В конце января 2007 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем окончательном чтении закон о поэтапном введении единого государственного экзамена (ЕГЭ) до 2009 года. А 26 марта в Минюсте России зарегистрирован приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января с.г. о форме участия в 2007 году в эксперименте по введению ЕГЭ образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территориях гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
Зачисление в вузы Москвы и Санкт-Петербурга нынешним летом уже проходило по результатам ЕГЭ, вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ, а также по результатам вступительных экзаменов, проводимых вузами самостоятельно. При этом вступительные испытания в вузы в форме и по материалам ЕГЭ проводились в установленном порядке по общеобразовательным предметам, определенным государственными органами управления образованием Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с советами ректоров вузов данных субъектов Федерации, из числа общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ в Москве и Санкт-Петербурге. По другим общеобразовательным предметам вузы самостоятельно определяли форму вступительных испытаний.
Учитывая острый интерес и неоднозначное отношение отечественной общественности к проблематике единого государственного экзамена, мы публикуем интервью с заместителем начальника управления Главного управления кадров Министерства обороны РФ контр-адмиралом Петром АНТИПИНЫМ об опыте военно-учебных заведений Минобороны России, участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ.
– Петр Иванович, с учетом вашего служебного и жизненного опыта, как бы вы ответили на вечно актуальный для молодежи вопрос: «Куда пойти учиться»?
– Трудно сказать, когда впервые прозвучал этот вопрос, но ясно одно: актуальным он будет всегда. Не нужно долго объяснять, какое значение имеет в наши дни высшее образование. Естественно, молодых людей волнует проблема – как из многих высших учебных заведений выбрать тот вуз, который позволит получить достойное образование и даст твердую гарантию трудоустройства.
Выбрать такое учебное заведение, да и поступить в него, непросто. Но сегодня на помощь абитуриентам приходит такая новинка: при поступлении в ряд вузов учитываются результаты сдачи единого государственного экзамена. Следовательно, если учебное заведение, выбранное абитуриентом, учитывает результаты ЕГЭ, то процесс поступления туда значительно упрощается. Если же вуз к нововведению относится скептически, даже с некоторым снобизмом, – там экзамены проводятся в традиционной форме.
Между тем уже сегодня многие крупные и престижные вузы, в числе которых и Военный университет Минобороны России, учитывают результаты ЕГЭ. И эта практика себя успешно оправдывает.
– Сегодня ЕГЭ – пока эксперимент. Какие цели он преследует?
– Да, сегодня это только эксперимент, начавшийся в 2001 году. Он проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 830 «О проведении в 2006-2007 годах единого государственного экзамена». Цель его – обеспечить совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 10 (11) классов школ и вступительных испытаний для поступления в высшие и средние учебные заведения. Тем самым создается система объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений к поступлению в вузы. В настоящее время эксперимент является одним из ключевых направлений в работе по модернизации системы российского образования.
Эксперимент призван на практике разработать инструментарий для объективной проверки экзаменующихся и обеспечить доступность высшего образования для выпускников школ России, в том числе и из глубинки, т.е. способствует выравниванию стартовых возможностей выпускников школ.
Предполагается, что этот прогрессивный вид поступления в высшие учебные заведения в качестве обязательного вступит в силу на всей территории России с 1 января 2009 г.
СПРАВКА
По данным социологических опросов, выпускники Военного университета МО РФ занимают шестое место в рейтинге вузов России по числу выпускников, принадлежащих к элите российского государственного управления.
– Принимают ли участие в проведении эксперимента учебные заведения Министерства обороны?
– Да. С 2004 года Минобороны России принимает участие в проведении эксперимента по зачислению курсантов на первые курсы вузов по результатам сдачи ЕГЭ. А с 2005 года участвует и в государственной (итоговой) аттестации выпускников суворовских военных, Нахимовского военно-морского училищ и кадетских корпусов. Примечательно, что количество участвующих в эксперименте вузов постоянно увеличивается.
– Надо полагать, что у вузов Минобороны уже накоплен некоторый опыт зачисления курсантов по результатам ЕГЭ. Имеются ли какие-то отличия от гражданских вузов при проведении вступительных экзаменов?
– Стоит отметить, что, участвуя в эксперименте, высшие военно-учебные заведения, в отличие от ряда гражданских вузов, организуют вступительные экзамены по такой схеме: засчитываются имеющиеся у абитуриента результаты единого госэкзамена. Если же кандидаты не имели в школе возможности участвовать в государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, то они сдают вступительные экзамены по общеобразовательным предметам в избранном военном вузе по традиционной форме.
Что касается других особенностей приема в военные вузы по результатам ЕГЭ, то в соответствии с Федеральным законом 2007 года № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» при приеме в вузы, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, проводятся дополнительные вступительные испытания, которые включают: определение годности кандидатов к поступлению в вуз по состоянию здоровья; определение категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования; оценку уровня физической подготовленности кандидатов. Эти дополнительные испытания являются отличительной особенностью поступления во все вузы Минобороны России. Для их сдачи требуется непосредственное присутствие кандидатов в вузе.
– Как бы вы оценили первые итоги проводимого эксперимента?
– Недавно в Главном управлении кадров было проведено инструктивное совещание представителей всех вузов Минобороны РФ, осуществляющих набор курсантов. По общему мнению участников, в целом данный эксперимент проходит успешно.
Анализ работы предыдущих лет показывает, что при правильной организации выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях в форме ЕГЭ и вступительных экзаменов в высших военно-учебных заведениях, учитывающих его результаты, качество профессионального отбора кандидатов не снижается, а трудозатраты экзаменаторов существенно уменьшаются.
– Как проводился эксперимент по проведению ЕГЭ в 2007 году? Сохранится ли число его участников?
– Учитывая изложенное, а также направленность Министерства образования и науки России на расширение количества участников эксперимента и повышение его результативности, образовательные учреждения Минобороны России продолжат свое участие в ЕГЭ. Более того, количество участников будет увеличено. В 2007 году к участию в эксперименте было привлечено 56 высших военно-образовательных учреждений, 14 суворовских военных училищ и кадетских корпусов, Нахимовское военно-морское училище, а также 12 средних общеобразовательных учреждений
– Дает ли введение ЕГЭ какие-либо гарантии абитуриентам при зачислении в высшие военные учебные заведения?
– Скажу так. Введение единого государственного экзамена не является какой-либо гарантией для зачисления в военно-учебное заведение, но сам процесс поступления при этом значительно упрощается. Число вузов, где проводится эксперимент, прирастает, а значит, вчерашние выпускники получают неплохие перспективы для поступления в избранный вуз. Главное, что есть возможность шагать в ногу со временем, полностью использовать предоставленные возможности получения высшего профессионального образования.
Визитная карточка
Антипин Петр Иванович родился 3 января 1958 г. в с. Зилим Башкирской АССР. Окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище, Военно-политическую академию, адъюнктуру при этой академии, Российскую академию государственной службы. С 1997 г. – в Главном управлении кадров Минобороны РФ. Занимал должности старшего офицера, начальника группы, заместителя начальника отдела и начальника отдела. С 18 апреля 2005 г. – заместитель начальника управления ГУК МО РФ. Кандидат педагогических наук.
Комментарии