Закончился основной период сдачи ЕГЭ 2023 года. Последним экзаменом стала информатика, которую писали 19 и 20 июня. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, средний балл за математику, химию, физику и литературу повысился. По официальным данным, в этом году сравнительно с предыдущими четырьмя ЕГЭ был написан лучше. На пресс-конференции в ситуационно-информационном центре Рособрнадзора Сергей Сергеевич заявил: «Результаты единого государственного экзамена убедительно свидетельствуют, что в нашей стране достаточно высокое качество образования, что, несмотря на ковидные ограничения, та методическая работа, которая была организована, дала свой результат. Качество образования не понизилось, а по некоторым предметам даже улучшилось».
Однако отзывы некоторых учеников, родителей и учителей на прошедшие экзамены оказались не столь положительными. В социальных сетях и на открытых интернет-платформах появились негативные комментарии и статьи, которые набирают популярность и волнуют людей.
Выпускники и их родители встревожены результатами по профильной математике. Хотя министр и сказал, что средний балл по сравнению с предыдущими четырьмя годами вырос, на самом же деле в 2022 году он составлял на 1,18 больше (то есть 56,86 балла по сравнению с 55,62 в этом году). На сайте www.change.org выпускники разместили петицию, обратившись к Президенту РФ с просьбой «пересмотра критериев перевода первичных баллов во вторичные ЕГЭ по математике (профиль) ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ». В ней говорится, что задания оказались выше уровня школьных знаний. Петиция набрала популярность в сети Интернет, ее подписали уже более 100720 человек.
«Проведение единого государственного экзамена прошло на высоком организационно-техническом уровне. Предварительную работу мы провели с ориентиром на новые федеральные государственные образовательные стандарты», – заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев на пресс-конференции в ситуационно-информационном центре ведомства. Но учащиеся некоторых российских школ столкнулись с техническими проблемами во время экзамена по информатике. Например, как говорится в статье на ЯндексДзене с громким заголовком «Выпускники провалили ЕГЭ из-за Экселя», 19 июня в школе №4 Назрани (Ингушетия) внезапно отказались работать некоторые программы, нужные для выполнения экзаменационных заданий. Правда, по официальному заявлению, именно из-за технических проблем не смог выполнить работу лишь один выпускник. Сенатор республики Мухарбек Барахоев рассказал, что во время экзамена не удалось устранить поломку, поэтому ученик подал апелляцию о нарушении порядка проведения ЕГЭ. Он сдавал экзамен в резервный день, 27 июня.
Также были возмущенные комментарии о «неправильных» результатах экзамена по русскому языку. Некоторые выпускники подмосковных школ пожаловались, что им пришли баллы только за тестовую часть без учета сочинения. Об этом вышло несколько статей на портале «МЕЛ». Министерство образования Подмосковья ответило, что технический сбой действительно был и коснулся 2,8 тысячи человек. Неполадки были устранены. С похожей проблемой встретились выпускники в других регионах. Из-за большого наплыва на сайт публикации результатов замечались сбои в работе по многим городам России.
Сдачу ЕГЭ особенно тяжело переживают учителя, которые сами участвуют в проведении экзамена. На эту тему можно найти множество недовольных высказываний в Интернете. Например, на ЯндексДзене появилась статья «ЕГЭ-рабы», где рассказывается о тяжелом труде педагога в ППЭ. По словам автора, учитель не может в течение всего времени нахождения на экзамене ни выйти поесть, ни снять маску, ни поговорить. За это можно получить выговор или даже слететь с должности. Более того, многие авторы похожих статей жалуются, что работа учителя на ЕГЭ – практически бесплатный принудительный труд. Так как экзамены проходят после официальных рабочих дней школьного педагога, летом, то есть во время отпусков, участие в проведении ЕГЭ должно быть хорошо оплачиваемым. Однако, по словам авторов статей, это далеко не так. В одной из таких публикаций, представляясь техническим специалистом на ППЭ, учитель говорит о зарплате: «В прошлом году за всю эту кампанию я получил 4872 рубля. Работал как технический специалист и не пропустил ни одного экзамена. При этом я самый первый приходил в пункт, а уходил последний». Остается непонятным, какая именно ставка была у автора и сколько дней в действительности он отработал. Тем не менее это не единственный негативный комментарий по данной теме. Учитель из Вурнары (Чувашия) говорит примерно то же самое: «Приходим до 8 часов, уходим после 15 часов. Экзамен продолжается 3 часа 55 минут, нам оплачивают только три часа по 100 руб. за час. За такую ответственную работу?!» К сожалению, подобных комментариев много, хотя сравнительно с прошлым годом меньше.
Ежегодные споры вокруг ЕГЭ, вызванные сложными заданиями, низкими баллами, техническими проблемами и трудностями с организацией, привели к возникновению очередного законопроекта об отмене единого государственного экзамена в качестве выпускного и вступительного в образовательные организации высшего образования. Такое предложение было опубликовано в Telegram-канале замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослава Нилова. Вспомним, что такие же законопроекты уже вносились партией в 2016 и 2018 годах, однако были отклонены в первом чтении.
Выдержит ли ЕГЭ очередной удар?
Ника ТКАЧЕНКО
Комментарии