Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Елена НИЗИЕНКО, первый вице-президент издательства «Просвещение»: По нашим учебникам учителю удобно работать, а ученикам легко и интересно учиться

Учительская газета, №39 от 30 сентября 2014. Читать номер
Автор:

Сегодня мир стремительно меняется, а значит, и образование не может стоять на месте. Современный процесс обучения уже немыслим без применения новейших информационных технологий. Соответственно все это влияет на рынок учебной литературы. О тенденциях в образовании и учебном книгоиздании, о приоритетных направлениях работы ведущего издательства страны «Просвещение», которое в следующем году отметит 85-летний юбилей, мы говорим с первым вице-президентом «Просвещения» Еленой Леонидовной НИЗИЕНКО.

– Елена Леонидовна, на конференции, состоявшейся в рамках XXVII Международной московской выставки-ярмарки, вы говорили об изменениях, которые произошли в образовании в последнее время, и их влиянии на рынок учебной литературы. Какие из них, на ваш взгляд, являются определяющими и как они повлияли на деятельность издательства?- Ключевое и определяющее изменение связано в первую очередь с принятием нового Закона «Об образовании», который с первого сентября этого года заработал в полном объеме. Так, новый закон предписывает необходимость перевода учебников в электронную форму. Кроме того, со вступлением в силу этого закона расширяется самостоятельность учебных заведений, соответственно существенно расширяется наша клиентская база. Теперь это не просто регионы страны, а 45 тысяч российских школ и 50 тысяч детских садов. Всем им мы сможем предложить свою продукцию. Введение федерального стандарта дошкольного образования ставит перед издательством задачу создать методические пособия для воспитателей, книги для родителей и детей. Такого стандарта раньше не было ни в СССР, ни в России. Стандарт дошкольного образования предполагает создание комплексного образовательного продукта, который включает в себя не только учебные пособия, но и игрушки, детскую мебель, игровые площадки и пр. Создать развивающую среду для дошкольника чрезвычайно сложная задача, но для издательства вполне выполнимая. Мы сейчас развиваем те программы для дошкольников, которые у нас были, и работаем над новыми. Например, программа «Успех», адаптированная под новый стандарт, и программа «Радуга» – совершенно новая, которую мы готовили вместе с дошкольными учреждениями в соответствии с новым стандартом.Еще одно изменение, которое оказало сильное влияние на книжный рынок и определило новые задачи для издательства, – это принятие Министерством образования и науки нового перечня учебников. Появились новые требования – необходимость общественной экспертизы, регламент прохождения которой был достаточно жестким. В результате чего этот перечень претерпел значительные изменения. Из него были исключены многие известные линейки учебников. И это создало совершенно новую ситуацию в системе образовании. Учителя, которые работали по исключенным учебникам, ощутили их нехватку и были вынуждены перестраиваться на работу по другим учебникам. Издательство «Просвещение» вынуждено было в этой ситуации удовлетворять спрос педагогов, потерявших своих авторов. В связи с этим мы сейчас серьезно работаем над нашей линией «Перспектива» для начальной школы, чтобы ее можно было использовать в тех сегментах, где традиционно работала «Школа России». Мы стараемся работать над всем тем, что необходимо учителям. Например, большей части педагогов требуются технологические карты уроков, чтобы удобно было работать с классом. Раньше об этом никто не задумывался, думали о содержании, об иллюстрациях, как правильно подать материал. Наши исследования показали, что немаловажным фактором при выборе учебника является также и удобство работы с ним. И сейчас мы ставим это во главу угла. При этом серьезное внимание по-прежнему уделяется качеству нашей продукции. Учителю должно быть удобно работать по нашим учебникам, а ученику интересно и легко учиться. Вот, собственно, главные наши приоритеты сегодня.- Как вы отметили, с 1 января 2015 года все учебники в федеральном перечне должны иметь электронную форму. На каком этапе сейчас издательство по переводу учебников в электронную форму? Каким будет этот учебник, чем он будет отличаться от обычного?- У нас 415 учебников, вошедших в этом году в перечень, так что это весьма сложная задача – перевести их все в электронную форму. Электронный учебник требует другой технологии, другого оснащения и, наконец, другой подготовки учителей и школьников. Здесь много нюансов, которые нужно учитывать при разработке. Были отведены очень короткие сроки для этого, кроме того, пока нет даже единых требований к такому учебнику. Но тем не менее есть уже несколько вариантов предложений того, как будет устроен электронный учебник. Уверена, 1 января у нас такой электронный учебник будет. Разумеется, этот учебник будет интерактивный, но в то же время в электронной форме должен быть узнаваем бумажный учебник.Но это очень большой шаг вперед, потому что бумажный учебник не может вместить в себя тот огромный объем информации, который нужен современному ученику. Мы сейчас работаем над тем, чтобы сделать наши электронные приложения удобными и легкими, понимая, что к электронному учебнику будут предъявлены требования работы на разных платформах и разных гаджетах.- Какие еще направления сегодня являются приоритетными в работе издательства?- Я бы выделила три группы приоритетных направлений. Первая группа – это приоритеты по созданию нового продукта: комплексный образовательный продукт, электронная форма учебника, мотивирующая образовательная среда.Вторая группа приоритетов связана с качеством продукции. Наше издательство, имеющее такую длительную историю и занимающее лидирующие позиции на рынке, не может позволить себе выпускать учебники, которые содержали бы даже малейшие ошибки или неточности. Обеспечение качества идет через создание внутренней экспертизы, которая, на мой взгляд, должна быть более жесткой, чем внешняя.Третье направление – оперативное реагирование на запросы школ и учителей. К примеру, мы выпускаем методические пособия по актуальным и проблемным вопросам. Уже вышли в издательстве методички по ключевым вопросам к готовящемуся единому учебнику истории, по подготовке к выпускным сочинениям. Была также выпущена книга о профессиональном стандарте учителя, которая пользуется особой популярностью. В работе еще несколько пособий по самым насущным вопросам современного образования.- Елена Леонидовна, издательство декларирует переход от учебно-методических комплексов к комплексному образовательному продукту. Расскажите, что это такое, что уже сегодня «Просвещение» может предложить регионам? Какие планы на перспективу?- Сейчас к каждому учебнику прилагаются как минимум методичка и рабочая тетрадь. Все это вместе называется УМК. Но наши учебники постоянно совершенствуются. Так, у нас есть инновационная линейка «Сфера». Пока что в этой линейке разработаны учебники лишь для основной школы. Эти учебники отличаются иным структурированием материала. Как правило, весь материал представлен на одном развороте. К учебнику прилагается диск, то есть это прообраз электронного учебника. Чтобы учителю работать по этому учебнику, нужен также компьютер. Кроме того, нужно пройти курсы повышения квалификации. Это означает, что к традиционному УМК добавляется новая технология организации. Кроме того, вокруг учебника выстраивается целая серия продуктов, которые не являются частью УМК, но без них УМК не работает. У нас есть партнеры, которые делают оборудование для УМК по химии, физике, биологии, естествознанию. К УМК прилагаются наборы для проведения лабораторных работ и практикумов. Эти наборы не часть УМК, а часть образовательной среды, составляющие комплексный образовательный продукт. Мы много работаем в этом направлении и многое уже можем предложить.Кроме того, в прошлом году у нас возник новый проект под названием «Мотивирующая образовательная среда». Мы реализуем его совместно с Департаментом образования Москвы.- Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. Какие возможности он дает участникам образовательного процесса?- Этот проект основан на широком применении современных образовательных технологий. Первая часть – контент. Он содержится в электронном учебнике, методичке, электронном словарике, электронной энциклопедии. Вторая часть называется «Социально-образовательная карта ученика». Собственно, это электронное портфолио, которое собирается автоматически при проверке знаний ребенка. Результаты учащихся фиксируются компьютером на каждом уроке, после тестирования при помощи информационных технологий учитель может сделать вывод, как дети усвоили ту или иную тему, могут ли они двигаться дальше. Причем у педагога есть данные по каждому ученику. Родителям тоже доступны эти данные, они могут их использовать, для того чтобы дополнительно позаниматься с ребенком. Такая карта незаменима и в работе завуча. Он видит, как работает тот или иной учитель, каких результатов достигают его ученики. Завучу не нужно требовать дополнительных отчетов у учителя, чтобы выявить качество его работы. По результатам тестирований завуч может принять решение отправить его на курсы повышения квалификации. Кроме того, с помощью этой программы ребенок может проверить себя, насколько он готов к сдаче ЕГЭ. То есть он может пройти тренировочный ЕГЭ.Карта «движения по предмету» не единственная. Есть также карта физического развития ребенка, карта культурного развития и карта коммуникаций.А вот третья часть мотивирующей среды – это сетевой ресурс, где можно получить консультацию, пройти повышение квалификации, позаниматься с электронным репетитором. Эта третья часть и является той самой мотивирующей образовательной средой. Благодаря такой программе можно ученику создать портфолио для поступления в вуз, педагогу посмотреть, как ребенок учился на протяжении 11 лет.- Дошкольное образование стало первой ступенью образования. Какие линейки для дошколят выйдут в издательстве «Просвещение»? Нужен ли вообще учебник для малышей? Совместимы ли детский сад и учебник?- Как я уже отмечала, у нас уже есть две программы для дошколят – «Успех» и «Радуга». Кроме того, мы даем парциальные программы по преемственности дошкольного и школьного образования. У нас также есть серия методичек по подготовке к школе. Это хит наших продаж в этом году. Вообще в издательстве много материалов и программ по дошкольному образованию. Однако мы понимаем, что важно создать такие продукты для воспитателей, которые бы включали все необходимое для работы с дошколятами. Думаю, слово «учебник» тут неприменимо. Это набор материалов разной направленности, методических пособий, электронных приложений, книжек-раскрасок, которые помогут сделать жизнь ребенка интересной. Мы хотим, чтобы с этими пособиями было удобно работать воспитателям, чтобы они были интересны родителям. В перспективе у нас будут кейсы «Кроха» для родителей малышей от 0 до 3 лет. Кроме того, два миллиона детей не охвачены дошкольным образованием, их воспитывают дома. И мы планируем создать такие книги для родителей, чтобы папы и мамы могли сами заниматься с детьми.- 1 ноября 2014 гола издательству исполняется 84 года, а в следующем году 85-летний юбилей. Можете немного приоткрыть завесу секретности и рассказать о том, какие праздничные мероприятия планируются?- Праздник мы встретим ударным трудом, как говорили в советские времена. Некоторые считают, что «Просвещение» из-за своих лет неповоротливо и консервативно. Это не так. Мы хотим в свои 85 лет быть и чувствовать себя моложе даже тех, кто только появляется на книжном рынке. В предстоящем году у нас пройдет серия мероприятий, посвященных юбилею, но секретов выдавать не буду, скажу только, что мероприятия будут посвящены общению с учителями и учениками, партнерами, авторами и создателями нашей многочисленной продукции. Не забудем и о тех, кто создавал и приумножал традиции издательского коллектива. Думаю, что эти торжества будут наполнены духом «Просвещения».- Елена Леонидовна, наше интервью выходит в канун Международного дня учителя. Что бы вы хотели пожелать педагогам?- От всей души поздравляю педагогов с Днем учителя. Хотелось бы от имени издательства, моих коллег пожелать комфортных условий для работы, тесного контакта с учениками и их родителями. И главное – благополучия в собственных семьях, ведь это важнейшее условие для того, чтобы быть успешными в профессии. Чтобы также оставалось время для любимых занятий, для друзей, родных и близких.Хотелось бы также пожелать новых творческих свершений, особенно сейчас, когда в отечественном образовании все достаточно быстро меняется. В канун праздника хочу заверить учителей, что «Просвещение» было, есть и будет вашим настоящим другом и верным партнером. С праздником!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту