search
main
0

Элиту для государства нужно готовить с детства

Валентин БОБРЫШЕВ, генерал армии: – Мне представляется очевидным, что одним из самых важных и необходимых ресурсов развития и процветания России стал ресурс профессионального и нравственного управления страной.

Тем не менее стройной системы подготовки национальной элиты в России нет, есть только ее некоторые элементы в виде разрозненных учреждений по подготовке государственных служащих разного уровня и процесса «естественного отбора».

Смею утверждать, что все великие времена России связаны с успехами ее государственного управления, а все ее неудачи – с отсутствием оного.

Представляется очевидным, что современная Россия должна использовать блестящий исторический опыт воспитания своей национальной элиты, которая специально и тщательно отбиралась, обучалась и воспитывалась государством с детства в системе кадетских корпусов.

Сегодня в России кадетские корпуса создаются разными ведомствами – Министерствами обороны, образования, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел, Федеральной пограничной службой, казаками, региональными и местными властями и еще неизвестно кем.

Кроме этого, в системе Минобразования существует целая система кадетских школ и классов.

Как следствие мы наблюдаем, что сегодня есть:

разные программы воспитания и обучения;

разные методы и способы воспитания и обучения;

разные цели и задачи воспитания и обучения;

разная учебно-материальная база и уровень экономической состоятельности;

разное финансирование;

разные штаты;

разный уровень преподавания и разное качество образования;

разные цены, которые платят родители, и как следствие – злоупотребления;

разные воспитатели, которые не имеют специального образования и которых нигде не готовят специально.

В России нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называющие себя «кадетскими», который, располагая определенными обязанностями и правами, прежде всего давал бы лицензию на право называться «кадетским». Нет и системы подготовки воспитателей для учебных заведений рассматриваемого типа.

Для того чтобы решать проблемы кадетского образования в России, необходимо в первую очередь понять – зачем нужны в России кадетские учреждения.

Основной ответ уже дан в самом Положении о них – они необходимы для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.

Из этой формулы естественным образом вытекают несколько важных выводов, прямо и непосредственно определяющих основные подходы к кадетскому образованию в России, которые, в свою очередь, при их детализации и переходе к практике дают почти полный спектр проблем, требующих решения.

Согласно закону о государственной службе гражданская и военная служба – две ветви единой национальной государственной службы. Государственная служба – профессиональное предназначение, требующее соответствующей специальной профессиональной военной и гражданской подготовки. Обучается государственной службе молодое поколение граждан России, которое получает общее среднее образование и начальное специальное профессиональное образование. Государственное кадетское образование должно быть самостоятельным видом начального профессионального образования государственной службы в общей системе национального образования России.

Это значит, что кадетское образование как собственная система и вид начального профессионального образования государственной службы должно иметь свой собственный статус и регламент; обязательное и качественное общее среднее образование должно быть не только фундаментом обучения, но и основой специфики подготовки учащихся по своему предназначению – подготовки государственных служащих, которой надо специально (по специальным программам, планам и учебным пособиям, а также соответствующими специалистами) обучать. Кадетское образование должно иметь свои собственные государственные – гражданский и военный – образовательные стандарты, а кадетские учреждения – свои собственные программы, набор необходимых специальных дисциплин и свои учебные планы, а также, возможно, свои учебники и учебные пособия, специальную инфраструктуру обучения и воспитания кадетов. Для этого вида образования необходимо создавать собственную систему подбора, расстановки и подготовки кадров преподавателей, воспитателей и командного состава. Для управления этими учебными заведениями должна быть создана собственная вертикаль органов образовательной власти, исполнительной (попечительской) власти и кадровых органов. Этот вид образования должен быть обеспечен необходимой собственной правовой базой, иметь собственную серьезную учебно-материальную базу и экономическую основу. Нам необходимо закладывать в основы новых регламентов систему существенных привилегий как для преподавателей, воспитателей и командования кадетских корпусов, так и для выпускников-кадетов при их поступлении на государственную службу.

Новые программы обучения и учебные планы кадетских корпусов должны верстаться исходя из принятой базовой схемы их профессиональной предназначенности.

Эта базовая схема начального профессионального образования государственной службы должна складываться из системы курсов и специальных предметов обучения, а также добротного среднего (углубленного гуманитарного) образования кадетов.

Расчеты часов по предметам обучения, перечни курсов и тем занятий должны диктоваться как прямым предназначением учреждений кадетского образования, так и спецификой государственного заказа к ним с учетом региональной специфики их дислокации. Курсы специальных предметов обучения, определяющих профессиональную ориентацию, подготовку и будущее предназначение кадетов, должны рассчитываться на весь 7-летний цикл их обучения с максимальным использованием для учебы времени пребывания в летних лагерях.

Эти документы должны разрабатываться на местах с учетом нового образовательного стандарта, требований профильных (заказывающих) министерств и региональных властей и рекомендаций Минобразования РФ.

Важной частью подготовки кадетов исторически остается спорт, поэтому нам представляется крайне важным, чтобы составной частью учебного и воспитательного процесса стало проведение плановых (один раз в два года) спартакиад кадетских учреждений по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам. Все ошибки, допущенные прежними разработчиками закона «Об образовании» и всех концепций образовательных национальных проектов, необходимо устранить и создать систему новых основополагающих документов, первоначально в виде исправлений и дополнений к уже существующим.

Считаю необходимым ужесточить сертификацию учебных учреждений кадетского образования и создать федеральный орган, отвечающий за эту работу. Не сдерживать инициативу субъектов Федерации по организации кадетских корпусов регионального значения, но принимать их в систему Минобразования только после их сертификации и по потребности. Нам нужно создать систему государственного, регионального и местного заказа на выпускников кадетских учреждений всех уровней и специализаций, в том числе по профессиональным стандартам, специальностям и количеству выпускников по регионам, с тем чтобы лучшим из них было гарантировано по выпуску рабочее место в системе государственной службы, на рынке труда или в учреждениях высшей школы. Архиважно создать специальную систему подготовки преподавателей и воспитателей кадетских корпусов, статусных и материальных преференций (выгод), обеспечивающую заинтересованность преподавателей, воспитателей и командных кадров государственных профессиональных образовательных учреждений в высоком качестве своего труда в системе кадетских корпусов.

На мой взгляд, мы должны вести дело к тому, чтобы в последующем нормальная карьера государственного служащего могла состояться только при условии получения им начального базового государственного профессионального образования в учреждении кадетского образования.

Мне представляется, что к успеху сегодняшнюю Россию приведет ресурс грамотного, профессионального и нравственного управления державой на всех уровнях управления.

Именно новая политическая гражданская и военная, политическая элиты России должны привнести в работу государственных и частных структур, в которых будут работать наши выпускники, и в само бытие России те самые основы кадетского воспитания, которое она получит в кадетских учреждениях.

Сегодня интересы успешного развития России требуют, чтобы мы готовили свою национальную элиту с детства, и это можно сделать, в том числе через систему государственного кадетского образования, и только в масштабах нового национального проекта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте