Объединение как один из путей консолидации сил и средств не всегда бывает своевременным и желанным. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 676 «Об университетских комплексах» не пришлось по душе более всего тем, кто за последние 10 лет научился дорого ценить свой суверенитет. А именно системе среднего профессионального образования. Под благими целями создания университетских комплексов – «повышение эффективности и качества образовательного процесса, обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда» – многие представители средней ступени профессионального образования находят одну, но доминирующую причину: государство не в состоянии содержать такое огромное количество учебных заведений на федеральном бюджете.
На взгляд Юрия Челпанова, исполнительного директора Ассоциации средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга «Специалист», размышления на тему «Что делать с образовательными учреждениями?» навеяны нынешним экономическим положением в стране. В Петербурге, к примеру, 80 учебных заведений СПО и 55 из них – на федеральном бюджете. Город брать их на баланс отказывается, боясь не справиться с такой нагрузкой, и государству ничего не остается, как искать лазейки в виде «университетских комплексов».
– Самым неприятным в объединении является то, что входящие в состав университета или академии образовательные учреждения лишаются своих юридических прав, – говорит Юрий Челпанов. – Сохранение же юридического статуса в структуре университетского комплекса большинство вузов не устраивает, так как при этом нет права пользования материально-технической базой партнера.
– Есть ли в городе примеры объединений образовательных учреждений СПО и университетов?
– На сегодняшний день их три. Бывший обувной колледж вошел в состав Санкт-Петербургского университета технологий и дизайна, приборостроительный техникум – в Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, колледж телекоммуникаций им. Кренкеля – в ГУТ телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича. Сначала присоединение произошло на союзной основе, но вследствие выхода Гражданского кодекса РФ, где есть соответствующая статья, которая не разрешает иметь в составе университета или академии два юридически самостоятельных лица, все колледжи стали выступать на правах факультетов или подразделений.
– Университетский комплекс – дело добровольное?
– С непременным условием: «согласие общего собрания (конференции) коллективов реорганизуемых учреждений и организаций».
С осторожностью относится к идее создания университетских комплексов и Анатолий ФЕДОРОВ, директор Санкт-Петербургского медико-технического колледжа.
– Система СПО в скором будущем может быть сломана благодаря такого рода объединению. И что самое печальное: никуда от этого не деться. Две причины способствуют безысходности: объективное отсутствие денег в государственной казне и демографический провал, ожидаемый через 2-3 года. Говоря об учебных заведениях Петербурга и Москвы, надо заметить, что на 40% их контингент формировался за счет иногородних ребят. Сейчас их количество упало до 20%, а через 2-3 года упадет еще больше. Возникает естественный вопрос: что делать с таким числом учебных заведений? В стране более 1000 вузов, включая частные, почти 3000 средних специальных учебных заведений. Безусловно, не все из них выживут. Поэтому и возникла идея университетских комплексов, которая, если бы не одно «но», совершенно положительна: есть головной вуз, как в США, и у него 50-80 колледжей-факультетов. Однако наше «но» в том, что нет четко прописанного законодательства по вопросу вхождения в университетский комплекс. Пока что оно обусловлено лишь личными контактами. Как вы понимаете, защита на уровне симпатии – это несерьезный разговор.
Еще одним непременным должно быть условие: колледж или техникум не являются подготовительным отделением вуза. Вуз это должен понимать. Если я выпускаю, допустим, 100 человек, то продолжать учебу в университете будут всего 10% из них, остальные 90% должны идти на производство и работать. Если весь выпуск отправляется в университет, то спрашивается: кому нужно это учебное заведение?
– Зачем вузу необходимо еще одно подготовительное отделение?
– Чтобы был набор. Вузу важно сохранить контингент, а с ним – себя. Впереди ведь деление на «ведущие» и «ведомые». Переход на университетские комплексы скорее всего неотвратим, и СПО придется пережить лавинообразный скачок с федерального бюджета на местный. Это то, что пережили ПТУ. Что из этого получится, трудно сказать. Какой регион ни возьми – везде не хватает денег, а если еще добавится «лишний рот» в виде учебного заведения СПО?..
Настораживает и потеря юридического статуса. Материальная база некоторых наших колледжей почти не уступает вузовской. Можно с ходу назвать десять таких. Что с ней будет, когда произойдет объединение?
– Если во главу угла ставится цель – экономия государственных средств, то не проще ли закрыть дублирующие специальности в тех же колледжах?
– Кто готов совершить это жесткое, непопулярное, волевое решение? Да, мы выпускаем не от хорошей жизни, а оттого, что вынуждены выживать, юристов, экономистов, программистов. Кто стоит на бирже труда? Они же. Значит, их выпускать не надо. Но никто запретить выпуску не может, потому что права, данные учебному заведению, могут быть использованы в полном объеме. Оно само решает, нужны эти специалисты или нет. Да что учебное заведение?! Никто не в состоянии сказать, какие специалисты в целом по стране требуются!
Вот пример: из 23 учебных заведений СПО, подчиняющихся Минобразованию, в 19 готовят бухгалтеров, из 19 девять – на федеральном бюджете. Получается, Минобразование собственными руками дает средства на их подготовку, чтобы потом они становились на биржу.
– Если система СПО заинтересована в своем сохранении, может быть, выгоднее объединяться по горизонтали, то есть укрупнять колледжи?
– Экономия от таких слияний маленькая. Станут одним целым, например, учебное заведение с бюджетом в 10 миллионов рублей и еще два с бюджетами по 5 миллионов рублей. На всех получится 20 миллионов рублей. Но на что расходуются эти деньги? На ту же зарплату, так как контингент становится больше, на ремонт и обслуживание зданий, содержание материально-технической базы. Единственная экономия в том, что вместо трех директоров – один, сократилось число замов и бухгалтеров.
Комментарии