search
main
0

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году

Какие изменения ждут экзамен?

В 2022 году школы наконец выпустят первых ребят, обучавшихся по ФГОС второго поколения, а значит, нас ожидают и глобальные изменения в моделях государственной итоговой аттестации. Задания должны стать более практико-ориентированными, проверять не только знания, но и те самые универсальные учебные действия, которые учителя старательно формировали на протяжении 11 лет. В августе этого года были опубликованы обновленные демонстрационные варианты.

 

Какие же изменения ждут экзамен по русскому языку? В сущности, не такие уж глобальные. Экзамен уже включает большой объем заданий, которые требуют от учащегося именно практического применения навыков. Важно лишь расставить приоритеты, и на сегодняшний день они очевидны: работа с текстами различных стилей и жанров. Именно на это и направлены основные изменения в КИМах. Их всего три.

Во-первых, разработчики существенно изменили подход к анализу. Если раньше работа начиналась с небольшого текста в научном стиле, в котором учащиеся должны были определить лишь главную мысль, теперь экзамен открывается углубленным стилистическим анализом. Дети должны уметь верно определять стилистическую окраску лексики, находить выразительные средства на уровнях грамматики и пунктуации.

Приведу пример из сборника «ЕГЭ 2022. Русский язык. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ». Вариант 10. Задания 1-3. Для анализа предлагается переработанный текст А.С.Серафимовича. Ученики должны проанализировать утверждения об использовании лексики («В тексте отсутствует экспрессивная лексика, слова используются только в прямом значении, отсутствуют языковые штампы»), средств выразительности («Созданию образности текста, выражению особенностей авторского восприятия морской стихии способствует использование олицетворений»), о грамматических особенностях («Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: частое использование междометий, отсутствие определительных словосочетаний…» и т. д.); об использовании синтаксических средств (ряды однородных членов, причастные и сравнительные обороты).

Обязательно в задании присутствует утверждение об общем стиле текста. Также в задания включены такие формулировки: «В тексте присутствует яркая глагольная лексика, используются глаголы в переносном значении», «Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых используемые в изобразительной функции ряды однородных членов…» и т. д. Работа с этим заданием требует от обучающегося вдумчивого анализа лексики, способов выразительности в тексте. От учителя в свою очередь потребуется большой объем нового материала для помощи в подготовке к экзамену: заданий такого типа мы не встречали ранее.

Во-вторых, задания 16 и 19 получили расширенный языковой материал. Так, в текстах заданий раньше встречались преимущественно предложения из художественных произведений, теперь здесь можно встретить материалы публицистических очерков. В демонстрационной модели экзамена на сайте ФИПИ и в сборниках для подготовки к экзамену, составленных разработчиками ЕГЭ, можно обнаружить, что задание 19 содержит информацию об истории некоторых слов, географических и культурных объектах, растениях.

Так, например, готовясь к итоговой аттестации со сборниками издательства «Экзамен», ребята узнают много нового об острове Балчуг, о некоторых улицах Москвы и Санкт-Петербурга, о бронзовой статуе Петра Великого, о сирени, цикории и многом другом. Мы уже встречали такой подход в обновленных экзаменационных заданиях для девятиклассников (такой же принцип используется в текстах задания 2).

Безусловно, эти изменения кажутся приятными, ведь, готовясь к экзамену, выпускники не только оттачивают мастерство решения тестовых заданий, но и обогащают свой словарный запас, знакомятся с важнейшими объектами культурного наследия страны. Лично для меня важно не превращать подготовку к экзамену в бессмысленную муштру – работать с заданиями, развивающими попутно кругозор, гораздо интереснее и эффективнее.

В-третьих, изменилось само задание 16. Суть осталась прежней: поиск предложений с одной запятой. Однако вместо привычного подбора двух предложений выпускники теперь будут сами определять количество правильных ответов. Соответственно, теперь за задание нельзя получить «половинку»: есть только один тестовый балл за правильное решение, с этим и связано снижение общего тестового балла за экзамен – вместо 59 теперь можно набрать максимум 58 баллов.

Сочинение с прошлого года изменений не претерпело – немного уточнены критерии оценивания для работ объемом 70-150 слов.

Итак, что же получается в итоге? Экзамен претерпел совсем небольшие изменения, но, кажется, все-таки в лучшую сторону – мы все дальше уходим от натаскивания на ответы и двигаемся в сторону экзамена, способного помочь в расширении кругозора, несущего в себе функцию не только контроля, но и развития. Нужно ли было добавлять задание на стилистический анализ? Безусловно (не потому что мы растим писателей, просто мы живем в информационно насыщенном мире, а решение нового варианта задания учит внимательно информацию анализировать).

Расширять языковой материал? Обязательно! Именно так мы даем место истинному образованию в процессе изнурительной подготовки. Главное теперь выбрать для себя те сборники заданий, которые действительно будут этому способствовать. Несколько лет готовлю рябят по сборникам И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой, Р.А.Дощинского и М.С.Смирнова и в этом году сделала выбор в пользу сборника «ЕГЭ 2022. Русский язык. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ». На мой взгляд, именно этот сборник полностью соответствует новой демоверсии и содержит достаточно интересный и богатый материал для работы.

Анастасия ДИМИТРИЕВА, учитель русского языка и литературы школы №2, Псков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте