search
main
Топ 10
Какой способ заставит работать мозг и улучшит память: совет не только для школьников О профилактике негативных отношений учителя и школьника рассказали в РАО Год педагога и наставника: Сергей Кравцов рассказал о главных образовательных событиях Учителя года получат миллион рублей: Минпросвещения предлагает ввести новую выплату День ручного письма, который отмечают 23 января, расскажет об удивительных фактах В День российского студенчества в Москве откроют научную долину МГУ На удаленке оставляют учащихся в Еврейской автономной области из-за морозов Следователи выясняют причины задержки зарплат учителям в ряде районов Дагестана Информацию о задержке зарплат учителям в Дагестане проверяют власти региона Международный день образования: история и современные дни Плюсы и минусы: может ли навредить ментальная арифметика Список вузов, где можно бесплатно получить второе высшее образование в сфере искусств, стал шире Алексей Атапин: «Как цифровые сервисы помогают заинтересовать детей новой темой» Вузы столицы откроют свои двери для всех желающих ко Дню российского студенчества Ректор МГУ предложил сместить фокус при приеме абитуриентов в вузы Приемная кампания 2022: приоритетные направления, средние баллы ЕГЭ, рейтинг вузов по новому приему В РПЦ разрабатывают курс по духовно-нравственной культуре для 1-3 классов Школьники станут изучать «Как закалялась сталь» и «Брестскую крепость» К Году педагога и наставника в Прикамье представили план ключевых мероприятий Учитель года Дмитрий Лутовинов рассказал об интересных способах преподавания истории в школе
0

Его величество случай

Знаменательные встречи Татьяны Пилецкой

В середине 50‑х одна из первых красавиц советского кино Татьяна Пилецкая снималась на Северном Кавказе в «Княжне Мери» Исидора Анненского, сыграла Веру, а в 80‑х появилась в роли княгини Нессельроде в «Лермонтове» Николая Бурляева. На недавно прошедшем фестивале в Ессентуках 93‑летней актрисе вручили награду «За высокое служение искусству», также она представила фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер».

Легендарная актриса с Виктором СУХОРУКОВЫМ на встрече со зрителями в Ессентуках

В жизни Татьяны Пилецкой большую роль сыграл его величество случай. Окончив Вагановское училище, артистка танцевала на сцене Театра музкомедии, когда известный артист Анатолий Королькевич предложил ей попробовать себя на «Ленфильме». Отнес ее фотографию на студию, и вскоре Татьяна получила предложение сняться в массовке. «А это не то что сейчас: снялся – и ты уже звезда. Вначале ходишь в массовочке, потом в групповочке, наконец получаешь маленький эпизодик. А мы с мамой тяжело жили, белый хлеб на столе был редкостью, так что мой заработок был очень кстати», – рассказывает актриса.

И настал день, когда Пилецкой предложили эпизод в картине «Пирогов», которую снимал Григорий Козинцев. В кадре нужно было ездить верхом, и актрису отправили на десять дней на конноспортивную базу. После обучения дали добрую лошадку, сшили чудесный костюм, и она в предвкушении съемок, в которых должен был принять участие сам Черкасов, ездила по парку. Но однажды заметила, что за ней внимательно наблюдает Козинцев, потом он спросил: «Вы же балетная? А разговаривать умеете?» «Конечно», – ответила она. «И он велел костюмерам переодеть меня в костюм Даши Севастопольской, – рассказывает актриса. – Меня под ручки – и в костюмерную, где выдали еще и сапоги 43‑го размера. «Вот как чудесно-то, замечательно», – был доволен Козинцев. А потом мне сообщили, что худсовет утвердил меня. Так моя фамилия первый раз появилась на экране».

В 1956 году Пилецкая снялась в картине «Разные судьбы», которая принесла ей известность. Но до съемок была еще одна знаменательная встреча: «Дело в том, что мамина приятельница была знакома с Вертинским, и когда он вернулся из-за границы и появился у нас в Ленинграде, она повела меня на концерт. Его выступление потрясло. Когда он приехал в следующий раз, мы пошли к нему за кулисы. Он был в бархатной тужурочке, что-то попивал из чашечки, спросил меня, чем занимаюсь, а я уже снялась в «Пирогове». «С такой внешностью надо сниматься в кино», – сказал Вертинский. А сам только отснялся в «Анне на шее» на студии имени Горького. И говорит: «Подождите, там же собираются снимать по «Герою нашего времени», Вера – ваша роль». Он отвез мою фотографию, и меня вызвали на кинопробу. Утвердили не с первого раза, так я снялась в фильме «Княжна Мери» в паре с артистом Анатолием Вербицким. Снимали в Кисловодске и Пятигорске».
На роль Тани Огневой в «Разных судьбах» Леонид Луков присмотрел Пилецкую на съемках детектива «Дело №306», где она сыграла эксперта-криминалиста. Красивая эгоистка Таня, способная на предательство, лишь бы поудобнее устроиться в жизни, затронула за живое зрителей, письма с осуждением поступков героини приходили пачками. «Этот фильм, с одной стороны, очень важен для меня, – говорит Пилецкая, – а с другой – в связи с ним пришлось пережить немало отрицательных эмоций. Первый просмотр был устроен в Московском университете, и когда закончился фильм, на сцену выскочили студенты: «Как ты могла так поступить, такой чудный парень!..» Не поверите, но меня перестали утверждать на роли, режиссеры говорили: «Нет, у нее глаза злые, не-не, нет». Сложный был период, я ушла из Музкомедии, поступила в Театр-студию киноактера при «Ленфильме» и ездила в основном на встречи со зрителями. Потом и этого не стало. Но как-то в Доме кино ко мне подошел директор Театра имени Ленинского комсомола: «Таня, не хотите попробовать себя на сцене?» Я рискнула, хотя это был большой риск, потому что в нашем театре самая большая сцена и зрительный зал на 1700 мест. Слышать тебя должны в последнем ряду, так что первые месяцы ходила без голоса. На гастролях меня срочно ввели в спектакль «Человек со звезды», а когда гастроли заканчивались, худрук Павел Хомский сказал, что начинает спектакль «Сирано де Бержерак» и хочет предложить мне роль Роксаны». За 16 лет этот спектакль сыграли 604 раза. С 1963 года Пилецкая в труппе этого театра, который зовется теперь Балтийским домом. Сейчас актриса занята в трех спектаклях на сцене Балтийского дома.

…Меня всегда интересовало, при каких обстоятельствах гениальный автор «Купания красного коня» Кузьма Петров-Водкин написал детский потрет Пилецкой, на котором Татьяне девять лет. Наконец я задала его актрисе. Картина «Девочка с куклой», или «Портрет Татули», хранится в Художественном музее Куму в Таллине. Оказалось, что родители актрисы дружили с семьей Петрова-Водкина, которая жила в Шувалове под Ленинградом. Когда родилась Татьяна, Кузьма Сергеевич стал ее крестным. А когда Петровы-Водкины переехали в Пушкин (Царское Село), где жили в помещении самого лицея, в трехкомнатной квартире, родители Пилецкой часто ездили к ним в гости. Брали с собой и дочку. Когда Петров-Водкин стал неугоден, его картины распределили по разным музеям, «моя» попала в Художественный музей Таллина, в отдел русской живописи. «И как-то на гастролях нашего театра в Таллине я связалась с музеем, чтобы узнать режим работы, и, что вы думаете, они привезли этот портрет на сцену, и я первый раз за все эти годы дотронулась до него», – говорит Пилецкая.

С кем, как не с актерами, в жизни случается немало мистического. «Представьте, здесь, в Ессентуках, – рассказала Татьяна Львовна, – на церемонии открытия фестиваля был странный случай. Сидели мы перед импровизированной сценой в зале под открытым небом на площади, и вдруг повеяло прохладой, я даже плечами передернула. Коллеги заметили, и кто-то предложил мне пиджачок. Но в этот момент ведущая церемонии Рената Литвинова позвала меня на сцену, и мне вручили меховую накидку. Подарок от спонсоров. Не мистика ли?..»

Нина КАТАЕВА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте