search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе В международном детском центре рассказали историю юной продолжательницы педагогической династии Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей Как и в какие сроки подавать апелляцию ОГЭ И ЕГЭ Досрочно завершили учебный год и перенесли ЕГЭ в приграничных районах Белгородской области Спикер Госдумы призвал уходить от практики обучать в магистратуре бакалавров, отучившихся по другому профилю В российских колледжах появится около 500 учебных программ Новосибирский школьник запечатлел вспышку сверхновой звезды В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Сельским учителям-новоселам в Хакасии будут предоставлять квартиры Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку В «Мусейоне» изучили уникальную авторскую методику арт-терапии Что такое эффективный диалог? Как научиться разговаривать с коллегами, школьниками и их родителями
0

Экстремизм как сигнал социального неблагополучия

От проявлений экстремизма не застраховано ни одно общество. Особенностями демократических обществ или обществ, стремящихся к демократии, являются открытое осуждение и обсуждение причин, порождающих экстремизм. Такое открытое обсуждение проблем экстремизма во всем мире и в конкретных странах дает основание для выводов о значимости ситуационных факторов для понимания возникновения или эскалации экстремизма для страны в целом и для конкретных регионов.

Очевидно, что для предупреждения экстремистских проявлений нужно учитывать все факторы: и состояние правового пространства и органов безопасности, и политику государства, и социально-экономическое положение групп, и историческое наследие, культурные традиции в обществе и психологическое состояние населения. Ситуационный фактор фокусирует внимание на особенностях сочетания различных обстоятельств в конкретных ситуациях.

Остановимся на ряде таких ситуационных факторов применительно к современному российскому обществу.

Нередко в публичном пространстве и в научной литературе рост политического экстремизма связывается с социальным неблагополучием. Но исторический опыт показывает, что экстремизм имеет место и в экономически вполне благополучных обществах, а в обществах с крайне низким уровнем развития встречается редко.

Проявления экстремизма чаще как раз встречаются в обществах переходного типа, вступающих на путь трансформаций, – не тогда, когда все люди плохо живут, а когда они видят возможности иной жизни. Не просто социальное неблагополучие создает базу экстремизма, а ситуации нарастающих в ряде регионов социальных контрастов. Понижение статуса создает почву для ксенофобии и роста агрессивных настроений отнюдь не только в низших слоях общества, а во всех стратах. И то же обнаруживали зарубежные социологи, работая в богатых демократических странах.

«Благополучные» общества не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. Чем образованнее общество, тем больше во всех социальных группах потребности к комфорту и продвижению. Удовлетворить эти потребности могут не все. Неудовлетворенность этих потребностей большинством населения обычно приводит к поиску «козла отпущения». Им становится кто-то другой – власть, конкурентные группы. В полиэтническом обществе, особенно с высоким притоком мигрантов, в «образ врага» попадают в первую очередь меньшинства.

В то же время очевидно, что степень неприятия мигрантами принимающего сообщества, распространение негативных установок в отношении коренного населения или даже нацеленность на экстремистские действия напрямую связаны со степенью интеграции группы в принимающее сообщество.

До середины 1980-х годов считалось, что интеграция – процесс односторонний и зависит в основном от желания мигрантов встраиваться в новое сообщество. Этот подход образно был назван «плавильным котлом». В той или иной степени эту модель, фокусирующуюся на формировании единой гражданской нации, сегодня можно увидеть во Франции и Германии. Однако современная ситуация и в этих странах показывает, что овладения ценностями принимающей культуры недостаточно для полноценного вхождения в общество.

С середины 1980-х годов в политике США, Канады стал практиковаться и другой подход к интеграции иноэтничного населения – «мультикультурный». Его основное отличие от «плавильного котла» в том, что интеграция – процесс двусторонний, с двумя субъектами: мигрантами и принимающим сообществом. Интеграция – очень долгий процесс, иногда длящийся поколениями. Если от мигрантов ожидается построение нового дома, то принимающее общество должно дать им почувствовать, что они дома.

Мигрируя, любой человек попадает в состояние кризиса идентичности, или «культурного шока», который лишает человека устойчивых бессознательных сценариев социального поведения и реагирования.

Одним из способов, каким государство и принимающее сообщество могут дать понять прибывающему населению, что оно желанно в стране, является процедура получения гражданства.

Иная ситуация складывается вокруг нелегальных и временных мигрантов, которые не имеют возможности для получения гражданства. Статус нелегальных мигрантов приводит к огромному количеству препятствий для их интеграции. Существует реальная опасность маргинализации этих этнических групп, создания ими оппозиционной и враждебной обществу субкультуры. В такой субкультуре сама идея интеграции в принимающее общество может восприниматься отрицательно. Последствия такой модели для страны очевидны – политическое отчуждение части населения, криминализация этнических групп, их стремление избежать любого взаимодействия с государственными институтами, религиозный фундаментализм. Все это ведет к конфликтам и дестабилизации общества и становится реальной почвой для распространения экстремизма.

Таким образом, можно заключить, что не просто бедность или низкий уровень социально-экономического положения провоцируют агрессию, создают почву для терроризма – во многом причины этих явлений кроятся в отсутствии социальной интеграции и резких социальных контрастах.

Экстремизм и терроризм нельзя сравнивать с вирусом, который человечество откуда-то подхватило. Это внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях. Сами по себе инерционные процессы способны лишь создать предпосылки для экстремизма. Превращение его в особую идеологию и политическую практику – это всегда дело рук конкретных людей и групп.

Леокадия ДРОБИЖЕВА, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра исследований межнациональных отношений Института социологии РАН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте