search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Элиту для государства нужно готовить с детства

Валентин БОБРЫШЕВ, генерал армии: – Мне представляется очевидным, что одним из самых важных и необходимых ресурсов развития и процветания России стал ресурс профессионального и нравственного управления страной.

Тем не менее стройной системы подготовки национальной элиты в России нет, есть только ее некоторые элементы в виде разрозненных учреждений по подготовке государственных служащих разного уровня и процесса «естественного отбора».

Смею утверждать, что все великие времена России связаны с успехами ее государственного управления, а все ее неудачи – с отсутствием оного.

Представляется очевидным, что современная Россия должна использовать блестящий исторический опыт воспитания своей национальной элиты, которая специально и тщательно отбиралась, обучалась и воспитывалась государством с детства в системе кадетских корпусов.

Сегодня в России кадетские корпуса создаются разными ведомствами – Министерствами обороны, образования, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел, Федеральной пограничной службой, казаками, региональными и местными властями и еще неизвестно кем.

Кроме этого, в системе Минобразования существует целая система кадетских школ и классов.

Как следствие мы наблюдаем, что сегодня есть:

разные программы воспитания и обучения;

разные методы и способы воспитания и обучения;

разные цели и задачи воспитания и обучения;

разная учебно-материальная база и уровень экономической состоятельности;

разное финансирование;

разные штаты;

разный уровень преподавания и разное качество образования;

разные цены, которые платят родители, и как следствие – злоупотребления;

разные воспитатели, которые не имеют специального образования и которых нигде не готовят специально.

В России нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называющие себя «кадетскими», который, располагая определенными обязанностями и правами, прежде всего давал бы лицензию на право называться «кадетским». Нет и системы подготовки воспитателей для учебных заведений рассматриваемого типа.

Для того чтобы решать проблемы кадетского образования в России, необходимо в первую очередь понять – зачем нужны в России кадетские учреждения.

Основной ответ уже дан в самом Положении о них – они необходимы для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.

Из этой формулы естественным образом вытекают несколько важных выводов, прямо и непосредственно определяющих основные подходы к кадетскому образованию в России, которые, в свою очередь, при их детализации и переходе к практике дают почти полный спектр проблем, требующих решения.

Согласно закону о государственной службе гражданская и военная служба – две ветви единой национальной государственной службы. Государственная служба – профессиональное предназначение, требующее соответствующей специальной профессиональной военной и гражданской подготовки. Обучается государственной службе молодое поколение граждан России, которое получает общее среднее образование и начальное специальное профессиональное образование. Государственное кадетское образование должно быть самостоятельным видом начального профессионального образования государственной службы в общей системе национального образования России.

Это значит, что кадетское образование как собственная система и вид начального профессионального образования государственной службы должно иметь свой собственный статус и регламент; обязательное и качественное общее среднее образование должно быть не только фундаментом обучения, но и основой специфики подготовки учащихся по своему предназначению – подготовки государственных служащих, которой надо специально (по специальным программам, планам и учебным пособиям, а также соответствующими специалистами) обучать. Кадетское образование должно иметь свои собственные государственные – гражданский и военный – образовательные стандарты, а кадетские учреждения – свои собственные программы, набор необходимых специальных дисциплин и свои учебные планы, а также, возможно, свои учебники и учебные пособия, специальную инфраструктуру обучения и воспитания кадетов. Для этого вида образования необходимо создавать собственную систему подбора, расстановки и подготовки кадров преподавателей, воспитателей и командного состава. Для управления этими учебными заведениями должна быть создана собственная вертикаль органов образовательной власти, исполнительной (попечительской) власти и кадровых органов. Этот вид образования должен быть обеспечен необходимой собственной правовой базой, иметь собственную серьезную учебно-материальную базу и экономическую основу. Нам необходимо закладывать в основы новых регламентов систему существенных привилегий как для преподавателей, воспитателей и командования кадетских корпусов, так и для выпускников-кадетов при их поступлении на государственную службу.

Новые программы обучения и учебные планы кадетских корпусов должны верстаться исходя из принятой базовой схемы их профессиональной предназначенности.

Эта базовая схема начального профессионального образования государственной службы должна складываться из системы курсов и специальных предметов обучения, а также добротного среднего (углубленного гуманитарного) образования кадетов.

Расчеты часов по предметам обучения, перечни курсов и тем занятий должны диктоваться как прямым предназначением учреждений кадетского образования, так и спецификой государственного заказа к ним с учетом региональной специфики их дислокации. Курсы специальных предметов обучения, определяющих профессиональную ориентацию, подготовку и будущее предназначение кадетов, должны рассчитываться на весь 7-летний цикл их обучения с максимальным использованием для учебы времени пребывания в летних лагерях.

Эти документы должны разрабатываться на местах с учетом нового образовательного стандарта, требований профильных (заказывающих) министерств и региональных властей и рекомендаций Минобразования РФ.

Важной частью подготовки кадетов исторически остается спорт, поэтому нам представляется крайне важным, чтобы составной частью учебного и воспитательного процесса стало проведение плановых (один раз в два года) спартакиад кадетских учреждений по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам. Все ошибки, допущенные прежними разработчиками закона «Об образовании» и всех концепций образовательных национальных проектов, необходимо устранить и создать систему новых основополагающих документов, первоначально в виде исправлений и дополнений к уже существующим.

Считаю необходимым ужесточить сертификацию учебных учреждений кадетского образования и создать федеральный орган, отвечающий за эту работу. Не сдерживать инициативу субъектов Федерации по организации кадетских корпусов регионального значения, но принимать их в систему Минобразования только после их сертификации и по потребности. Нам нужно создать систему государственного, регионального и местного заказа на выпускников кадетских учреждений всех уровней и специализаций, в том числе по профессиональным стандартам, специальностям и количеству выпускников по регионам, с тем чтобы лучшим из них было гарантировано по выпуску рабочее место в системе государственной службы, на рынке труда или в учреждениях высшей школы. Архиважно создать специальную систему подготовки преподавателей и воспитателей кадетских корпусов, статусных и материальных преференций (выгод), обеспечивающую заинтересованность преподавателей, воспитателей и командных кадров государственных профессиональных образовательных учреждений в высоком качестве своего труда в системе кадетских корпусов.

На мой взгляд, мы должны вести дело к тому, чтобы в последующем нормальная карьера государственного служащего могла состояться только при условии получения им начального базового государственного профессионального образования в учреждении кадетского образования.

Мне представляется, что к успеху сегодняшнюю Россию приведет ресурс грамотного, профессионального и нравственного управления державой на всех уровнях управления.

Именно новая политическая гражданская и военная, политическая элиты России должны привнести в работу государственных и частных структур, в которых будут работать наши выпускники, и в само бытие России те самые основы кадетского воспитания, которое она получит в кадетских учреждениях.

Сегодня интересы успешного развития России требуют, чтобы мы готовили свою национальную элиту с детства, и это можно сделать, в том числе через систему государственного кадетского образования, и только в масштабах нового национального проекта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте