Государственная Дума приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект о просветительской деятельности. Согласно определению, которое вводится в Закон «Об образовании в РФ», это деятельность за рамками образовательных программ, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Запрещается использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, национальной или религиозной розни, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ. Порядок и условия ведения просветительской деятельности, формы контроля за ней определит правительство. Кроме того, для подписания международного договора в сфере образования потребуется специальное заключение Министерства просвещения или Минобрнауки, либо ведомства, в ведении которого находится вуз. Документ также наделяет Минпросвещения полномочиями определять круг организаций, которые будут заниматься методическим и научно-методическим обеспечением деятельности по реализации основных общеобразовательных программ.
По словам разработчиков, закон призван оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности. К каким последствиям может привести его принятие? Как придется скорректировать свою работу образовательным и просветительским организациям, если закон будет подписан президентом?
Григорий ТАРАСЕВИЧ, один из основателей просветительского проекта «Летняя школа» и научно-популярного журнала «Кот Шредингера»:
– Принятие этого закона может привести к самым негативным последствиям. То, что называют просветительской деятельностью, – это огромная часть современной культуры: всевозможные открытые лекции, встречи с учеными, летние школы, научные фестивали, книги, блоги и так далее. Часто их делают на чистом энтузиазме или за какие-то минимальные деньги. Сейчас эта деятельность фактически признана неблагонадежной. Ее будут пытаться поставить под контроль, обложить нормативами и инструкциями.
Естественно, ее объем будет сокращаться. Это будет большая потеря для общества, ведь нередко бывает, когда именно увлекательная книжка, интересный журнал или яркая лекция вдохновляют школьника на выбор жизненного пути.
Депутаты, принявшие эти поправки, явно хотели как-то оградить молодежь от «крамолы» и «неправильных мыслей». Но эффект может быть обратным. Немало активных молодых людей тратили свою энергию на популяризацию науки и культуры, собирая большую аудиторию. Куда денутся эта энергия и эта аудитория? Вполне вероятно, что вместо обсуждения нейтронных звезд и молекулярной биологии люди займутся чем-то, что так не нравится депутатам.
Я уверен в том, что моя работа и работа моих коллег несет обществу исключительно благо. Что-то менять в угоду депутатам как-то не хочется. Но за себя я не очень беспокоюсь. Те проекты, в которых я участвую, достаточно сильные, чтобы пережить еще одну проверку. Допустим, на летнюю школу приезжают со своими требованиями и пожарные, и полиция, и Роспотребнадзор, и много кто еще. Нас это не очень смущает – документация в порядке, проблем с безопасностью нет. Приедет еще один проверяющий орган, которому будут интересны не кастрюли и огнетушители, а содержание занятий, – ну и ладно. Только этих проверяющих очень жалко. У нас за сезон больше тысячи лекций, семинаров и мастер-классов по самым разным темам – от ядерной физики до нейролингвистики. Чтобы проверить их содержание, надо прочитать несколько тысяч страниц. Пусть благодарят за это депутатов.
Андрей ХУТОРСКОЙ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО:
– Насколько можно судить, поправки в Закон «Об образовании в РФ» предполагают, что просветительская деятельность фактически приравнивается к пропагандистской. А это абсолютно недопустимо для образования гражданина современной страны.
Принятие данного закона не является ни актуальным, ни необходимым для образования России. Гораздо более актуально, на мой взгляд, юридическое обеспечение системы дистанционного обучения.
Сергей ПОПОВ, доктор физико-математических наук, профессор РАН, лауреат премии «За верность науке», ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ:
– Благодаря непродуманной и очень широкой формулировке термина «просветительская деятельность» под законопроект, принятый Госдумой, попадает огромный спектр разного рода активностей: это и школьные кружки, и вообще вся внеурочная деятельность. А поскольку законопроект носит исключительно ограничительно-запретительный характер, то есть ни о какой поддержке просветительской деятельности речи в нем не идет, то можно быть уверенным, что все последующие подзаконные акты тоже окажутся ограничивающими и запрещающими. Таким образом, весь контент внешкольных, не включенных в программу, знаний и навыков подпадает под ограничения. Пользы от этого не будет никакой. Во-первых, потому что как минимум возрастет бюрократическая нагрузка. Любое начинание в рамках внеурочной деятельности будет сопряжено со сбором разрешений, согласований и прочих формальностей. Учителя и директора школ вынуждены будут отказываться от организации разного рода активностей, которые потребуют волокиты. Будут исчезать некоторые направления внеурочной деятельности. Пострадают от этого прежде всего школьники.
Второй момент тоже важен. Если раньше учитель рекомендовал в рамках своего курса для более углубленного изучения предмета какие-то дополнительные источники, лекции на YouTube или сайты, то теперь найти нужную информацию будет не так-то просто. Труднее будет приглашать в школы специалистов, ученых, представителей различных НИИ… Снова пострадают школьники, в первую очередь одаренные.
Третий момент. На научные фестивали, конференции гораздо труднее будет приглашать видных зарубежных ученых. Энтузиасты, которые до сих пор этим занимались, столкнутся с огромным количеством препятствий. Это в свою очередь отразится на педагогах, которые стремятся на таких фестивалях и конференциях повысить квалификацию, перенимают знания и опыт иностранных коллег.
Николай ПОДОСОКОРСКИЙ, публицист, кандидат филологических наук, Великий Новгород:
– Князь Петр Вяземский еще в XIX веке заметил, что в России от дурных мер, принимаемых правительством, есть спасение – дурное исполнение. Данный закон несет коррупционные риски и в целом будет содействовать дальнейшему расколу между властью и гражданским обществом. Об этом уже многократно предупреждали члены РАН, другие ученые, писатели, издатели, журналисты. 12 января этого года была опубликована Декларация ученых и популяризаторов науки, которую подписали более 1700 научных сотрудников, включая меня.
В ней содержались три основных пункта: «Мы продолжим заниматься просветительской деятельностью, не признавая правомочности тех ограничительных мер, которые могут быть введены на основе этого закона. Мы не будем обращаться за каким-либо видом лицензии, если таковая будет введена законом или подзаконными актами. Мы не будем предоставлять предварительные тексты выступлений или презентаций для согласования с государственными органами». В другом письме против этого закона, которое подписали создатели и руководители 17 независимых российских просветительских проектов и организаций, справедливо говорится о «происходящем на наших глазах наступлении на фундаментальные права и свободы человека». Стремление к знанию и свободное его распространение – неотъемлемое право любого цивилизованного человека, и попытка государства жестко регулировать любой общественный диалог ничем хорошим закончиться не может.
Наталия КИРЕЧЕНКОВА, директор автономной некоммерческой организации «Молодежный институт социальных программ», председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Общественной палаты Воронежской области:
– Как становится понятно из нового закона, его авторы озабочены тем, чтобы просветительская деятельность не способствовала разжиганию экстремистских настроений, национальной, религиозной и социальной розни, не побуждала к действиям, противоречащим Конституции РФ. На сегодняшний день уже есть законы, которые предполагают даже уголовную ответственность за подобные действия. Данный аспект уже контролируется, и непонятно, зачем принимать дополнительные законы на ту же тему. По большому счету это приведет лишь к разрастанию бюрократического аппарата, который будет контролировать каждое движение, каждый вдох любой просветительской организации.
Что касается вузов и образовательных программ, то надо помнить, что все учреждения высшего образования проходят и лицензирование, и аккредитацию, которые также подразумевают контроль за содержанием образовательных программ. Зачем нужны дополнительный документ и дополнительное увеличение числа контролеров?
В целом складывается впечатление, что любая общественная организация, так или иначе занимающаяся просветительской деятельностью, даже обычный круглый стол для родителей на тему психологической поддержки детей, может оказаться под контролем нового закона и тех, кто его исполняет. Причем действия контролеров будут направлены не на помощь и поддержку, а на запрещение и наказание.
Комментарии