Нас увещевают: довольствуйтесь тем, что имеете, не желайте лучшего, обуздывайте ваше любопытство, смиряйте ваш беспокойный дух. Это прекрасные поучения, но если бы мы всегда следовали им, мы до сих пор питались бы желудями и спали под открытым небом.
Вольтер
Производящее хозяйство – этап в развитии человечества. Как объект правового воздействия экономика представляет собой сложное развивающееся явление. Археологи установили, что примерно в VIII-VII тысячелетии до н.э. человечество перешло от собирательства, т.е. присваивающего хозяйства, к производству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, бортничество, сбор плодов дикорастущих растений) характерно то, что создателем материальных благ выступает сама природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда, для того чтобы убить зверя или поймать рыбу, необходимы были орудия лова, которые нужно изготовить. Производящее хозяйство означало качественно новый скачок в развитии общества: с появлением земледелия, скотоводства, ремесел производителем продуктов потребления становится человек. Производительный труд вызвал к жизни новые общественные отношения – экономические. В производящем хозяйстве труд человека соединяется с действием природных сил, многократно повышая эффект от использования природных ресурсов.
Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника. Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля, труд и капитал.
Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней размещаются фабричные здания и другие постройки. Кроме того, экономисты относят к этому фактору все необходимые для производства природные ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается переработке (его также называют сырьем).
Труд включает всех работников, в том числе инженеров и управляющих.
Под капиталом, или средствами производства, понимаются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины и др., словом, все блага, которые созданы людьми для того, чтобы производить другие блага.
Результат производства и называется продуктом. Именно ради него и затевается производство.
Типы экономики
Основой жизни людей является экономика, которая представляет собой сложную динамичную систему, направленную на обеспечение все возрастающих потребностей людей.
Экономика есть сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.
Каждая экономическая система должна решать следующие вопросы: что, как и для кого производить. Однако различные экономические системы решают их по-разному. К основным типам экономических систем относятся: традиционная, централизованная (административно-командная) и рыночная экономика.
А. Традиционная экономика существовала в примитивных обществах, на первых этапах развития человечества, а сейчас сохранилась в слаборазвитых странах. Для этого типа организации экономики характерно то, что земля и капитал находятся в общем владении племени (общины); ресурсы распределяются в соответствии с существующими традициями; экономические роли людей определяются наследственностью и сословной принадлежностью; имеет место мелкотоварное производство, при котором лишь небольшая часть продуктов направляется на рынок.
Б. Централизованная (административно-командная или просто командная) экономика базируется на государственной собственности на все материальные ресурсы и продукты производства; управление ею осуществляется из единого центра с помощью планов (вот почему такую экономику еще называют плановой); сверху, т.е. по решению государственных органов, устанавливаются твердые цены и уровни заработной платы; практически исключается инициатива участников производства.
В. Рыночная экономика сложилась в европейских странах к XVIII в. В рыночной экономической системе действуют люди, свободные от власти традиций и не подчиненные единому центру. Каждый из них сам решает, что изготовлять, как и в каком количестве производить, исходя из личного интереса и увеличения собственного благосостояния. Однако люди тесно связаны друг с другом через обмен товарами, т.е. продуктов, специально изготовленных для продажи. Отношения по купле-продаже составляют суть рыночной экономики. Да, собственно, ее название произошло от слова “рынок”, т.е. то место, где торгуют.
Однако указанные выше экономические системы в чистом виде практически не существуют. Элементы различных экономических систем особым образом сочетаются в каждой стране. Так, в развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки можно найти элементы всех трех типов экономик при доминировании традиционной. В развитых странах (США, Англии и др.) мы встречаемся с сочетанием рыночной и централизованной экономических систем при господстве первой из них. Такое сочетание называется смешанной экономикой. Она призвана использовать сильные стороны и преодолеть недостатки рыночной и централизованной экономики.
Россия, будучи в недавнем прошлом страной с централизованной экономикой, постепенно переходит на рыночные рельсы. Ее экономическая система также является смешанной. Однако доля государственной собственности и государственного регулирования еще довольно велика, и предстоит немалая работа, связанная с налаживанием рыночных механизмов.
Суть рыночной экономики
Сначала разберемся в том, что такое рынок и каково его место в экономической системе.
Рынок – это определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи.
Сделки по купле-продаже опосредуют все стадии и формы производства и представляют собой основной юридический инструмент экономической системы, которую мы называем рыночной.
Рыночная экономика имеет много особенностей. Укажем лишь на те из них, которые связаны с государством и правом. Выделим четыре главные особенности рыночной экономики.
1. Признание государством в качестве доминирующей (господствующей) частной собственности, т.е. собственности, принадлежащей частным лицам и фирмам, которые на ее основе и осуществляют производство. Государственная собственность имеет право на существование, но лишь в тех сферах, где частная собственность не очень эффективна.
2. Главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена, прибыль, убытки, а не государственное усмотрение. Колебание цен, их высокий или низкий уровень служат показателем потребностей общества в том или ином товаре и определяют степень доходности последнего. Именно эти рыночные механизмы синхронизируют действия покупателей и продавцов.
3. В рыночной экономике осуществляется принятие решений децентрализованно, т.е. самими частными собственниками. Наличествует множество лично свободных покупателей и продавцов товаров, самостоятельно, а не по разнарядке государственных органов решающих, что производить, из чего делать товар, в каком количестве, кому его сбывать и по какой цене. Другими словами, предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности. На государство же возлагается защита частной собственности.
4. Государство устанавливает “правила игры” на рынке. Иначе, оно с помощью правовых норм определяет условия пребывания и деятельности на рынке продавцов и покупателей с тем, чтобы они не нанесли вреда друг другу и обществу в целом. Для этого государство определяет пределы правомочий частных собственников, регистрирует предприятия, определяет порядок заключения договоров, способы расчетов между контрагентами, применяет санкции за нарушение договоров, выявляет случаи нечестного поведения на рынке, следит за тем, чтобы в экономике не было монополий либо регулирует их деятельность (если монополия является естественной), поддерживает общественный порядок, определяет денежную систему, облегчающую обмен товарами и услугами, и т.д. Одним словом, государство вмешивается в экономику деликатно и лишь в самой минимальной степени.
В школьном учебном курсе “Экономика и право” вы кратко познакомитесь с этими “правилами игры”. Они последовательно, одно за другим, раскрываются в главах этого учебника. Однако надо иметь в виду, что само государство их не выдумывает. “Правила игры” вырабатываются самой жизнью, самой экономической системой. Государство же выполняет лишь свойственные ему функции: оно оформляет эти правила игры, закрепляя в правовых нормах, и следит за их выполнением. Именно так устанавливается порядок в экономических отношениях.
Причины государственно-правового вмешательства в экономику
Экономику, где решающую роль играют капиталы или средства производства, еще называют капиталистической. Так вот, на заре капитализма было принято считать, что капитализм – это саморегулирующаяся система, способная “развиваться сама по себе”. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась экономистами-классиками как излишняя, более того, вредная.
Однако этим положениям упорно противоречили постоянно повторяющиеся периоды понижения спроса на товары, спада производства, инфляции, длительной безработицы и другие негативные общественные явления. Особенно разрушительной в западном мире оказалась “Великая депрессия” 30-х годов, когда товары, не нашедшие спроса, закапывали, сжигали, сбрасывали в море в массовом масштабе. Хотя при этом проблема голода среди населения не была снята.
Именно учитывая это, в 1936 г. известный английский экономист Джон Кейнс выдвинул идею о необходимости вмешательства государства в экономику. Он утверждал, что капиталистическая экономика отнюдь не саморегулируема и не способна к бесконечному процветанию. Экономические колебания связаны не только с внешними факторами (многие из них можно было бы исключить!), но и с внутренними (отсутствием синхронности в принятии основных экономических решений, устойчивой тенденции к понижению цен и заработной платы и т.п.). Расточительное производство, т.е. необеспечение населения товарами, в которых оно больше всего нуждается, разрушительная конкуренция, неравномерное распределение доходов, нерешенность важных общественных проблем (повышение образования среди населения, борьба со страшными болезнями, строительство дорог, средств связи и многие другие), отсутствие ответственного за предоставление необходимых общественных благ (водо- и электроснабжения, регулирование дорожного движения, обеспечение больничными койками и др.) – таковы одни из многих “прелестей” чисто рыночной экономики. Чтобы их не допускать и предотвращать, необходима умелая рука государства.
Итак, государственное вмешательство в экономику вызвано следующими причинами.
А. Экономические причины. Немаловажной причиной является ограниченность природных ресурсов. Они не беспредельны, и восполнить их общество не может. Сейчас нельзя, как во времена “Великой депрессии” (1929 г.), жечь, топить, закапывать товары, которые никто не берет. Лучше умерить производство, просчитав заранее нужный их объем. Контроль за использованием природных ресурсов под силу только государству, и только оно может осуществлять такие мероприятия, как введение льгот за сокращение производства, выдача лицензий на добычу нефти и газа и т.п. Важен и человеческий ресурс. Создание безопасных условий труда, установление максимальной продолжительности рабочего дня, отпусков и др. способствуют его сохранению и рациональному использованию.
Б. Политические причины. За прошедшие века государство показало себя как надежное средство управления обществом. Но прочность государства зависит от экономики, ведь экономический упадок делает государственную власть неустойчивой. Государство не может оставаться в роли пассивного наблюдателя и допустить, чтобы общество погрузилось в хаос из-за экономических потрясений. Оно берет на себя предоставление важных общественных услуг, таких, как охрана общественного порядка, правосудие, оборона.
В. Социальные причины. Неуправляемая рыночная экономика порождает резкое имущественное расслоение. Рыночная система несовершенна и по этой причине. Она далеко не всегда может удовлетворить демократическое государство. В частности государство не может позволить предпринимателям обречь людей на голод ссылкой на падение предпринимательских доходов. Государство обязано заботиться и об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных и других неблагополучных слоях общества.
Г. Экологические причины. Участники рыночных отношений, преследуя каждый свои интересы, производят и реализуют товары, нужные людям. Но интересы общества в целом остаются вне сферы их внимания. Государство же, напротив, стоит на страже интересов всего общества и следит за тем, чтобы отрицательные последствия бизнеса не привели к экологической катастрофе. Экологические проблемы под силу осознать только государству и только оно с помощью норм права может предпринять меры по защите окружающей среды.
Д. Технологические причины. Сейчас в производстве используется сложная и не всегда безопасная технология. Порой даже незначительные отступления от нее могут нанести большой вред обществу, поставить под угрозу здоровье, а то и жизнь многих людей (например, при производстве медикаментов, при выработке энергии на атомных электростанциях, при авариях на воздушном транспорте). Государство, устанавливая контроль за применением опасных технологий, обеспечивает нашу безопасность.
1. Человек перешел от собирательства к производству материальных благ в эпоху неолита 8-7 тысячелетий до н.э.
2. Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания благ или оказания услуг.
3. Для ведения производства необходимо соединение трех факторов: земли, труда и капитала.
4. Экономика есть сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.
5. Истории известны три основных типа экономики:
а) традиционная;
б) централизованная (командная);
в) рыночная.
В реальной жизни в чистом виде они встречаются редко. Как правило, экономика многих стран, в том числе и России, носит смешанный характер.
6. Рынок – это определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи.
7. Рыночная экономика имеет следующие особенности:
– она основана на частной собственности;
– в ней используются такие механизмы, как свободная конкуренция, спрос и предложение, прибыль, и др.;
– она складывается, если есть свободные и самостоятельные продавцы и покупатели;
– государство в ней лишь защищает частную собственность и устанавливает “правила игры” на рынке.
8. Государственно-правовое вмешательство в рыночную экономику вызвано несовершенством рыночной экономики (порождаемым как внешними, так и внутренними факторами), а также необходимостью предоставления населению общественных благ.
Среди причин государственно-правового вмешательства в экономику можно назвать:
ограниченность природных ресурсов;
забота об устойчивости политической власти;
угроза экологической катастрофы;
угроза безопасности населения в связи с использованием сложных технологий в производстве.
Окончание. Начало на стр. 7
Вопросы для контроля
1. Когда появилось производство и возникли экономические отношения?
2. Что такое производство и какие три фактора необходимы для его осуществления?
3. Что такое капитал?
4. Что такое экономика?
5. Какие три главных вопроса решает любая экономическая система?
6. Какие типы экономики вы знаете?
7. Чем характерна традиционная экономика?
8. Назовите черты централизованной (административно-командной) экономики.
9. Когда и где появляется рыночная экономика?
10. Что такое смешанная экономика и в каких странах она существует?
11. Какая экономическая система существует в России?
12. Что такое рынок? Есть ли разница между словами “рынок”, “базар”, “ярмарка”?
13. Каковы особенности рыночной экономики?
14. В чьих руках находится собственность на средства производства в рыночной экономике?
15. Назовите главные механизмы рыночной экономики.
16. Кто принимает решения по таким экономическим вопросам: что производить, как производить, для кого производить?
17. Что означает фраза: “Государство устанавливает “правила игры” на рынке”? Назовите хотя бы одно из таких правил.
18. Что говорили экономисты-классики о рыночной (капиталистической) экономике?
19. Почему Джон Кейнс с ними не соглашался?
20. Кто из них, по-вашему, прав?
21. Почему и зачем государство вмешивается в экономику?
22. Увеличивается ли государственно-правовое вмешательство с развитием экономики?
23. Каковы экономические причины вмешательства государства в экономику?
24. Каковы политические причины вмешательства государства в экономику?
25. Каковы социальные причины вмешательства государства в экономику?
26. Каковы экологические причины вмешательства государства в экономику?
27. Каковы технологические причины вмешательства государства в экономику?
Задачи и задания
1. Петр I правил 36 лет, а его внук, Петр II, всего несколько месяцев. Однако за это краткое время на купечество излилось больше благодати, нежели за несколько десятилетий правления Петра I. Была отменена крупнейшая из казенных монополий – соляная. Разрешено свободное устройство горных заводов в Сибири, восстановлена торговля с Хивой и Бухарой. Стала допускаться свободная продажа табака. Начато упразднение казенных фабрик, объявлено вольным добывание слюды. Отменены пошлины с торговых людей и их работников, едущих в Сибирь, было велено отдавать им паспорта даром. Отменена регламентация в постройке военных судов. Издан вексельный устав и указ о беспошлинной постройке кораблей из русского материала и русскими предпринимателями.
Скажите, какой характер носила российская экономика при Петре I и в какую сторону она стала изменяться при Петре II?
2. До революции в каждом губернском центре России проводились ярмарки, на которые съезжался народ из окрестных деревень. Крестьяне обменивали сельскохозяйственные продукты, произведенные ими сверх меры семейного потребления, на промышленные товары, произведенные в городах ремесленниками.
Можно ли такой обмен продуктами труда назвать рыночным?
3. На первом Съезде народных депутатов Союза ССР (1989 г.) эстонский депутат, критикуя действия союзных властей, рассказал, как он, будучи министром пищевой промышленности Эстонской ССР, для того чтобы запустить в производство новый рецепт торта, вынужден был обегать не один десяток московских чиновников.
Какой тип экономической системы характеризует этот пример?
Татьяна КАШАНИНА,
доктор юридических наук
Андрей КАШАНИН,
кандидат юридических наук
Комментарии