Уже четвертый год в школе №1476 на востоке Москвы активно развивается предпрофессиональное естественно-научное направление. Начиная уже с 5‑го класса обучающиеся получают уникальные возможности для развития своих интересов, талантов, а самое главное – учатся самостоятельно делать выбор. Это касается не только ответов на вопросы по предметам, но и выбора самих предметов.
В начале обучения в 5‑м классе ребятам предоставляется возможность выбрать несколько курсов (КПВ – курс по выбору) для расширения кругозора и первичного погружения в некоторые научные дисциплины. Одним из примеров является КПВ «Естественно-научная лаборатория». Здесь ребят ожидают необычные эксперименты, работа над мини-проектами, веселые познавательные викторины, а самое главное – работа в самой настоящей лаборатории. Те, кто выбрал для себя данный курс, уже не сомневаются, какое из направлений дальнейшего обучения выбирать в 7‑м классе, и уверенно идут в 7‑й естественно-научный.
В 2022 году наша школа стала участником нового городского проекта «Естественно-научная вертикаль». В классах преподают учителя, прошедшие специальную подготовку и общегородское тестирование. Школа вместе с городом работает над развитием потенциала данного проекта, и уже видны первые результаты. Учащиеся 7‑го проектного класса в первый же год стали победителями в научно-практической конференции «Старт в медицину», получив диплом III степени за стендовый доклад на секции «Биотехнология», наравне со старшеклассниками. Данная конференция дала мощный толчок в работе, и в новом учебном году интерес к проектам по биологии и химии заметно возрос.
В 2023 году в школе уже 2 проектных класса – 7‑й и 8‑й. Семиклассники с интересом общаются с 8‑м классом по вопросам практических работ, а некоторые практикумы проводят совместно. Школьники погружаются в химию, биологию и физику, а также дополнительно посещают курсы, кружки и занятия по естественно-научным предметам как в рамках проекта, так и дополнительно, исходя из собственных интересов.
При изучении химии и биологии основной упор делается на практическую деятельность ребят, на развитие прикладных навыков, которые столь необходимы на основном государственном экзамене, различных олимпиадах и конкурсах, а самое главное – для выбора дальнейшей профессии. На уроках большое внимание уделяется вопросам развития критического мышления. С помощью решения нестандартных задач ребята глубже проникают в теорию, учатся мыслить самостоятельно и работать в команде. В своей деятельности учителя также активно применяют технологии ТРИЗ для расширения кругозора учащихся, повышения креативности их мышления.
Кроме основных предметов в учебный план классов «Естественно-научной вертикали» включены такие дисциплины, как «Основы исследовательской деятельности», главной задачей этого курса является подробное знакомство с научным методом, формирование научного мышления и взгляда на мир, «Основы физиологии растений», где можно восполнить и расширить знания по ботанике, «Естественно-научный эксперимент» – подробное знакомство с химической лабораторией и др. В рамках курса «Экологический мониторинг» семиклассники осваивают различные методы изучения окружающего нас мира. И снова практика: дети выходят на экскурсии, берут пробы воды в ближайших водоемах Измайловского парка, знакомятся с составом почвы и воздуха, а также снега и дождевой воды. Перед учащимися открываются новые области биологии, химии и смежных дисциплин. Многие вопросы ботаники и зоологии ребята рассматривают непосредственно в окружающей среде во время походов в лес и экскурсий по Измайловскому лесопарку.
Одной из важнейших составляющих проекта является взаимодействие с нашими партнерами. Уже не первый год школа активно сотрудничает с РНИМУ имени Н.И.Пирогова. Ребята посещают экскурсии, организованные вузом, мастер-классы. А для старшеклассников, мечтающих поступить в медицинские вузы, на базе школы организованы курсы по подготовке к ЕГЭ по химии и биологии, которые ведут преподаватели РНИМУ. На базе школы ежегодно проходят практические олимпиады по оказанию первой доврачебной помощи и психологической поддержки от МЧС. Старшеклассники отрабатывают навыки оказания первой помощи в реальных условиях, что позволяет им еще глубже погрузиться в будущую профессию и подготовиться к практическому туру олимпиады «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал». По результатам данной олимпиады старшеклассники нашей школы не первый год становятся призерами и победителями и получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в медицинские вузы.
Благодаря оснащению медицинских классов у наших ребят есть реальная возможность, не выходя из школы, попробовать поработать с медицинскими приборами и выполнить некоторые манипуляции. Очевидно, что такая возможность в разы повышает мотивацию ребенка, улучшает успеваемость.
Евгения ГЛАЗУНОВА, учитель биологии школы №1476
Комментарии