search
main
0

Экология

Я чувствую воду

Наверное, сегодня уже нет необходимости говорить о важности экологического воспитания и образования – эти вопросы в современном мире одни из приоритетных. Экологическое воспитание может иметь множество форм, так как экология – понятие всеобщее.

Большую часть жизни городской человек проводит в искусственной среде обитания. Остатки природы на городских улицах носят следы воздействия человека, поэтому малоинформативны. Находясь в городе, мы наблюдаем нарушенные биоценозы и можем только констатировать негативные последствия нашего воздействия на природу. Конечно, проще организовать экскурсию в школьный двор, чем выезд за город, но воспитательный эффект второго действия будет намного больше.

Даже простой туристский поход в лес при правильной организации будет иметь огромное значение в деле экологического воспитания школьников. Хорошие туристы обычно являются и стихийными экологами. Так, опытный турист-водник говорит: “Я чувствую воду”. Эта интуитивная форма знания, дающая способность слиться с водным потоком, приходит только с опытом. “Чувство” воды, гор, тундры, леса – необходимые предпосылки экологического воспитания.

Следующий этап – это приобретение научного знания об окружающем мире. Для начала хорошо бы дать животным и растениям имена. Пусть встреченное существо будет не просто букашкой, а жуком-листоедом, растение – не травой, а таволгой вязолистной, пусть ольха будет ольхой, а не тополем. Степень приближения имени к научному названию может быть разной. Названия распространенных растений даются легко, в то время как различить насекомых бывает сложнее. Во время проведения экскурсий можно обходиться русскими названиями. При более глубоких исследованиях придется применять латынь, что, впрочем, не так уж страшно.

Животное или растение, получив имя, психологически становится нам ближе, кроме того, мы сможем в дальнейшем, пользуясь научным названием, получить дополнительные сведения об объекте из литературы. Бытовой опыт тоже имеет значение. Например, школьники всегда с интересом узнают, как выглядят зверобой, мята, валериана и другие растения.

Следующий этап – наблюдения в природе и попытки выявления закономерностей. На этом этапе школьники должны приобщиться к элементам научной работы. Задания могут быть самыми примитивными: измерить температуру воды в ручье и в луже, измерить скорость течения ручья, найти и обозначить на карте все родники, составить план участка леса, измерить диаметр дерева, взять пробу воды из пруда и многое другое, что только может подсказать фантазия. Четкой цели производимых работ в данном случае может и не быть, но в ходе таких, казалось бы, бессмысленных действий открываются направления дальнейших более углубленных исследований. Смущаться не надо, ученые-экологи тоже часто так поступают, вызывая иронические высказывания со стороны представителей более точных наук. Природа подавляет исследователя своим многообразием и скрытостью происходящих в ней процессов. Чтобы сориентироваться в этом хаосе, надо начать хоть что-нибудь делать.

Так, например, мы давали задания школьникам измерить окружности стволов деревьев в порядке практической работы по геометрии: по длине окружности надо было определить радиус. Потом появилась идея посчитать число годовых колец на пнях и сопоставить результат с длиной окружности ствола. Сейчас постепенно составляется таблица данных измерений для различных пород деревьев, после статистической обработки мы будем узнавать возраст дерева по длине окружности ствола и сможем судить о динамике развития лесного участка. Далее можно будет ставить вопрос о том, как быстро восстанавливается лес после различных вмешательств и как помочь этому восстановлению.

Организация учебно-исследовательских мероприятий на природе может быть разной. В обычной школе надо прежде всего в школьниках пробудить интерес. Для этой цели хорошо подходят массовые мероприятия с элементами соревнования, сочетающие признаки туристского слета и олимпиады по предметам. У себя мы называем такого рода мероприятия “экологическими марафонами”. В холодное время года перед организаторами марафона встают две проблемы: первая – как не замерзнуть, вторая – что изучать. Чтобы решить первую, организаторы должны иметь зимний опыт пребывания в лесу (короткие лыжные прогулки не в счет). Если такого опыта нет, надо попробовать сначала самим, без школьников, его приобрести или обратиться за помощью к опытным туристам. Костер на месте проведения зимнего выезда должен гореть обязательно. Пить холодную воду на морозе нельзя. Мы обычно готовим чай на костре, но если такого желания нет, можно обойтись термосами. Зимой приходится заранее позаботиться об оборудовании сидячих мест, например, очистить пару поваленных деревьев от веток.

Вторая проблема – что смотреть в лесу зимой – кажется неразрешимой только на первый взгляд. Например, очень интересно опознавать деревья и кустарники по веткам, коре, форме кроны. Это не так просто сделать. Даже пользуясь рисунками, школьники, как правило, безошибочно узнают только взрослую березу, ель и сосну. Поэтому мы здесь больше не спрашиваем, а рассказываем сами, проводим специальные экскурсии.

При желании в ткань марафона органично вплетаются элементы физики, химии, математики, литературы, не говоря уж о географии и биологии. Родина – та местность, которая отложилась в памяти в ранние годы. Если ребенок ни разу не был на природе, его родным окружением будет город, и только город. Такой человек, став взрослым, не задумается над тем, чтобы срубить последнее дерево и заасфальтировать площадку. Ему приятнее наблюдать из своего окна мертвый асфальт, а дерево для него чужое, враг. Оно не входит в понятие родины. Доводы разума, высшие соображения о необходимости охраны окружающей среды никогда не возьмут верх над чувствами…

Игорь НЕКРАСОВ,

ЦТ “На Вадковском”;

Светлана КУЗМИНА,

средняя школа # 278;

Людмила КАЗЬМИНА,

средняя школа # 278

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте