search
main
0

Эксперты выяснили, как изменяется уровень субъективного благополучия детей в начальной школе

Эксперты Высшей школы экономики обсудили проблему субъективного благополучия детей в младших классах и далее. По их мнению, новые данные могут позволить поставить вопрос о другой логике деления школы на начальную и основную.

Фото М. Голубевой

На семинаре в НИУ ВШЭ 22 сентября выступили эксперты Центра психометрики и измерений в образовании Института образования Высшей школы экономики.

Как отметила доцент Департамента образовательных программ института Татьяна Канонир, сегодня на первый план наряду с академическими результатами и навыками XXI века выходит благополучие школьников. Оно находится в центре внимания исследователей во многих научных областях, отсюда и разные подходы к его определению. В Институте образования НИУ ВШЭ определяют его как “субъективную веру человека в то, что его жизнь приятна и хороша”.

Чтобы обеспечить благополучие учащихся, нужен инструмент для его мониторинга и оценки с учетом школьного контекста. Исследователи Татьяна Канонир, Денис Федерякин и их соавторы разработали модель, которая включает несколько факторов: удовлетворенность школой, дружеские отношения со сверстниками и физическое благополучие.

Считается естественным, что в подростковом возрасте у детей снижается уровень благополучия. Возможность измерить и предсказать такие периоды позволит вовремя поддержать их.

Эксперты зафиксировали снижение уровня благополучия при переходе из третьего в четвертый класс, при этом изменений в отношении со сверстниками не наблюдается. Опрос также показывает, что девочки относятся к школе лучше, чем мальчики. В свою очередь, мальчики чаще сталкиваются в школе с враждебностью по отношению к себе.

“При переходе в четвертый класс у детей отмечают развитие рефлексивности и критического мышления: ребенок становится более требовательным и к себе, и к к окружающим его условиям”, – цитирует пресс-служба Института образования НИУ ВШЭ Алексея Обухова, ведущего эксперта Центра исследований современного детства.

Например, дети, которым трудно решать даже простые математические задания, чаще сталкиваются с враждебностью и намного реже сотрудничают с одноклассниками. У них низкий уровень удовлетворенностью школой. У детей с высокими математическими способностями тоже низкий, но по другим причинам.

“Период адаптации пятиклассников при переходе из начальной сопровождается значимым повышением уровня субъективного благополучия детей. К ребенку относятся как к взрослому, его поддерживают и родители, и школа, оказывают психологическую поддержку. В шестом классе уровень благополучия снова начинает снижаться”, – рассказала Татьяна Фомина, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО.

По словам Ирины Абанкиной, главного научного сотрудника Центра финансово-экономических решений в образовании, результаты исследования позволяют поставить вопрос об изменении структуры школьной системы с ее делением на уровни – начальную и основную школу. “Это возможность сделать более гибкими переходы с учетом всплесков субъективной удовлетворенности”, – отметила эксперт.

“Дети с удовольствием идут в первый класс и с ненавистью – в четвертый, эта закономерность сохраняется много лет. Но что за этим стоит, мы пока не знаем – нет ни количественных, ни качественных исследований”, – подытожил Виктор Болотов, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании.

Использована информация Института образования НИУ ВШЭ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте