search
main
0

Экономике России в первую очередь необходимы высококвалифицированные рабочие. Петр АНИСИМОВ

Понятие «профессиональное образование» включает в себя начальное, среднее и высшее, а также послевузовское профессиональное образование. С одной стороны, это получение чисто практических, профессиональных навыков в училищах и техникумах, с другой стороны – глубокая фундаментальная научная подготовка, которую дают вузы. Но какими бы различными на первый взгляд ни казались уровни профессионального образования, их сегодня объединяет одна важная особенность – все они становятся ближе к рынку труда, к работодателю, к потребностям современной экономики. Работодатели все активнее участвуют в разработке стандартов образования, в составлении рейтингов учебных заведений, в организации практики студентов. Кроме того, меняется портрет учащегося и студента, к преподавателям профессиональных учебных заведений предъявляются все более высокие требования. О том, какие процессы идут сегодня на всех трех уровнях профессионального образования, наш разговор с Петром Федоровичем Анисимовым, начальником Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию.

Досье «Уû ведении Рособразования находится:- 251 учреждение НПО с общим числом обучающихся 150 тысяч человек, а также 23 специальных профучилища закрытого и открытого типов численностью 1,9 тысячи человек.- 897 учреждений СПО, в том числе 438 принятых в 2005 году от 11 отраслевых министерств и более 100 структурных подразделений вузов, осуществляющих подготовку специалистов со средним профобразованием.- 341 вуз, в том числе 6 вузов, переданных в Рособразование в 2005 году, и свыше 900 филиалов. Наибольшее число вузов находятся в Центральном и Приволжском федеральных округах -175, наименьшее – в Дальневосточном округе -17 вузов.В подведомственных высших учебных заведениях обучаются более 4,2 миллиона человек, из них за счет федерального бюджета почти 2 миллиона человек.

– Петр Федорович, в чем вы видите основные проблемы среднего и начального профобразования?

– К сожалению, с самого начала принятия Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года реформирование этих уровней происходит медленно и противоречиво. В результате во время глубоких социально-экономических преобразований эта неопределенность привела к отставанию НПО и СПО от запросов общества, экономики и новой хозяйственной модели, разрыву связей с работодателями, социальными партнерами. Отсутствие системы мониторинга потребностей и независимой оценки качества подготовки специалистов вскрыло все недостатки системы. Это несоответствие реальным потребностям рынка труда и социальным и карьерным ожиданиям молодежи, сохранения нерационального использования молодых специалистов по полученной специальности. Демографический кризис, острая конкуренция в сфере образования, рост некачественного платного профобразования – все это вступило в противоречие с огромным спросом рынка труда на качественную рабочую силу, особенно на высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Уже сегодня идет катастрофическое старение кадров трудоспособного населения, недопустимо низкой становится квалификация рабочих. Доля рабочих высшей квалификации даже на высокотехнологических предприятиях сейчас всего лишь около 15 процентов общей численности работающих. Дефицит же высококвалифицированных кадров грозит в ближайшее время стать основной проблемой экономики.

– Петр Федорович, что, на ваш взгляд, сейчас необходимо сделать, чтобы ликвидировать проблемы, сдерживающие развитие начального и среднего профобразования? Ведь, как известно, именно выпускники учреждений НПО и СПО наиболее востребованы сегодня российской экономикой?

– В первую очередь нужно устранить противоречия в нормативной и законодательной базе, ввести новый механизм финансирования и оплаты труда преподавателей, мастеров профессионального обучения с одновременным повышением стипендий студентам и учащимся. Кроме того, не обойтись без участия работодателей в формировании независимой оценки качества и содержания образования.

Думаю, что у заведений профобразования должны быть реальная автономия и самостоятельность на фоне формирования благоприятной налоговой политики в сфере образования. Назрела также структурная перестройка видов учебных заведений НПО и СПО, способных обеспечить новый уровень подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. За последние годы темпы роста и объемы бюджетного финансирования учреждений профессионального образования, находящихся на федеральном уровне, возрастают, причем более высокими темпами для учреждений НПО и СПО, подведомственных Рособразованию, по сравнению с вузами. Если говорить о стратегическом развитии этих уровней профессионального образования на ближайшую перспективу, то отметим, что сформирован проект комплекса мер по поддержке и совершенствованию начального и среднего профессионального образования, планируется также в 2007 году осуществить поддержку модернизации учебно-материальной базы учреждений НПО и СПО в рамках национального проекта «Образование».

Необходимо учитывать международные тенденции развития профессионального образования, и прежде всего Болонской и Копенгагенской деклараций, вхождение НПО и СПО в общеевропейское образовательное пространство.

– Что это значит конкретно для учреждений НПО и СПО?

– Прежде всего это переход на стандарты образования и содержание обучения, основанные на профессиональных компетенциях, т.е. требованиях работодателей, что сделает квалификации образования сопоставимыми и сравнимыми с европейскими, переход на критерии и методики независимой оценки качества. Сопоставимость и прозрачность уровней квалификационных категорий и документов по результатам образования и обучения, а также механизмы признания ранее полученного и неформального обучения. Реализация концепции обучения в течение всей жизни. В основе этих изменений – тесное взаимодействие с социальными партнерами, обеспечение преемственности методики, особенно в части практического обучения, модульная форма обучения, основанная на компетенциях, а не на содержании программ обучения.

– А как вы оцениваете переход части учреждений НПО и СПО на региональное финансирование?

– Вопрос о передаче образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (далее – НПО и СПО соответственно) из федерального ведения в ведение субъектов Российской Федерации является одним из основных в проводимой в стране административной реформе в части разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Основная цель передачи – приближение образовательных учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена, к непосредственным потребителям – предприятиям, организациям, учреждениям, поскольку абсолютное большинство этих образовательных учреждений обеспечивают локальные потребности региональных рынков труда.

Передача образовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации должна привести к определенному развитию региональных систем образования, поскольку управление ими будет сосредоточено в администрациях субъектов Российской Федерации.

Гораздо более эффективным должен стать процесс оптимизации региональных систем начального и среднего профессионального образования, предполагающий реорганизацию, интеграцию образовательных учреждений, который необходим в условиях надвигающейся демографической ситуации, характеризующейся резким снижением количества выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ.

– Петр Федорович, давайте теперь перейдем к анализу состояния высшего образования. Сегодня налицо неуклонный рост желающих учиться в вузах. Как это может сказаться на экономике?

– Быстрый рост контингента высшей школы привел к рассогласованию объемов и структуры подготовки специалистов с потребностями рынка труда. Это рассогласование идет как по отраслям деятельности, так и в территориальном разрезе, ведь мобильность молодых специалистов-выпускников по-прежнему остается невысокой. Тем не менее хочу отметить, что безработица среди тех, кто получил профессиональное образование в России, по меркам стран Организации экономического сотрудничества и развития небольшая.

– А как сегодня меняется структура подготовки по специальностям, какие направления оказываются наиболее востребованными?

– За период с 2000 года наибольшее увеличение числа направлений подготовки специальностей высшего образования было в области техники и технологии – открыто 5 направлений подготовки бакалавров и магистров, 4 направления дипломированных специалистов, создано 19 новых специальностей. Вновь открытые специальности направлены на подготовку специалистов по управлению инновациями, нанотехнологиям, организации и управлению наукоемкими производствами, по безопасности и нераспространению ядерных материалов, квантовой и оптической электронике, рациональному использованию материалов и энергетических ресурсов, автоматизации и управлению жизненным циклом производства, аэронавигации. Кроме того, начиная с 2003 года отмечается тенденция увеличения приема в вузы по специальностям в области математических, естественных наук, техники и технологии, по таким перспективным направлениям, как электронная техника, радиотехника и связь, информатика и вычислительная техника, химическая технология, биотехнология…

– Петр Федорович, а какие изменения произойдут в высшем образовании в связи с планируемым переходом на уровневую систему, вхождением в Болонский процесс?

– Прежде всего укрупнение специальностей подготовки и сокращение их числа. Это поможет оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров, обеспечит более гибкую подстройку учебных заведений высшего профессионального образования к требованиям быстроменяющегося рынка труда, позволит им более эффективно адаптироваться к потребностям экономики. Сейчас ведется работа по подготовке нового Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.

Следует сказать, что подготовка бакалавров и магистров по двухуровневой схеме в системе российского высшего профессионального образования ведется и сейчас. Однако до марта 2006 года бакалавров и магистров готовили для научно-педагогической деятельности. В марте этого года Министерством образования и науки России введены изменения в действующие государственные образовательные стандарты магистров, и теперь вузы могут готовить магистров не только для научно-педагогической, но и для проектной, опытно-конструкторской, технологической деятельности.

Аналогичные изменения министерство планирует внести и в стандарты бакалавров.

Изменения затронут и организацию учебного процесса в связи с планируемым введением системы зачетных единиц и модульных технологий построения образовательных программ высшего профессионального образования. Да и форма диплома о высшем образовании будет изменяться – разрабатывается приложение к диплому, совместимое с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.

– С 2001 года введено госзадание на подготовку специалистов с высшим образованием, помогло ли это прогнозировать необходимое нашей экономике количество кадров?

– Созданная система формирования конкурсного размещения госзадания в определенной степени позволяет обеспечить подготовку специалистов с высшим профобразованием для основных отраслей экономики и сферы услуг. Кроме того, эта система создает условия для развития существующих и создания новых научных школ в области фундаментальных и прикладных исследований, дает возможность повысить качество высшего профобразования и эффективность использования бюджетных средств на его финансирования. Однако вопрос о количестве необходимых нашей экономике специалистов в перспективе до 2010 года все-таки остается открытым. Сложившаяся реальная практика формирования контрольных цифр приема на подготовку специалистов с учетом потребности регионов все-та не обеспечивает удовлетворения требований экономики ни по номенклатуре специальностей, ни по количеству специалистов.

Минэкономразвитие и Федеральное агентство по труду и занятости на основе прогноза развития отраслей экономики и исходя из реальной и перспективной ситуации на рынке труда должны формировать для системы высшего профобразования госзадание на подготовку специалистов как по их количеству, так и по номенклатуре специальностей. Это особенно важно в условиях сложнейшей демографической ситуации в стране, при которой в 2010 году число выпускников общеобразовательных школ будет меньше числа бюджетных мест приема в учреждения НПО, СПО и ВПО, вместе взятых. Только если будет идти постоянный мониторинг перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, возможна объективная оценка деятельности профессионального образования. Кроме того, необходимо обеспечить развитие системы непрерывного профобразования, которая смогла бы своевременно реагировать на запросы работодателей, обеспечивая постоянное повышение квалификации специалистов и переподготовку кадров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте