоций – способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать амбивалентные, неоднозначные, сложные чувства.
  4. Управление эмоциями – способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе модели своего поведения.

Оценили? Сколько из 40 получилось? Вот такой примерно у вас EQ.

А если не хотите усложнять, честно ответьте себе на вопрос: насколько вы хороши в общении? Насколько тонко чувствуете психологию ученика, динамику класса? Умеете ли проявлять эмпатию? Умеете ли манипулировать (кстати говоря)? В ответ вы получите оценку своего эмоционального интеллекта.

 

Развитие эмоционального интеллекта

Я веду тренинги по эмоциональному и социальному интеллекту для самых разных корпораций и образовательных учреждений, после которых сотрудники демонстрируют небывалый прирост социальных навыков. Казалось бы, я должна проповедовать идею «все учителя на тренинг, построим ваш EQ с нуля». Но нет, не все так просто. Да, по сравнению с книгами, онлайн-курсами, индивидуальным коучингом формат тренинга, безусловно, самый подходящий для целей развития EQ, ведь EQ – это про общение, людей, рефлексию по поводу восприятия себя и других. EQ – это не просто компетенция, в которой можно натаскать. В его фундаменте лежат: а) психологические особенности индивида – тип нервной системы, экстра/интроверсия, ведущие метапрограммы и пр.; б) сотни часов социального опыта всей его жизни. По-настоящему хороший тренинг ни в коем случае не должен стать просто очередными несколькими часами такого социального опыта, а должен дать категориальные рамки и ключи, с помощью которых весь предыдущий опыт можно пересмотреть и переструктурировать. Но даже если этот эффект случился, ключи получены, от человека требуется колоссальная работа вне стен тренингового зала! Практика, практика, практика. И три главных правила – осознанность по отношению к себе, абсолютное внимание к ученику в любом акте общения, пребывание в моменте. Школа – идеальный полигон для повышения осознанности и развития этих компетенций.

 

Кристина ИВАНЕНКО, кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, генеральный директор FOCUS


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt